search
main
0

Рецепт пряника дружбы

Через «Вектор возможностей» к «Учителю будущего»

Среди всевозможных съеденных мной за жизнь сладостей запомнился пряник. Да-да, не торт, не изысканный десерт, а пряник. Особенный. Пряник дружбы. Таких не купить в магазине. Не заказать в Интернете. Даже за большие деньги. Его нужно испечь своими руками и привезти друзьям за полторы тысячи километров. Притом сделать это надо сюрпризом. Именно так, как сделала моя давняя подруга и замечательная коллега из Ульяновска Ольга Мартыненко в 2018 году, приехав в Санкт-Петербург на открытие финала конкурса «Учитель года». В шумной суете этого праздника я не сразу услышала звонок. Удивилась, узнав знакомый голос Ольги, и уже через несколько минут мы с моим соконкурсантом из Брянска Юрием Клюевым обнимали нашу дорогую Олю, сделавшую нам такой чудесный сюрприз! Еще бы, все мы подружились в 2014 году на учительской конференции, и так радостно было встретиться накануне конкурсных испытаний!

Команда молодежного министерства просвещения и воспитания
Фото Ольги МАРТЫНЕНКО

«Здесь пряник дружбы, обязательно съешьте его вместе! Поддерживайте друг друга!» – распорядилась Оля, вручая нам сверток. Надо ли говорить, что этот пряник навсегда остался в памяти, как и неподдельная сердечность нашей дорогой подруги из далекого Ульяновска.

В наше время расстояния не помеха для тех, кто хочет поддерживать отношения и не терять друзей. Поэтому мы всегда оставались на связи, радуясь успехам и достижениям друг друга. Особенно радовали известия из Ульяновска, где актив молодых учителей во главе с Ольгой Сергеевной Мартыненко в последнее время развил настолько кипучую деятельность, что в нее оказались втянуты и мы с директором лицея №1 имени А.С.Пушкина г. Брянска Юрием Александровичем Клюевым уже в роли экспертов жюри конкурса ScienceLOCK, о нем чуть позже.

На данный момент на территории России работает большое количество сообществ молодых педагогов – советов, ассоциаций, клубов. И только одно молодежное министерство – в Ульяновской области. Сама идея создания профильного министерства, как и регионального молодежного правительства, была реализована в 2016 году. В 2018‑м в Молодежное министерство просвещения и воспитания пришла новая команда, изменившая подход к работе молодежного министерства с молодыми педагогами. Вместе с молодыми педагогами-лидерами из всех муниципалитетов были озвучены и рассмотрены проблемы, определены основные направления работы. Все это дало старт региональному проекту – общественной педагогической лаборатории «Вектор возможностей», которая представляет собой открытую площадку поддержки и профессионального роста молодых педагогов с опытом работы до 5 лет. За три года полноценной работы от исходного проекта остались лишь название и общая идея – помочь молодым педагогам и поддержать их в первые годы работы.

Сам проект давно вышел за рамки задуманного на старте и, можно сказать, перерос сам себя, расширившись, как и само молодежное министерство. Сейчас Молодежное министерство просвещения и воспитания – это семнадцать активных студентов и молодых педагогов – призеров и участников регионального и муниципального этапов конкурсов «Учитель года» (Маргарита Королева – 2018 г., Юлия Загайнова – 2020 г.) и «Педагогический дебют» (Андрей Замальдинов, Юлия Загайнова – 2012 г., Варвара Монахова, Маргарита Королева – 2014 г., Вилена Кошева – 2015, 2016 гг., Вадим Солаев – 2017, 2018 гг., Анастасия Курзина – 2020 г., Полина Ащева – 2021 г.), «Персональный успех» (Анастасия Герасимова – 2018 г.), Всероссийского конкурса учителей математики, физики, химии и биологии фонда «Династия» (Ольга Мартыненко – 2011, 2012, 2014, 2015 гг.), членов предметных ассоциаций. После объявления об обновлении национального проекта стало понятно, что «Вектор возможностей» – это молодежное видение федерального проекта «Учитель будущего».

Сейчас «Вектор возможностей» включает пять крупных проектов и две летние акции, которые в совокупности позволяют быстрее пройти процесс адаптации на рабочем месте, начать вырабатывать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, повысить профессиональный уровень и свободно пообщаться с коллегами на волнующие темы.

Семинар-погружение «КАМиН» – трехдневный семинар-погружение для молодых педагогов, пришедших в образовательные организации в текущем году, в одном из летних лагерей области. Он реализуется в рамках регионального августовского педагогического форума, и, по сути, с него начинается «Вектор возможностей» молодых педагогов Ульяновской области. Семинар дает право еще «зеленым» педагогам посетить мастер-классы молодых и опытных коллег (членов клубов «Учитель года», «ИМ-Пульс», предметных ассоциаций), показать собственные интересные приемы работы из лагерной жизни или уже примененные на практике.

В рамках семинара проходят две интересные акции. «Учитель учителю – даром (УУД)», где педагоги обмениваются уже ненужной методической литературой с коллегами, кроме того, Информационный центр по атомной энергии г. Ульяновска предоставляет научно-популярную литературу и плакаты для оформления кабинетов.

«Флеш на старт» – команда проекта собирает банк полезных материалов (нормативные документы федерального и регионального уровней, полезные ссылки, разработки уроков, контактные данные отделов министерства и т. п.) и вручает флешки с этими файлами молодым педагогам, впервые пришедшим в образовательные организации Ульяновской области, на закрытии семинара «КАМиН».

В 2020-2021 году впервые была запущена образовательная программа «Inter’активная школа» – серия семинаров для педагогов в очном и заочном форматах, где происходит обмен опытом в форматах «молодые – молодым» и «опытные – молодым». Семинары проходят два раза в месяц в очном и дистанционном форматах на самые актуальные темы. В этом году спикерами программы стали педагоги из четырнадцати регионов России, Казахстана и Беларуси. Все занятия записываются и выкладываются в социальные сети, что позволяет охватить еще большее количество педагогов. Темы программы изначально определяются педагогами – участниками семинара-погружения, затем корректируются и дополняются участниками проекта «Вектор возможностей». В следующем году спикерами программы будут те яркие молодые педагоги, которые привлекли внимание на мероприятиях проекта.

Еще три проекта площадки «Вектор возможностей» направлены на демонстрацию полученных знаний, развитие педагогического творчества и получение обратной связи от молодых и более опытных коллег. Интересно, что за представление опыта на каждом мероприятии участники получают сертификаты с подписью министра просвещения и воспитания Ульяновской области, которые учитываются при прохождении процедуры аттестации на получение квалификационной категории.

«Уютные уроки». Этот проект направлен на демонстрацию молодыми педагогами нестандартных приемов и методов обучения и воспитания. Он начинается в декабре – январе, когда педагоги проводят неформатные уроки для плавного перехода на продолжительные каникулы и последующей адаптации обучающихся к новому учебному периоду. Затем участники представляют конспекты занятий и делятся эмоциями в ходе проведения мероприятий.

Пленэр Prime Time нацелен на обогащение программ работы летних лагерей (в особенности пришкольных) и детских садов нестандартными занятиями на открытом воздухе для разновозрастных групп воспитанников. Здесь нет границ педагогического творчества и ограничений рамками программы, каждый педагог может открыться с неожиданной стороны и провести занятие по хобби или интересной для него теме.

Фестиваль молодых педагогов «Педагогическая проба». Здесь молодые педагоги выступают со своими наработками перед молодыми коллегами и экспертами, получая консультативную помощь и поддержку. Это не конкурс, за который ставятся баллы и определяются победители, а проба педагогического пера молодого специалиста, место живого общения опытных и молодых учителей. С каждым годом фестиваль расширяется, сейчас это более 700 педагогов-участников, это единственная площадка в регионе, где опытом могут поделиться учителя, педагоги коррекционных школ и дополнительного образования, преподаватели ссузов, работники дошкольных организаций, классные руководители, вожатые, психологи и другие молодые специалисты сферы образования.

Кроме «Вектора возможностей» Молодежное министерство просвещения и воспитания реализует еще несколько проектов. Визитной карточкой министерства как формата отдыха и неформального общения педагогов стали тематические СПИ-вечера – интеллектуальные квизы на самые разные темы с нестандартной организацией игры. Участниками СПИ-вечеров стали педагоги, студенты и школьники из 45 регионов России, они проводились на региональных этапах конкурсов «Педагогический дебют» и «Учитель года», чемпионате региональных учительских команд 2019 и 2021 годов, межрегиональном форуме молодых педагогов и их наставников «Таир»-2019, II Всероссийской научно-практической конференции «От советской школы к российской школе XXI века», экскурсионном туре по атомным городам для победителей Всероссийского конкурса «Атом рядом». Игры проходят почти каждый месяц на разных площадках города и привлекают стабильно большое количество участников.

Новшеством 2021 года стал конкурс педагогического мастерства для молодых учителей биологии, химии и математики ScienceLOCK, организованный совместно с Информационным центром по атомной энергии г. Улья­нов­ска. С апреля по июнь молодые педагоги из 7 регионов России проходили 3 конкурсных испытания – описали собственную концепцию преподавания предмета, разработали технологическую карту урока на тему одного из фундаментальных понятий и решали педагогические кейсы. Особенностью конкурса стало то, что финал проходил сразу в очной и дистанционной формах. Отмечу от себя отличную организацию работы межрегионального жюри: проводить экспертную оценку было интересно и комфортно благодаря четкой и понятной системе критериев и возможности участия в общем обсуждении и подведении итогов конкурса.

Также одним из проектов молодежного министерства стало формирование волонтерского корпуса – это ученики и выпускники молодых учителей из команды министерства. Ребята получают навыки командной и организационной работы, помогая проводить все мероприятия молодежного министерства. Такое взаимодействие дает определенные результаты: медиаволонтеры сейчас проходят практику на ГТРК «Волга-Ульяновск», а окончившие 11‑й класс поступают в педагогический университет, понимая, что в системе образования работать интересно и нестрашно. Самое приятное, что четверо ребят после поступления в вузы продолжают взаимодействие с командой молодежного министерства, даже находясь на приличном расстоянии в других регионах страны.

Трехлетняя работа Молодежного министерства просвещения и воспитания Ульяновской области дает свои результаты – многие участники проекта повысили свою квалификационную категорию, стали участниками профессиональных конкурсов и остались в Ульяновской области. Успешная работа – результат общей работы с партнерами: областным клубом «Учитель года» и клубом воспитателей и организаторов воспитания «ИМ-ПУЛЬС», Ульяновским государственным педагогическим университетом имени И.Н.Ульянова, Центром образовательных перспектив и инноваций УлГПУ, предметными ассоциациями, региональным Институтом развития образования, а также Информационным центром по атомной энергии г. Ульяновска. Работа команды молодежного министерства, выстроенная совместно с министром просвещения и воспитания Ульяновской области Н.В.Семеновой и региональным министерством при поддержке кураторов С.А.Закировой и О.А.Захаровой, полностью соответствует федеральной и региональной политике в системе образования. При этом проекты сохраняют ориентацию на работу с молодыми педагогическими кадрами – поддержку и повышение их профессионального уровня, скорейшую адаптацию и закрепление на рабочих местах, также работа дает прямой эффект и для учащихся – с таким педагогом интересно получать новые знания, расти и развиваться.

А еще Молодежное министерство просвещения и воспитания открыто к взаимодействию с любыми организациями из других регионов: все мероприятия широко освещаются на страничках министерства в соцсетях, а также на отдельном сайте проекта «Вектор возможностей» project1537989.tilda.ws.

Я очень рада, что мне представилась возможность сотрудничать с этой замечательной командой, и советую всем, кто работает с молодыми педагогами, подружиться с этими креативными и инициативными ребятами, уверена, что они поделятся не только рецептом пряника дружбы, в котором точно знают толк, но и всеми своими идеями и начинаниями!

Юлия КАПАЛКИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте