Анализ представленных на конкурс “Сто друзей” работ подтолкнул меня к размышлениям. Подавляющее большинство учителей исходят из ложной посылки на то, что здоровье у детей можно приумножить через знания и рассуждения о здоровье, а не из простой истины: здоровье – это постоянные собственные усилия и движения. Это созидательное творчество, непосредственно в учебном классе, в учебном процессе.
Такое представление, похоже, далеко не случайно. Дело в том, что уже многие поколения воспитаны на том, что ведущей и самодовлеющей ценностью нашей жизни, в т.ч. детей, является некая сумма знаний и информации, которые сами по себе воплощаются в добродетельные реальные дела. Сегодня, похоже, подавляющее большинство педагогов (специалистов по математическим, физическим, химическим и прочим наукам) убеждено: именно такие знания и могут сделать детей здоровыми, красивыми, свободными и нравственными. Но вся наша беда в том, что такое представление давно укоренилось в качестве некой мифической веры. И мало кто задумывается, что “голые”, отрешенные от рукотворных дел знания давно уже стали чем-то вроде психонаркотика.
Действительно, сегодня один современный компьютер может “знать” больше того, что люди могут удерживать в своей голове. И даже обыгрывать в шахматы чемпионов мира. Но ни одна из машин не имеет и никогда не будет иметь того, что может и должен иметь природосообразный ребенок и человек – творческую и любящую душу. Душа и только душа – самое важное, самое главное, что возвысило нас над миром животной жизни и что сделало нас людьми. Но это уже предмет отдельного разговора.
На примере одного из городов Московской области мы сравнили: как часто болеют дети у учителей, у которых им хорошо и интересно, и у тех, у которых им плохо, тяжело, некомфортно.
Результат оказался потрясающим. В первом случае уровень заболеваемости детей за учебный год был в 2-2,5 раза ниже, чем во втором.
Каковы же главные итоги усилий медиков всей страны? Процитирую министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко (“МГ” от 28.03.2001 г.).
“Высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. Ежегодно в стране регистрируется 155-185 млн. случаев заболевания острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. – с впервые установленным диагнозом.
Особенно быстрыми темпами растет заболеваемость врожденными аномалиями, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, а также нервной и органов чувств.
Ежегодно в стране регистрируется от 15 до 17 млн. больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Общее число психических больных за эти годы возросло с 3,14 млн. до 3,88 млн., или на 19,1%, а интенсивный показатель – с 2117,2 до 2667,5 на 100 тыс. населения, или на 26%.
Крайне напряженная эпидемиологическая обстановка сложилась по заболеваниям, передаваемым половым путем. Зарегистрировано 1 млн. 165 тыс. больных, в т.ч. 271 тыс. – сифилисом и 175 тыс. – гонореей. Интенсивный показатель заболеваемости сифилисом увеличился с 4,3 случая на 100 тыс. населения в 1990 г. до 277,7 случая в 1997 г., т.е. в 64 раза”.
А теперь представим, что завтра все учителя стали работать исходя из мотивов и интересов ребенка. Это значит, что спустя несколько лет педагоги смогли бы уменьшить число “болячек” у детей в 2-2,5 раза! И это только начало.
Вот где лежит стратегия борьбы с наркоманией, курением, половой распущенностью детей!
В современном Базисном учебном плане есть все, кроме подходов и принципов работы с детьми, на основе которых у детей формируется живая душа. Существующий Базисный учебный план игнорирует то, что делает детей истинно людьми, – чувственно-образную эмоционально-смысловую основу в организации учебного процесса. И это не случайно: все эти структуры замыкаются на правое полушарие. А официальная концепция строительства отечественной школы – вербальная, т.е. левополушарная, рассудочная.
Безусловно, в этом нет персональной вины конкретного учителя. На таких принципах сегодня работают почти все педагогические вузы. На них подготовлено уже не одно поколение учителей. И часто многие работают с душами детей не благодаря существующим официальным правилам и программам образования, а вопреки им. Присланные работы на конкурс во многом пример тому.
Отрадно, что в ряде работ просматривается изобретательство, творческий поиск учителя-сподвижника, организатора, любящего детей педагога. Это работы Демина Станислава Ивановича (г.Киров); Жупанской Ларисы Ивановны (Красноярский край); Уласевич Ольги Николаевны (г.Липецк); Котельниковой Надежды Кирилловны (г.Норильск); Сорокиной Натальи Ивановны с соавторами (г.Волгоград); Фроловой Галины Михайловны (Оренбургская обл.).
Вместе с тем вызывает глубокое сожаление, что в присланных работах не хватает главного: объективного медико-физиологического сопровождения. Нет сравнительного обследования детей в начале и в конце учебного года. Нет того, как часто болели дети в классе в течение года до внедрения тех или иных педагогических инноваций и спустя год. А без этого оценивать качество и эффективность влияния учителя на здоровье детей не представляется никакой возможности.
Вызывает сожаление и то, что многие работы представлены как план-программа, т.е. как добрые и умные разработки, являющиеся не более чем благими пожеланиями. Замечу, что именно этим сегодня отличаются и все так называемые здравоохранительные программы, которые принимаются даже в качестве федеральных и хорошо финансируются.
Владимир БАЗАРНЫЙ,
доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории ФЗПО, д.м.н., почетный работник образования
Комментарии