Эффективность (от лат. effectivus – дающий определенный результат, действенный) – один из важнейших показателей успешности межличностных и межгрупповых контактов, отражающий соотношение желаемого (предполагаемого, ожидаемого) и реально достигнутого результатов.
Эффективностью педагогического общения во многом, а часто и в основном, определяют эффективность педагогических взаимодействий, установления конструктивных партнерских взаимоотношений педагога с обучающимися, родителями, коллегами, руководством школы. Эффективность общения педагога зависит как от его мировоззренческо- профессиональных установок (отношения к себе, к учащимся, к школе), так и от его уровня владения техникой общения.В мировоззренческо-профессиональном плане эффективности педагогического общения способствует прежде всего направленность учителя на учащихся, глубокое внимание к их интересам, потребностям и состояниям. Как писал известный швейцарский педагог и психолог И.Г.Песталоцци: «Мое внимание, доведенное до осторожности и тщательности, есть основа моей добродетели». Речь идет о внимании к ученикам и коллегам, об осторожности и тщательности подбора слов и фраз, невербальных проявлений, то есть о тактичности в общении. При этом необходимо каждый раз полностью настраиваться на нового собеседника, избегая стереотипизации людей и ситуаций по тому или иному признаку, от чего в свое время предостерегал классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, говоря о «вреде» предыдущего опыта педагогического общения.Барьером в общении педагога и учащегося оказывается привычка учителя постоянно интерпретировать, оценивать, комментировать… В результате педагоги слышат только самих себя по поводу сказанного учеником.Эффективность стратегии общения на основе стремления подстроиться к партнеру остроумно и образно подчеркивает выдающийся американский психолог Карл Роджерс: «Я очень люблю мороженое с клубникой. Но когда я иду на рыбалку, то насаживаю на крючок вовсе не мое любимое мороженое, а неприятно пахнущих извивающихся червей… И, что самое удивительное, рыба клюет именно на них». Игнорирование или обесценивание мнений и позиций учащихся, попытка навязать им свою точку зрения – барьер в общении, который не позволяет успешно достигать желаемых результатов, то есть делает педагогическое общение неэффективным.Направленность педагога на учащихся выражается также в желании и умении их слушать. Барьером в общении оказывается распространенная в учительской среде привычка постоянно интерпретировать, оценивать, комментировать услышанное от учащихся. В результате педагоги слышат не столько собственно другого человека, сколько самих себя по поводу сказанного. Как метко подметил один из учителей, участников тренинга педагогического общения, по поводу своих контактов с учащимися: «Я не то что их не слышу… На самом деле я их даже не слушаю. Как максимум я могу помолчать, пока они говорят». Постоянно, незаметно для себя, выставляя оценки словам собеседников, учителя часто невольно остаются в позиции «экзаменаторов», неспособных к конструктивному партнерскому общению со своими учениками.Важное условие эффективности педагогического общения также открытость учителя в процессе общения, которая опирается на принятие себя, своих индивидуальных особенностей и профессиональных обстоятельств. Большинство педагогов боятся выглядеть неуспешными в глазах не только учащихся, но и своих коллег, боятся, что их не так поймут, осудят руководители и родители. Другими словами, учителя боятся оказаться отрицательно оцененными и непринятыми. Этот страх обусловливают стеснительность, скованность, пассивность, которые не позволяют педагогам реализоваться в общении, лишают их общение искренности и глубины, делая его поверхностным и малозначимым. Более того, если учитель пытается особенно тщательно скрывать какую-либо свою проблему или обстоятельство, то этим он вызывает повышенный интерес других именно к этому обстоятельству. Общение становится не только неэффективным, но и конфликтным и стрессогенным.Приемы коммуникацииВладение техникой педагогического общения предполагает адекватное использование различных приемов вербальной (словесной) и невербальной коммуникации. Эффективность общения во многом зависит от того, как выстроена логика высказываний, какие фразы (агрессивные, побуждающие, поддерживающие) используют в речи, какие образы (зрительные, слуховые или чувственные) предлагают вниманию учащихся с учетом особенностей их восприятия, в какой позе мы ведем общение, какими жестами пользуемся. Часто педагоги недооценивают значение этих «мелочей» в общении. Вместе с тем именно свободное владение коммуникативными техниками и приемами позволяет учителю стать мастером педагогического общения, неизменно достигающим желаемых результатов. Например, если мы разделяем точку зрения нашего ученика, то можем сказать «Ты прав!» или «Я согласен с тобой!». В первом случае с психологической точки зрения мы невольно даем оценку, как бы подчеркивая, что мы-то сами точно знаем, как должно быть. Мы как бы занимаем позицию сверху, этак похлопываем ученика (родителя, коллегу) по плечу: «А ты, парень, тоже соображаешь…» Во втором случае мы занимаем равную позицию, присоединяемся к мнению собеседника, как бы пропуская его вперед. Очевидно, что во втором случае мы демонстрируем свою психологическую компетентность, повышая самооценку учащихся, вызывая к себе их, пусть даже неосознанную, симпатию. Именно из подобных «мелочей» формируется отношение собеседников друг к другу.Для слабо заинтересованных и малообразованных людей лучше подходит эмоциональное и ассоциативное сообщение, непосредственно побуждающее к действиям.Многочисленные исследования эффективности общения показали, что степень доверия к услышанному зависит от субъективного восприятия компетентности и надежности собеседника (должности, звания), его искренности, а также от того, насколько полученная информация совпадает с нашими собственными представлениями и исходными установками. Люди склонны больше доверять информации, полученной от тех, кто похож на них (внешне, этнически, мировоззренчески), а также от тех, кто отстаивает определенные позиции в ущерб собственным интересам. Оказалось также, что быстрая речь более убедительна, чем медленная. Логичные и обоснованные сообщения более эффективны в среде заинтересованных интеллектуалов, а для слабо заинтересованных и мало образованных людей лучше подходит эмоциональное и ассоциативное содержание сообщений, непосредственно побуждающее к действиям. Установлено также, что на эффективность общения влияют взаиморасположение собеседников в пространстве, интенсивность и адекватность использования жестов, богатство мимических проявлений собеседников и многие другие факторы.Можно говорить об одаренности в сфере общения тех, кто от природы открыт и социально активен, внимателен к другим людям, способен подстраиваться к их интересам и проблемам, умеет слушать и убеждать своих собеседников, делать эффектные комплименты. Педагоги могут также становиться мастерами общения, приобретая разносторонний жизненный опыт, изучая социально-психологические законы и феномены в процессе специального образования и самообразования, а также сознательно овладевая техниками и приемами эффективного общения путем участия в различных коммуникативных тренингах. Как правило, именно такие педагоги становятся лидерами, добиваются серьезных успехов, реализуют свои карьерные устремления.Многолетний опыт проведения тренингов общения позволил нам с коллегой Сергеем Дерябо разработать учебное пособие для дополнительного образования «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства», написанное в жанре научно-популярного издания. Эта книга, написанная уже двадцать лет назад, в свое время стала настоящим бестселлером, успешно выдержала несколько изданий в издательствах «Смысл» и «Academia» и остается актуальной, несмотря на широчайший выбор современной литературы по психологии общения.Витольд Ясвин, доктор психологических наук, профессор, тренерИнформация к сведениюВ Государственном институте русского языка им. А.С.Пушкина реализуют программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области делового общения на русском языке, эффективной коммуникации. Эти программы рассчитаны на совершенно разные аудитории, их освоение возможно в дистанционном формате. Кроме того, институт разрабатывает программу дистанционного обучения, направленную на формирование коммуникативной компетентности педагогов. Программы включают цикл видеолекций, комплекс упражнений для самостоятельной подготовки, а также консультации слушателей.Узнать подробнее о программах и записаться на обучение можно на сайтах: www.dpomos.ru, www.pushkin.instituteОнлайн-обучение организуют на портале «Образование на русском»: www.pushkininstitute.ruКонтакты: +7 495 330 87 74, CDO@pushkin.institute
Комментарии