search
main
0

Речь как искусство. Она не любит слова «урок»

Они встретили меня вдвоем на пороге школы – директор 3-й белгородской гимназии Галина Ивановна Заморозова и учитель искусства речи Наталья НЕМЫКИНА. Я видела педагогов впервые, но мне показалось, что я встретилась с очень давними и верными друзьями… А может быть, так и есть. Наталья Ивановна, ставшая победителем в номинации «Сценарии уроков» девятого конкурса методических разработок «Сто друзей», – наш автор. Галина Ивановна – читатель, в эту школу она пришла сразу после студенческой скамьи, стала учителем, а в 1989 году – директором, конечно, в педагогической и управленческой деятельности без педагогической прессы не обойтись.

Времени на встречу было отведено немного. Но я успела узнать, какая здесь богатая история. В этом здании, оказывается, школа существует с 1940 года. Во время Великой Отечественной здесь был госпиталь, после Победы – девятилетка, а затем – одиннадцатилетка. С 2000 года это учебное заведение носит статус гимназии.

Наталья Немыкина здесь работает всего год, до этого была учителем русского языка и литературы частной школы «Искорка». В частную школу Наталью Ивановну пригласили из государственной как мастера подготовки «высококачественных» выпускников. Долгое время Наталья брала только 11-е классы. Развитие речи всегда было ее коньком. Но вот руководитель частной школы, где Немыкина была заместителем директора по научно-экспериментальной работе, предложила взять начальные классы – ведь начинать работать над речью лучше как можно раньше, тогда у старшеклассников появится без всякого принуждения вкус к творчеству. Попробовала. Получилось!

В 3-й гимназии искусству речи Наталья Ивановна обучает четвероклассников. Мы познакомились с ними, прервав на минутку другой урок. Дети показали мне свои творческие работы. Параллельно выяснилось, что в субботу многие ребята не смогут прийти на занятие Немыкиной – какое-то важное мероприятие. Дети недовольно выдыхают: «У-у-у…»

Потом мы долго разговариваем с нашим лауреатом и никак не можем наговориться. Наталья Ивановна рассказывает о том, какие необычные занятия проводит с учениками. Например, такая тема: «Где же лето?» Все занятие дети и учитель ищут лето. Это сказочное путешествие. Они обращаются к солнцу, китам – вдруг лето на дне океана спряталось? Наталья Ивановна включает аудиозапись криков китов, дети закрывают глаза, представляют себя сидящими на берегу океана, пытаются понять, о чем говорят киты… О том, что идет подбор метафор, выразительных, образных средств языка, знает только учитель.

В этом году программе по искусству речи, которую создала Наталья Немыкина, исполняется десять лет. Чем она необычна? «Мне кажется, сформулировав тему, например, так: «Понятие о стилях речи», отбиваешь охоту заниматься. Я беру какую-нибудь очень красивую цитату: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось» или «На душе, как в синем небе, после ливня чистота», «Что такое этот ветер, этот грохот, этот гул?». Сразу другой настрой». Между прочим, самое нелюбимое слово Натальи Ивановны – «урок». Потому что дети его не любят. Она нашла синонимы: «студия», «мастерская», «творческое занятие».

О конкурсе «Сто друзей», который проводит «Учительская газета», Наталья Немыкина слышала давно, но не решалась принять участие. Хотя публикаций в прессе у белгородского педагога достаточно, возможно, скоро появится и книга сценариев уроков. Просто у Натальи Ивановны такая привычка: сначала долго «выдерживать» материал, который выходит в свет, предлагается коллегам. На первом педсовете в 3-й гимназии она прочитала объявление в «УГ» и решила отослать два сценария. Теперь на доске в вестибюле школы, где вывешивают поздравления победителям различных конкурсов, появилась заметка и о всероссийском триумфе Натальи Немыкиной.

В наш разговор ворвался перезвон. По соседству со школой Смоленский собор, при котором, кстати, есть воскресная школа, где преподает Наталья Ивановна. Была пасхальная неделя, когда каждый может попробовать себя в роли звонаря, и мы с Натальей Немыкиной поднялись на колокольню. Непросто извлечь из колокола красивый, чистый звук. Но еще сложнее – научить детей красиво и свободно говорить на родном языке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте