search
main
0

«Речь идет о пареньке простом, деревенском». Сценарий урока внеклассного чтения в 8-м классе «Уроки Шукшина» (по рассказу В.М.Шукшина «Племянник главбуха»)

Тип урока: урок аналитического чтения.Цель: формирование читательской компетенции учащихся.

Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник «Хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч.», автор-составитель В.Я.Коровина.Задачи Образовательные: вырабатывать у учащихся навыки филологического анализа текста, умение определять идею текста, авторскую позицию. Развивающие: 1. Способствовать развитию ассоциативного мышления учащихся, обогащению словарного запаса, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися выразительными средствами языка.2. Формировать у учащихся умение применять знания в новых ситуациях.Воспитательные: 1. Вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина.2. Воспитывать ответственность за свои поступки, способствовать пониманию учащимися истинных жизненных ценностей, воспитывать любовь к родному дому, к родной земле.Планируемые результатыПредметные: владение литературоведческими понятиями «сюжетные элементы», «символические образы», «фольклорные мотивы», «художественные детали»; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; умение работать со словарем и справочной литературой; умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения.Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.Метапредметные: умение определять цели в работе, планировать свои действия, осмысливать и применять полученную информацию; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение; работать индивидуально и в группе, слышать другого, уважительно относиться к мнению другого; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, точно и ясно выражать свои мысли.Ресурсы: текст рассказа Шукшина «Племянник главбуха», словари или распечатки словарных статей, распечатки заданий для групп, распечатки высказываний В.М.Шукшина о жизни и людях, презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, медиапроектор, мультимедийный проигрыватель Winamp.Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.Технология: личностно ориентированное обучение.Подход в обучении: системно-деятельностный.Методы работы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.Приемы: аналитическая беседа, анализ текста, работа со словарем, использование ИКТ, написание эссе, рефлексия.Опережающее задание: прочитать рассказ В.М.Шукшина «Племянник главбуха».Ход урока1. Организационный момент Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний день дарует нам еще одну возможность поговорить о творчестве нашего земляка. «Лицом к лицу лица не увидать. // Большое видится на расстоянии…» Эти есенинские строки очень точно выражают суть творчества В.М.Шукшина. Проходят годы, и мы убеждаемся, какой самобытный талант был рожден на нашей земле. Писатель, актер, режиссер, сценарист, завоевавший искреннюю любовь читателей и зрителей. (Демонстрируется презентация, посвященная ярким актерским и режиссерским работам В.М.Шукшина.) За свою творческую карьеру он сыграл почти двадцать восемь ролей, написал сценарии к девяти фильмам, как режиссер поставил шесть кинокартин. Презентация сопровождается словами Шукшина: «Родина… И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? …Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив».2. Подготовка к восприятию темы урока Актуализация знаний, мотивация, формулировка темы, целеполагание, создание проблемной ситуации.Учитель: «Василий Макарович Шукшин обращается к обыденному, казалось бы, незначительному факту, но при этом помогает найти ответы на вечные вопросы бытия, обогащает читателя более глубоким пониманием жизни» (В.Горн).Предлагаю наше занятие назвать «Уроки Шукшина (по рассказу В.М.Шукшина «Племянник главбуха»)». Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, какие ассоциации, мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на этот слайд.  (На слайде изображена дорога.) Ученики: Путь домой, путь из дома, жизненный путь, путь в творчестве, в искусстве…Учитель: Как вы думаете, легко ли найти свой путь? И что значит – найти свой путь?Ученики: Свой путь найти непросто. Идти своим путем – действовать самостоятельно, никому не подражая, нести ответственность за свои поступки.Учитель: Обратимся к этимологии слов «дорога» и «путь».Ученики обращаются к Этимологическому словарю.Дорога. Общеславянское слово. Производное (суф. -г-) от той же основы, что и дор – «расчищенное место», дьрати – «драть». Путь. Древнерусское – путь (дорога, путешествие). Старославянское – путь. Латинское – pontis (мост). Изначально словом «путь» называли дорогу через реку (брод). Ученики: Расчищать, драть – значит прилагать немалые усилия, чтобы идти вперед. Учитель: Почему сегодняшний урок мы начали с разговора о жизненном пути? Важен ли для вас разговор о жизненном пути?Ученики: Мы скоро окончим школу, и нам предстоит выбирать свой путь в жизни, покинуть родные стены, как когда-то ушел из родного дома Василий Шукшин.  Учитель: Как вы думаете, нашли ли свое отражение в рассказе «Племянник главбуха» факты биографии Шукшина? Ученики: Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец, Макар Леонтьевич Шукшин, и мать, Мария Сергеевна Шукшина (в девичестве Попова), были уроженцами той местности. В 1930 году, во время сплошной коллективизации, они вступили в колхоз. Макар Леонтьевич работал в колхозе механизатором на молотилках. В 1933 году он подвергся репрессиям, его арестовали и позднее расстреляли. Мать осталась с двумя детьми на руках – Василию было четыре года, а его сестре Наталье  всего два. Мать вышла замуж во второй раз за Павла Куксина. Во время войны отчима призвали на службу, через год принесли похоронку. Больше Мария Сергеевна замуж не выходила. Тринадцатилетний Василий стал старшим в семье.После окончания шестого класса Василий поехал в Онгудай, за несколько сотен верст от родной деревни, к дядьке, учиться на бухгалтера, но скоро вернулся. В автобиографичном рассказе «Рыжий» Шукшин так говорил об этом эпизоде: «Насчет бухгалтера ничего не вышло: крестный отказался учить. Я очень этому обрадовался, потому что сам хотел сбежать домой… Почему-то я очень любил свою деревню. Пожил с месяц на стороне и прямо измучился: деревня снится, дом родной, мать…»Учитель: Какие вопросы вы бы задали себе, одноклассникам, учителю, автору, прочитав рассказ «Племянник главбуха»? Какой вопрос будет ключевым? Ответ на этот вопрос поможет нам понять смысл произведения.Ученики: Прав ли Витька, решив отказаться от работы в конторе и вернуться домой?  3. Реализация основных этапов урока. Работа с текстомГрупповая, словарно-лексическая работа. Комментарий текста. Афиширование результатов работы в группах.Каждой группе предлагаются вопросы (приложение 1).1-я группаРассказы Шукшина динамичны, в них нет пространных описаний, обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие. Рассказ «Племянник главбуха» начинается с фразы «Совещание было коротким». Какие ассоциации вызывает у вас это предложение?Речь идет о производственном совещании. Обычно так говорят о производственном заседании или собрании.Можно ли заменить слово «совещание» словами «семейный совет»?Совещание – заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-нибудь специального вопроса (С.Ожегов).Совет: 1. Мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание. 2. Совместное обсуждение чего-нибудь, совещание для такого обсуждения (С.Ожегов). (Приложение 2.)Почему автор использует слово «совещание»?«Решалась его судьба». Семейный совет предполагает внимательное отношение к судьбе подростка. Совещание – это не разговор по душам. Первое предложение продолжает тему, заданную в заглавии «Племянник главбуха». Важно сейчас только мнение главбуха. Тоном, не требующим возражения, дядя заявляет: «Хватит миндальничать!»Какие художественные детали говорят об отношении подростка к тому, что решается на «совещании»?«Катал по столу бильярдный шар и недовольно сопел». Какую роль играет эта деталь в понимании авторского отношения к героям и к происходящему? Он сейчас, как бильярдный шар в руках дяди. Сухо, по-деловому главбух решает судьбу подростка. «Витька спрятал в карман шарик, открыл окно, вылез на улицу и, пригибаясь под окнами, пошел прочь со двора». Окно в качестве мифопоэтического символа означает границу между внутренним и внешним миром. Окно – нерегламентированный вход в дом, оно используется нечистой силой или смертью. С помощью окна обретают выход в крайних положениях. Каких? Пожары, вторжение грабителей, путь любовника, проникающего в дом тайно или тайно покидающего его. Витька нарушает правила. Почему? Стремится уйти от решения, которое не соответствует его желанию, которое принимается против его воли.Чем руководствуется в своем решении Егор Васильевич?Дядя гордится тем, что в родне все в люди вышли, авторитетом пользуются. Он уверен, что сможет перевоспитать племянника. Дважды мы слышим: «Ничего-о, я с тобой сам теперь займусь. Вот так», «Ну, ничего! Я возьмусь за тебя». 2-я группаЗнакомит ли автор с предысторией героя? К какому приему узнавания героя прибегает Шукшин? Сам ли автор дает характеристику герою или характеристика героя дана другими действующими лицами?О герое мы узнаем из слов матери: «Учиться не хочет, хулиганит».Какое впечатление о герое складывается у нас после этих слов?Не слушает мать, совершает жестокий поступок, безответственный…Почему же автор наделяет своего героя «голубыми девичьими глазами»? Какую роль играет эта портретная деталь? В этой скупой и в то же время емкой портретной детали прочитывается авторское отношение к герою. У Витьки добрая и чуткая душа, у него чистые, честные глаза. Все его поступки, казавшиеся безрассудными и безответственными, получают свое объяснение. Почему Витька не хотел походить на врача, которого мать ставила ему в пример?Витька не лентяй, как это кажется на первый взгляд, он не мечтает о сытой и комфортной жизни. Эпитет «сытый» выражает авторскую позицию. Добрый и бесхитростный Витька ненавидел сытого врача. «…Одно время подумывал, не поджечь ли его большой дом? Ограничился пока тем, что выбил его свинье левый глаз». Сосед-врач, по мнению матери, живет хорошо. Обеспеченно, комфортно. Но ни автору, ни Витьке не хочется следовать примеру Вадима Ильича Закревского. Почему? В его сытой жизни проявляются духовная пустота и равнодушие к людям.Что подчеркивает автор в характере своего героя? «Витька любил мать…» Витька любил свой дом, свою землю.3-я группаПочему Витьке не понравилось в конторе у дяди?В конторе работали девушки, много шумели, спорили и, главное, целыми днями сидели на месте.  Девушки были скучные и глупенькие. «Когда никого не было, они сплетничали о парнях и смеялись. Очень много смеялись. И без конца ели конфеты». Эта работа, хотя она и была легкой, не приносила Витьке душевной радости. Витька хотел походить на сильных мужиков, которые легко поднимали на плечо мешок муки.Почему больше всех он невзлюбил Лидка? Витьке было обидно, что Лидок экзаменовала его. «Витька умножал скучное число на число еще более скучное, получал скучнейший результат». Справлялся ли Витька с заданием? О чем это свидетельствует?  Хотя сама девушка результат вычисления проверяла на арифмометре.О какой жизни мечтает Витька? Он не боится тяжелой работы. В свои четырнадцать лет он мечтает о том, как будет перегонять лошадей на дальние пастбища, в горы, спать в степи.Что означает выражение «Витьке нравилась жизнь вольная…»? Какое синтаксическое средство использует Шукшин? Инверсию. Автор подчеркивает роль эпитета. Какую смысловую нагрузку несет этот эпитет? Вольная – не ограниченная какими-нибудь правилами, нормами, законом.Или свободная, независимая, ничем не стесненная.В каком значении употребляет это слово Шукшин? Витька мечтает жить, работать, руководствуясь своим сердцем, не хочет зависеть от решения других, от мнения тех, кто считает, что нужно выбирать профессию только потому, что она может обеспечить материальное благополучие.Фронтальная работа с классомУчитель: Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его несколькими штрихами нарисованные пейзажи соответствуют душевному состоянию героев. Обратимся к тексту.Ученики: Осенняя картина подчеркивает тоску Витьки по дому, матери и родной степи. «Близилась осень… День был серый, темное небо образовало над степью крышу. Под этой крышей было пасмурно, тепло и просторно. На западе сквозь тучи местами пробивалась заря. Ее неяркий светло-розовый отсвет делал общую картину еще печальней».Учитель: Какие фольклорные мотивы использует автор в рассказе и с какой целью?Ученики: В русских народных сказках природные силы помогают добрым героям, награждая их за милосердие, за способность любить и сострадать. Витька, вспоминая, как мать разговаривает с предметами, в минуту нестерпимой грусти обращается к родной земле: «Матушка степь, помоги мне, пожалуйста». В словах Витьки проявляются его душевная чистота и искренность, доброта. Автор в этом эпизоде показывает скрытую за нескладной внешностью и молчаливостью героя душевную глубину.Учитель: Какие символические образы использует Шукшин? Ученики: Сон Витьки и его пробуждение. «Стал накрапывать мелкий-мелкий теплый дождик. Витька свернулся калачиком и лег. Земля была тоже теплая». Шукшин подчеркивает связь героя с родной землей, с миром природы. Родная земля дает герою душевное успокоение. Пробуждение после сна символизирует последующее самостоятельно принятое решение, взросление героя.Учитель: Что по-настоящему изменило жизнь Витьки? Какая сцена является кульминационной в развитии сюжета?Ученики: Дядя сообщает племяннику, что мать, наверное, замуж выйдет. Витька осознает свою вину перед матерью. Витька думал, что мать впускает в дом чужого мужчину из-за него. «Потому что я непутевый», – догадался Витька, и ему стало до слез жаль свою мать…» Витька решил вернуться домой и стать надежной опорой своей матери.Подведение итогов урокаУчитель: Какими мы видим героев в конце рассказа? К какому пониманию приходит каждый из героев?Ученики: Дядя не был похож на прежнего главбуха. Если в начале рассказа мы видим дядю уверенным в своей правоте решать судьбу племянника так, как он считает нужным («в горницу вошел дядя и объявил», «негромко приказал»), то теперь перед нами размышляющий и о своей судьбе человек, старающийся понять юношу. «Ну и черт с ней! Знаешь… тоже, я тебе скажу, не велика пешка – бухгалтер. Ничего, Витька, проживем. Ты только, я прошу тебя, не хулигань». Мать Витьки увидела, что ее сын становится мужчиной. Он любит ее и старается выразить свою любовь к ней. В его словах чувствуется ответственность за судьбу самого дорогого человека.«Витька ругал себя, свой дурной характер… Теперь Витька никогда не обидит мать, не причинит ей горя». Учитель: Отвечая на вопросы (и в том числе на главный вопрос), мы пришли к более глубокому пониманию жизни. 4. Организация рефлексии и обратной связиУчитель: Какой урок извлекаем мы из рассказа «Племянник главбуха»?  Ученики: Урок становления характера, выбора своего пути. Учитель: Напишите небольшое размышление об этом.Ученики: Уроки Шукшина:«Ни высокая должность, ни привилегии не могут превысить в человеке его любовь к родине, к деревне».«Кажется, что в рассказе пойдет речь о том, что племянник главбуха будет гордиться своим положением. Но речь идет о пареньке простом, деревенском».«Чей бы ни был племянник, главбуха или председателя, он должен сам устроить свою судьбу. Никто не должен вмешиваться в его жизнь».«Работу нужно выбирать ту, которая тебе по душе».Учитель: Как напутствие в дорогу предлагаю вам высказывания В.М.Шукшина о жизни и людях. Они у вас на столе (приложение 3).Одно из них на слайде: «Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего».5. Этап разъяснения домашнего заданияПрочтите рассказ В.М.Шукшина «Ленька». Вспомните элементы композиции. Какие события соответствуют экспозиции, завязке, кульминации, развязке? Каким предстает перед нами главный герой рассказа? В чем особенность изображения Шукшиным характера героя? Что, по мнению автора, по-настоящему ценно в человеке? Сравните героев рассказов «Племянник главбуха» и «Ленька».Литература и интернет-ресурсы1.  Биография. Детство и юность. [Электронный ресурс]: Василий Шукшин. URL: http://www.host2k.ru/bio/detstvo-i-yunost.html 2. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006.3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.4. Происхождение слова путь. [Электронный ресурс]: Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера. URL: http://vasmer.info/%D0%BF%D0%BF/%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C/ 5. Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3.: Повести; Рассказы. – М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.Приложение 1Вопросы 1-й группеРассказ «Племянник главбуха» начинается с фразы «Совещание было коротким». Какие ассоциации вызывает у вас это предложение?Можно ли заменить слово «совещание» словами «семейный совет»? Почему автор использует слово «совещание»?Какие художественные детали говорят об отношении подростка к тому, что решается на «совещании»? Чем руководствуется в своем решении Егор Васильевич?Вопросы 2-й группеЗнакомит ли автор читателя с предысторией героя? К какому приему узнавания героя прибегает Шукшин? Сам ли автор дает характеристику герою или характеристика героя дана другими действующими лицами? Какое впечатление о герое складывается у нас после этих слов?Случайно ли  автор наделяет своего героя «голубыми девичьими глазами»? Какую роль играет эта портретная деталь? Почему Витька не хотел походить на врача, которого мать ставила ему в пример? Почему автор не спешил объяснить читателю поступок Витьки («на днях соседской свинье глаз выбил»)  в начале рассказа?   Что подчеркивает автор в характере своего героя? Вопросы 3-й группеПочему Витьке не понравилось в конторе у дяди?Почему больше всех он невзлюбил Лидка?О какой жизни мечтает Витька?Что означает выражение «Витьке нравилась жизнь вольная…»? В каком значении употребляет это слово Шукшин? Приложение 2Словарь для урокаСовещание – заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-нибудь специального вопроса. (С.Ожегов).Совет: 1. Мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание. 2. Совместное обсуждение чего-нибудь, совещание для такого обсуждения (С.Ожегов). Вольный: 1. Свободный, независимый. 2. Свободный, ничем не стесненный. 3. Не ограниченный какими-нибудь правилами, нормами, законом.  4. Нескромный, нестрогий (С.Ожегов).         Сытый: 1. Вполне утоливший свой голод.2. Выражающий удовлетворенность, пресыщенность (перен.).3. Не знающий нужды, живущий в достатке (перен.).Арифмометр (от греч.  – «число», «счет» и греч.  – «мера», «измеритель») – настольная или портативная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания (https://ru.wikipedia.org/).Горница – чистая половина крестьянской избы (обл.) (С.Ожегов).Поскотина, поскотины, ж. (обл.). Пастбище, выгон. || Изгородь вокруг выгона. (Значение слова по словарю Д.Н.Ушакова: http://tolkslovar.ru/p15174.html)Приложение 3Василий Макарович Шукшин о жизни и людяхВсе гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь. Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего.Добро – это доброе дело, это трудно, это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла. Критическое отношение к себе – вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно – будет толк.Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы с нашими скоростями не забыть, что люди мы. Мы один раз, так уж случилось, живем на свете. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…Не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать ВСЕГДА можно. Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там. Русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно всю жизнь  жалеет.Прим. ред. Презентации и аудиоматериал к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1180. ​Нина ТРОЯН, учитель русского языка и литературы Воеводской средней школы Целинного района Алтайского края, победитель XIX Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте