Когда я был маленьким, моя мама мечтала, что я буду военным и стану генералом. Но я дотянул всего лишь до лейтенанта запаса и сегодня об этом не жалею. Двадцать лет назад я закончил школу. В феврале этого года на вечер встречи выпускников собрался почти весь наш класс. Некоторых своих друзей я не видел уже несколько лет. Как много изменилось с тех пор! Бывших моих одноклассников так разбросало по жизни, что даже не верится. Вспоминаю далекий 1982-й, последние годы “застоя”. Тогда большинство из нас почти до самых выпускных экзаменов не знали, куда пойдут после школы. Чуть ли не полкласса поступили в Калужский филиал МГТУ имени Баумана, благо он находится в двух шагах от школы. Девчонки шли учиться в техникумы, парни – работать на завод. Или в армию.
Куда же хотят поступить и какую профессию выбрать сегодняшние выпускники? Чтобы это узнать, я далеко ходить не стал и зашел в родную калужскую среднюю школу N 6, одну из старейших в городе.
Что мне сразу бросилось в глаза в чистых и светлых коридорах, так это стенды, рассказывающие об истории школы, и фотографии выпускных классов 70-х, 80-х, 90-х годов. Был приятно удивлен, найдя фотографию и своего 10-го “А” класса.
В школьном пушкинском музее прослеживается судьба всех лучших выпускников-экскурсоводов. Например, Марина и Наталья Либо закончили отделение экономической кибернетики Петербургского университета. Еще они занимались спортивным ориентированием. Одна из сестер стала первой представительницей России в международной команде по экстремальным видам спорта.
– Пушкинский музей помогает ребятам развиться в гуманитарном направлении, – рассказывает учитель русского языка и литературы Людмила Морозова. – Наши выпускники работают на областном радио. К сожалению, недавно уволился хороший преподаватель ОБЖ, бывший десантник Александр Гращенко. Он вел парашютный кружок, организовывал экспедиции по местам боевой славы в Износковском районе области, где шли кровопролитные бои. Ведь патриотическое направление тоже помогает ребятам выбрать профессию.
Военным быть не в моде
Классный руководитель 11-го “А”, учитель русского языка и литературы Лариса Смирнова знает о каждом выпускнике, куда он пойдет после школы:
– В моем классе 24 ученика. Человек восемь-десять, причем больше, чем в других классах, собираются поступать в Калужский филиал МГТУ имени Баумана. Ребята два года ходили на подготовительные курсы. Успешно сдали экзамены по русскому языку и физике. Несколько человек собираются в Москву. Один парень серьезно занимается историей Востока и будет поступать в Институт востоковедения, другой – в ТСХА. Одна девочка – в Смоленский или Тульский медицинский институт. Два человека – в Академию казначейства. Две выпускницы идут в Финансово-экономическую академию. Два-три одиннадцатиклассника хотят стать юристами.
Только одна выпускница выбрала Калужский технологический колледж, где готовят менеджеров, экономистов и бухгалтеров хлебобродильного производства.
У Ларисы Смирновой – 13 лет педагогического стажа. По ее словам, ситуация с поступлением выпускников школы за последние два года практически не изменилась. В основном ребята хотят быть юристами, предпринимателями, менеджерами. А вот желающих связать свою жизнь с армией становится все меньше.
В 6-й школе у каждого классного руководителя есть личный план, в котором отражена работа по профессиональной ориентации учеников. Устраиваются встречи с представителями вузов, проводятся экскурсии.
– Половина моих учеников уже в девятом классе знали, кем они хотят быть, – продолжает Лариса Вячеславовна. – Классного руководителя должно волновать, куда хочет поступать его ученик. И ребенка надо развивать относительно будущей специальности. Родители тоже серьезно подходят к этому вопросу. Они отправляют детей на курсы в калужские, московские вузы. Один парень был у меня довольно средним учеником. Но когда он решил, что пойдет по стопам своего отца – доктора наук, у него появился интерес к химии и биологии.
В школе проводятся опросы, тестирования, к каким предметам ребята больше тяготеют, где им лучше себя развить.
– В моем классе такого, чтобы ребенок совсем растерялся, не было, – говорит Смирнова. – Если человек пошел в десятый класс, то он уже знает, зачем это сделал. Кто-то усердно занимается физикой, алгеброй, геометрией, кто-то – естественными науками. Например, у Адель Ткаченко всегда была склонность к гуманитарным предметам. У нее хорошее чувство слова. Она хочет быть театральным критиком. Адель неоднократно печаталась в калужской газете “Весть”, публиковала статьи не только о жизни школы, но и освещала городские события.
У меня растут года
6-я школа является региональным представителем Центра новой информационной технологии при МГУ по профессиональной ориентации.
– Любой школьник и житель города может прийти к нам и пройти тестирование, правда, не бесплатно, – рассказывает учитель информатики Людмила Матвеева. – Все протоколы собираются и по электронной почте отправляются на обработку в Москву. Оттуда приходят советы психолога по профессиональной пригодности, какие наклонности надо развивать старшеклассникам.
Ученики 8-х и 9-х классов могут пройти тесты и выявить свои способности. Кроме этого, в девятом классе предмет технологии проходит через проект “У меня растут года, будет мне семнадцать”. С сентября мы начинаем беседы о различных профессиях. Информацию собираем практически отовсюду. Все это вывешивается на стенд, обсуждается. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем активно ходить на экскурсии, на которые ходили, допустим, лет пять назад. Приходится привлекать родителей, родственников детей, которые могут рассказать о профессиях, интересующих подростков.
– В первой четверти ребята пишут реферат с использованием новых информационных технологий в своей будущей профессии, – рассказывает Людмила Краснославовна. – Затем на протяжении всего учебного года, когда изучается ряд программных средств – база данных, электронные таблицы, школьники все больше углубляются в профессию. С учениками, которые не идут в десятый класс, мы работаем не только на уроках. Приглашаем в школу представителей училищ, лицеев, техникумов.
Ученики 6-й школы третий год подряд участвуют в областных профессиональных выставках и занимают самые высокие места.
Выпускник сегодня крут – не идет в пединститут
Куда же поступают выпускники одиннадцатых классов? По словам заместителя директора по учебной и воспитательной работе Елены Москвитиной, если пять лет назад в МГТУ имени Баумана шли в основном ребята, то сегодня туда поступают и девушки. Меньшей популярностью стала пользоваться специальность медика. В военные училища идут один-два человека из всего выпуска. В Калужской области большим спросом пользуются экономические и юридические специальности.
– Каждый год мы следим, куда поступают наши ребята, – говорит Елена Михайловна. – Нам интересно, какие мы даем знания и на какой профиль обратить большее внимание. Раньше наша школа считалась сильной по физике и математике. Сейчас эти предметы менее востребованы. Упор делается на историю, обществознание.
Сегодня родителям проще отправить ребенка в десятый класс. Почему? Они знают, что дети в школе будут под присмотром еще два года. Мало ребят стало уезжать учиться в другие города из-за финансовых возможностей.
Задаю Ларисе Смирновой и Людмиле Матвеевой вопрос, хотят ли они, чтобы их ученики выбрали профессию педагога.
– Как учителю, мне было бы очень приятно, если бы кто-то из ребят пошел по моим стопам, – с грустной улыбкой отвечает Лариса Вячеславовна. – Когда-то я выбрала профессию педагога глядя на своего учителя-кумира. Но все же я не рискну ребятам посоветовать стать учителями. Педагог – это все очень сложно, серьезно и ответственно. К тому же сегодня быть учителем не престижно. Зарплата низкая, чего греха таить, хотя ее и прибавили в декабре прошлого года.
– Даже намеки на выбор профессии педагога ребята встречают в штыки, – дополняет безрадостную картину Людмила Краснославовна. – Некоторые так и говорят – ага, вы хотите, чтобы мы повторили вашу неудавшуюся судьбу. Понимаете, в глазах многих школьников учитель – это неудачник. Как это ни прискорбно, но есть ребята, которые не уважают учителей даже за то, что мы с ними бесплатно занимаемся после уроков.
…Уходя из школы домой, я представил себя растерянным одиннадцатиклассником и вспомнил свою юность. У нас были разные учителя. Кто-то из них был добрее и ласковее, кто-то – суров, но справедлив. Помню, как биологичка, когда мы бедокурили на уроке и выводили ее из себя, со всей силы стучала указкой по столу и кричала на нас: “Ну, еще громче, дебилы!” Но все равно, каким бы неуравновешенным ни был педагог, мы его уважали. Он же намного нас умнее, опытнее и старше. А старших в любом случае надо уважать…
Михаил БОНДАРЕВ
Калуга
Статфакт
В 2001 году из 80 выпускников 11-х классов 6-й школы 60 человек поступили в вузы. Наибольшей популярностью традиционно пользуется Калужский филиал МГТУ имени Баумана (17 выпускников). Из 24 выпускников девятых классов 13 выбрали техникумы и колледжи, 11 пошли в ПТУ.
Комментарии