Знакомство с литературой разного характера по воспитанию нравственности убедило меня в том, что у театральной педагогики есть огромный потенциал, который может и должен быть использован в современном образовании. Фактически театр – это школа жизни, где приобретаются важнейшие человеческие качества, где основным является коллективное творчество, где каждый учится сострадать, сопереживать, где можно проявить себя во многих разновидностях творчества, где учатся взаимодействовать, общаться и понимать другого, то есть учатся диалогу в его высоком социопедагогическом смысле.
Создание спектакля не конечная цельЛюбой элемент актерской техники ставит ученика в позицию исследователя, судьи и адвоката, человека как такового. Любое упражнение, любой этюд на занятиях актерским искусством – это не только элемент, развивающий умения исполнителя, но и материал этических и идейно-нравственных выводов и вопросов.Актер должен владеть сценической речью, иметь подвижную и выразительную мимику, хорошую память и реакцию, высокое внимание, обладать фантазией и образным мышлением, уметь рассуждать, быть ответственным, дисциплинированным, коммуникабельным. Это пригодится ребенку и в школе, и в будущем, даже если он никогда больше не будет играть на сцене.Театральное искусство – коллективное творчество, а значит, это высокая дисциплина, общая цель, ведь творчество одного зависит от творчества другого, работа над пьесой не может быть плодотворной, если она будет протекать неорганизованно, стихийно. Если, допустим, один из задействованных в репетиции актеров не пришел, то остальные зря потратили время, ожидая коллегу. Поэтому театр – это очень мощный воспитатель ответственности.Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Социализация личности, которая, безусловно, происходит в процессе театральной деятельности, предполагает, что объектом исследования становится не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых человеческих качеств.Театральные занятия дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чем-то другом, например в учебе.Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное – воспитание человека, его души и чувств. Необходимое условие для всестороннего развития сил и способностей детей – активная деятельность.Свою нужность чувствуют всеДвенадцать лет назад появилась театральная студия. Это теперь она носит название «Виват», а тогда ее возникновение в середине учебного года было стихийным, срочным, по необходимости – на один проект. Надо было поставить новогоднюю сказку для малышей за две недели. Бросили клич, кто хочет участвовать.Получилось! Понравилось и зрителям, и участникам. Радовались все, кто приходил в студию. Каждому находилось занятие по душе: актеры, гримеры, декораторы, костюмеры… Брали всех. Отбор детей в школьную студию перечеркнул бы всю педагогичность данного явления, ведь школьная студия – это не профессиональный коллектив, она нужна не для того, чтобы побеждать на конкурсах, а для того, чтобы дети могли раскрыться, измениться в лучшую сторону.Распределение ролей очень деликатный момент. В первых спектаклях ту или иную роль я предлагаю сыграть тем, кто наиболее подходит по образу. Если есть возможность дать ребенку выговориться о наболевшем, пусть со сцены и от имени персонажа, она должна быть использована.Театр – искусство коллективное, но ощущение единства, безусловно, приходит не сразу, а с пониманием того, что исполнитель главной роли так же важен, как ответственный за музыкальную часть или свет. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело, и тогда общее становится своим.Именно на показе спектакля проверяется, состоялся коллектив или нет. Любой сбой надо устранять по ходу спектакля, да так, чтобы зритель ничего не заметил. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, выручить партнера.За двенадцать лет работы с детьми в рамках театральной студии было всякое: и снятие с роли накануне спектакля за грубое нарушение дисциплины, и выступление с высокой температурой, и установка декораций по выходным. Создание спектакля заставляет детей работать, максимально затрачивая все свои физические и душевные силы, что, кстати, не всегда понимается некоторыми учителями и родителями.За время работы ребята меняются. Учителя и родители замечают позитивные изменения. Кто-то стал гораздо раскованнее. На кого-то учителя посмотрели другими глазами, открыв в ученике глубину чувств и переживаний, ранее считая его легкомысленным. Каждый из ребят стал увереннее в себе, внимательнее к другим, наблюдательнее. Дети научились шутить по-доброму и смеяться над собой.Екатерина КЛИМАНОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1173
Комментарии