search
main
0

Ребячьи сердца зажигать

К 100‑летию пионерской организации

Теплый вечер. Искорки от догорающего костра тлеют в сумерках. Первые звезды зажигаются на небосклоне. Мы сидим, вдыхая аромат свежескошенной травы. Сегодня наш вечер воспоминаний. Мария Степановна, пионервожатая, наша соседка и по совместительству мой большой старший друг и наставник, задумчиво перебирает фотографии из семейного архива… Из объемного вороха фотографий выпадает карточка. Поднимаю. На ней изображена красивая молодая девушка с платочком на шее. Задумчивый глубокий взгляд, легкая улыбка…

– Мария Степановна, а кто это? – спрашиваю.

– Да как же? Не узнаешь? Не похожа, что ли? Это же я! Мне здесь 18 лет.

– А почему же галстук пионерский?

– Эх ты! Я же была вожатой в той самой школе, где ты сейчас трудишься!

– Ну и сюрприз, Мария Степановна! Расскажите! Как это вы выбрали подобный путь?

– Устраивайся поудобнее, – ласково похлопывая меня по плечу, говорит Мария Степановна, приглашая присесть поближе, и начинает свой рассказ…

– В те времена, когда я была совсем крохой, родители с большим почетом и уважением относились к профессии педагога. Мама, бывало, говорила: «Если бы не мои учителя, как бы я смогла писать письма мужу на фронт?» Так, с самого детства я разрезала простые школьные тетрадки напополам, раздавала своим ученикам – куклам, плюшевым зверушкам, да и подружкам иногда, и занималась: математика, русский, рисование… Старательно выводила отметки, помечала красным ошибки. А раньше ведь как было? Нет у тебя пяти вузов, куда документы подать, есть одна мечта, одна цель, за ней и идешь. Мне всегда хотелось быть учителем, поэтому размышлять долго не пришлось, – улыбается Мария Степановна своим воспоминаниям.

– Подождите, а как же пионервожатая? Это же ведь не одно и то же?

– Верно. Не одно и то же. В 1957 году, когда я оканчивала школу, в Советском Союзе произошла реформа образования: вместо одиннадцати классов можно было окончить десять, поэтому поток поступающих был большой, поступить возможности практически не было, а кто не поступил, должен был поступать на будущий год. И решила я пойти на вожатские курсы при Мосгороно, приближающие меня к мечте.

– Мария Степановна, а интересно было учиться?

– Конечно! Занятия у нас проводились во Дворце пионеров на Ленинских горах. Предметы были предельно интересные: тут тебе и занятия по туризму, фото, педагогике… Была и практика: ходили в походы, друг друга фотографировали… По окончании выдали диплом с правом преподавания в начальной школе. И я решила вернуться в свою родную школу.

– И, конечно же, вас сразу взяли на работу? – радостно киваю.

– Скажу тебе честно, стать вожатой было очень трудно: сначала твою кандидатуру должен был утвердить горком комсомола, потом директор… Но я была известна в нашей школе, потому как девятый-десятый классы работала в музее. И нет бы какой-нибудь краеведческий музей выбрать… Я работала экскурсоводом в Музее Ленина, проводила экскурсии не только для детей, но и для педагогического коллектива. Было мне тогда семнадцать лет.

– Семнадцать?! Так рано! – удивляюсь я.

– Это не рано, деточка! Трудовое воспитание тогда было с малых лет: мне было четыре, когда вручили ножик и отправили срезать траву для корма телятам, в школе во втором классе мы ездили в теплицы, срезали луковые перышки, чтобы в дальнейшем их сажали, а на территории школы, прямо рядом со зданием, где ты работаешь, была кроличья ферма, и мы ухаживали за кроликами, кормили, убирали. Так что семнадцать – это в самый раз.

– Мария Степановна, а чем занималась пионервожатая? – с удовольствием слушаю. – Вожатая в лагере и вожатая в школе – это одно и то же?

– Давай я тебе немножко предысторию расскажу… Пионер, Настенька, – это значит идущий вперед. А пионервожатая – та, кто ведет. Сначала пионерские отряды были при фабриках и заводах (в школьном музее, кстати, хранятся такие фото). Позже пионерская организация пришла в школу. В пионеры принимали в возрасте десяти лет, каждый вступавший давал торжественную пионерскую клятву – торжественное обещание – быть честным, смелым, хорошо учиться, любить свою Родину. Юному пионеру повязывался красный галстук, а в ответ он отдавал пионерский салют. Класс становился пионерским отрядом, который делился на пионерские звенья. На сборе избирался совет отряда, и главным в отряде был председатель совета отряда. Все пионерские отряды объединялись в дружину. Ежегодно проводились пионерские сборы и торжественные линейки. Была введена пионерская форма: белая рубашка и темные юбки и брюки. Пионерской организацией школы и руководила старшая пионервожатая.

На совете дружины составлялся план работы на год. Вместе решали, когда собирать макулатуру, металлолом, куда пойти в поход, на экскурсию, каждый отряд получал задание по краеведению – изучению родного края. Собранные материалы оформлялись и стали впоследствии основой школьного музея.

Наша школа прославилась также благодаря туризму. Школа всегда была победителем в районных туристических слетах, руководил туристской работой учитель физкультуры Анатолий Зотович Романов. Практически каждую субботу после уроков классы отправлялись в поход.

Особенно памятны походы по Подмосковью. Добирались на переполненных электричках до нужной станции, останавливались на ночевку в лесу, ставили лагерь, разводили костер, готовили ужин. Совсем как мы с тобой сейчас: сидели у костра, пели под гитару…

– Мария Степановна, получается, здесь и про творчество!

– Конечно! Такие походы и располагали к развитию творческих способностей. Так, я начала писать стихотворения в тринадцать лет, а став пионервожатой, получила еще новый толчок в развитии своих поэтических способностей. Вот послушай!

Костерок почти погас. Звезд стало больше. Вон и Большая Медведица! Мария Степановна поудобнее устраивается на стульчике, откидывает прядку волос со лба, мечтательно смотрит в небо.

И, может быть, сейчас впервые
Ты видишь утренний рассвет,
А это Родина – Россия,
И ей конца и края нет!

– Как красиво! Мария Степановна, а расскажите еще про турпоходы!

– Путешествовали мы не только летом, конечно. Но спальных мешков, как сейчас, у нас не было. Спали на одеялах, укрывались тоже ими. Палатки были брезентовые. Так что в межсезонье о ночлеге договаривались с сельской школой, так завязывалась дружба на многие годы. В мае вся школа отправлялась на школьный турслет в Донино. Классы соревновались в прохождении полосы препятствий, установке палаток, обязательно готовился конкурсный обед. Заканчивался слет на поляне исполнением песен, которые сочиняли сами ребята. С той поры я стала водить группы туристов по различным маршрутам: по Подмосковью по местам боевой славы, были на Селигере и даже в горах, в Сочи. Ездили в Брест. Там еще все было свежее, не восстановленное после войны. Как руководитель тургруппы неоднократно принимала участие в Московском городском слете туристов, и мы непременно возвращались с наградой.

– Например?

Мария Степановна тянется за коробочкой, в которой лежат старые значки, пионерский галстук, фотографии, выуживает значок, протягивает мне. Читаю: «За развитие детско-юношеского туризма». Красивый!

– Мария Степановна, кто такая пионервожатая?..

– Пионервожатая, Настенька, – это профессия птицы…

 

Анастасия КРИВОГУЗ, учитель английского языка школы №2031

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте