Сегодня в условиях технологизации учебного процесса, улучшения качества образования и постоянной модернизации самих школ учитель все чаще сталкивается с различными трудностями. Педагогам то и дело предлагают новые методические возможности обучения, часто с использованием компьютерных и веб-технологий.
Во всех этих новшествах обучения очень важно не потерять свою профессиональную бдительность. Ведь не все современные методики способны заменить уже отработанные и знакомые варианты подачи учебного материала, а диджитализация образовательного процесса может полностью искоренить в детях желание получать знания традиционными методами. Для того чтобы не упустить ребенка и достичь поставленных целей, педагоги школы должны действовать сообща и работать в команде.
Все изменения, которые переживает образовательная система, особенно остро ощутимы в коррекционных школах, работающих по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с такими детьми необходимо выстраивать четкий алгоритм действий, чтобы обеспечить полноценное психолого-педагогическое сопровождение на время обучения. Каждый новый элемент, внедряемый в образовательный процесс конкретного ребенка, должен выноситься на психолого-педагогический консилиум и обсуждаться всеми педагогами-специалистами.
Психолого-педагогическое сопровождение – это совместная работа специалистов, направленная на включение ребенка с особыми образовательными потребностями в социум. Слаженная работа педагогов, гармоничное сотрудничество и взаимовыручка коллег благоприятно влияют на обучение ребенка. Комфортная среда обучения эффективно влияет на темп развития ребенка.
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществляют учитель, родитель, педагог-дефектолог, педагог-логопед, педагог-психолог, инструктор лечебной физической культуры и тьютор.
Но если участие родителей, работа учителя и педагогов-специалистов нам ясны, то какова функция тьютора в этой цепочке взаимодействия? Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к опыту нашей школы, которая уже третий год успешно интегрирует тьюторскую систему в жизнь обучающихся. Тьютор в школе – это первый помощник ребенка, его проводник.
В нашей школе большинство тьюторов – молодые педагоги. В силу своего возраста им очень легко выстраивать доверительные отношения с ребятами и находить общий язык. Ученики школы доверяют тьюторам, не стесняются делиться с ними своими трудностями, переживаниями и охотно делятся успехами. Тьютору также необходимо регулярное общение с родителями и законными представителями детей. Необходимо знать обо всех особенностях поведения ребенка дома, чтобы обеспечить ему наиболее комфортное пребывание в школе. Если во многих образовательных учреждениях тьюторство пока так и остается чем-то новым и не до конца понятным, то в нашей школе процесс обучения уже сложно представить без помощи педагогов-тьюторов.
Основная часть работы тьютора заключается в помощи обучающимся в освоении материала на уроках. В условиях работы двух педагогов в классе – учителя и тьютора – мы делаем учебный процесс более индивидуальным для каждого ребенка. С поддержкой тьютора учитель может оптимально распределить свое внимание на конкретных обучающихся и, следовательно, задать правильный темп выполнения заданий, грамотно рассчитать время на проведение каждого компонента урока. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата свойственны быстрая утомляемость, снижение внимания, памяти, трудности восприятия и запоминания материала. На уроках тьютор всегда поможет ребенку, который не смог полноценно включиться в работу после получения задания либо выполнил его неверно. Тьютор может ободрить, отвлечь ребенка и эмоционально настроить на выполнение работы, а также укажет на допущенные ошибки и поможет их исправить.
Совместно со специалистами – педагогом-психологом, дефектологом и логопедом – тьютор обеспечивает успешную реализацию индивидуального общеобразовательного маршрута – плана работы с каждым обучающимся. На групповых и индивидуальных занятиях педагоги-специалисты выполняют большой пласт работы по развитию умственных способностей, эмоционально-волевой сферы, навыков речи и письма. Совместно с классным руководителем и тьютором, который постоянно находится рядом с ребенком, специалисты ищут верные пути для достижения поставленных целей и задач, а также соотносят объем и темп работы с возможностями обучающегося.
Конечно, особое внимание уделяется ортопедическому режиму ребят, развитию их моторных навыков и своевременному предупреждению возникающих проблем в работе опорно-двигательного аппарата. Специалист адаптивной физической культуры также сообща работает с тьютором: определяет все двигательные возможности ребенка, дает четкие инструкции по соблюдению ортопедического режима ребенка на уроках и в свободное от учебы время. Какие парту и стул выбрать для того или иного ребенка, сколько раз в день высаживать его из коляски, в каком положении должны находиться ноги, спина, голова, руки – все эти вопросы учитель АФК обсуждает вместе с тьютором.
Немаловажной в работе педагога-тьютора является эмоциональная поддержка семей обучающихся. Любой родитель с трепетом переживает моменты, когда ребенок не рядом с ним. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому очень важно дать понять родителям, что ребенок в безопасности, учится, активно проводит время после уроков. В этом сегодня помогают фото- и видеоотчеты. Тьюторы поддерживают постоянный контакт с родителями и делятся наиболее яркими моментами школьной жизни ребенка, трудовыми буднями, успехами и возникающими трудностями.
Можно заключить, что в условиях современного образования тьюторское сопровождение значительно улучшает и ускоряет образовательный процесс. Каковы дальнейшие перспективы работы тьютора в школе? Во-первых, это ускоренный темп социализации, умственного и физического развития обучающихся. В результате чего выпускники нашей школы будут иметь больше возможностей для дальнейшего успешного обучения и правильного выбора профессии. Во-вторых, открытие в школах вакансий тьюторов подразумевает значительное увеличение рабочих мест для молодых педагогов. Работа тьютора в школе может стать первым и очень важным этапом для дальнейшего карьерного развития в сфере образования. В-третьих, молодые педагоги-тьюторы могут поделиться навыками освоения новых образовательных технологий с более старшим поколением. В-четвертых, в тесном общении с опытными преподавателями и специалистами тьютор намного быстрее расширяет профессиональный кругозор и совершенствует свои педагогические компетенции.
Екатерина КУДИНОВА, тьютор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31
Комментарии