Понятие «духовно-нравственное воспитание» давно и прочно укрепилось в педагогике и нашло свое место в официальных документах: законах, программах, приказах. Важно, что эти вопросы поднимаются на уровне государственной политики, и есть уже осознание того, что решить экономические и социальные проблемы общества, не связав это с воспитанием человека высокой духовной культуры, невозможно. Ключевое слово в заявленной теме педсовета «Духовно-нравственное воспитание как основа развития личности в современном обществе» – «основа», которую можно раскрыть, используя архитектурную лексику как фундамент, платформу… Мы знаем, что на неустойчивом фундаменте не построить красивого дворца, что мощное сооружение может выдержать только крепкий и надежный фундамент. Так и личность: на слабом, незрелом фундаменте невозможно вырастить сильную и красивую личность.
Вспомним крылатое выражение: «В здоровом теле – здоровый дух!» Безусловно, это так, но жизнь показывает, что порой в немощном теле живет и царствует здоровый, еще какой здоровый дух! Люди с ограниченными возможностями здоровья выигрывают олимпиады, выступают с лекциями перед физически полноценными людьми, заряжая их своим оптимизмом и энергией, делясь своим опытом и мыслями о смысле бытия. И, наверное, куда как более страшно, когда в здоровом теле – нездоровый дух! Мы хотим, чтобы наши дети были здоровы физически, психически, но есть и понятие «духовно-нравственное здоровье». Необходимо научить детей осознанию счастья быть здоровым, полноценным, деятельным, но при этом не оставаться равнодушным к человеческому горю, старости и немощности. Итак, возвести архитектуру личности, красивой личности, можно только на таком фундаменте, основой которого является духовно-нравственное воспитание.«Духовная жизнь, – по размышлению Александра Ранне, протоиерея Великого Новгорода, – есть стремление к совершенству. Проблема, правда, заключается в том, что представление об этом совершенстве может быть различным не только у представителей разных народов и культур, но и даже у членов одной семьи». Более того, каждый из нас по-своему понимает и трактует понятия «нравственность» и «духовность» в силу своего духовно-нравственного опыта.Существует огромное количество толкований понятия «нравственность». Мне ближе высказывание В.В.Медушевского. Он напоминает, что понятие «нравственность» произошло от «нравить», то есть любить. В основе нравственности лежит любовь к истине, добру, справедливости, красоте…А вот точного определения духовности не существует. Все толкования сходятся в одном: духовность – это человеческое в высшем, лучшем понимании этого слова. Поскольку мы работаем с детьми, то независимо от предмета, который мы несем детям, вся наша деятельность ориентирована на воспитание в них духовных и нравственных ценностей. Возможно, что в силу специфики своей деятельности мне приходится заниматься этой проблематикой несколько больше.После окончания консерватории мы вместе с единомышленниками решили найти эликсир гениальности, создать средствами музыки человека духовно-нравственного. Для этого долго, кропотливо и глубоко разбирались в структуре музыкальных способностей, вникали в специфику музыкальной речи и были готовы к производству… Моцартов. Мы были молоды и наивны. Есть, безусловно, Божий дар, но степень дарования у всех детей разная! И если Моцартов мы не вырастили, то пришли к позитивному заключению, что играть Моцарта могут все дети без исключения!Итак, невозможно создать совершенного человека, но возможно бесконечно совершенствовать его возможности, развивать дарования. Нельзя придумать модель человека идеального, но можно сформировать такие идеалы у человека, которые дадут возможность людям на всей планете, в любой стране, в любом городе, в отдельно выбранной школе мыслить категориями общечеловеческими. Иногда хочется заглянуть вперед и узнать, каким будет наше будущее. Это зависит от того, кого мы воспитаем сегодня. Что является нашим пропуском в будущее? Личность высокодуховная и нравственная!Все виды художественной деятельности выполняют по отношению к человеку особую, неповторимую миссию – помогают сформировать систему нравственных ценностей, способствуют развитию эстетического и художественного вкуса. Музыка занимает свою нишу в духовном пространстве человека, преображая его в соответствии с законами красоты, воздействуя на его внутренний мир. Она способна возвысить и окрылить человека, приподнять его над повседневностью и обыденностью. Музыка должна стать камертоном, который настроил бы основной тон души на более светлый и возвышенный лад.Где хоры, которые были в каждой школе в советские времена, когда пели целые стадионы? Их нет! Но еще более грустная картина в сфере инструментального исполнительства. Где оркестры, духовые оркестры, которые играли на всех первомайских праздниках, где ансамбли? И даже в таком огромном мегаполисе, как Москва, эти виды исполнительства непопулярны. Другая реальность, другие предпочтения. Но духовность еще никто не отменял. И то, что мы получили в результате сегодня, связано с дефицитом духовных форм деятельности!С детьми младшей группы ансамбля «Вдохновение» мы готовим музыкальный спектакль «Волшебная флейта» о жизни маленького Моцарта. Традиционно не даю сухие факты биографии композитора и его творчества. Мы целый год живем жизнью этого великого человека, разъезжаем на каретах, дилижансе по Европе, выступаем перед императорами, императрицами, эрцгерцогами, знакомимся с либретто опер, посещаем самую известную в мире нотную библиотеку падре Мартини, насчитывающую 17000 томов нот, незримо присутствуем в одном из классов Болонской академии, где 14-летний Вольфганг, вопреки всем правилам, получил звание академика.Но не все я могу озвучить для детских ушей. Я задаю себе вопрос: является ли В.А.Моцарт личностью высокодуховной, зная его легкий нрав, некоторые факты его биографии? А великий Бах, жизнь которого была заполнена обыденным трудом, – он сочинял музыку с таким же постоянством, как сапожник занимается своим ремеслом. Нет фактов, которые бы потрясли, удивляли. Но они оставили нам великий дар – свой духовный опыт, который человечество на протяжении нескольких веков передает по наследству из поколения в поколение. По словам В.В.Медушевского, шедевры наполнены «духовным светом», который озаряет души духовным смыслом.И, наконец, самое главное! Почему музыка считается одним из самых высокодуховных видов человеческой деятельности? Это обусловлено ее интонационной природой. Музыка является своеобразным интонационным банком данных всего человечества, поскольку интонация представляет собой обобщение художественной ценности каждой исторической эпохи. Именно в интонационной форме аккумулирован весь опыт человеческой коммуникации. Через музыкальную интонацию проявляются особенности той или иной культуры, в ней кодируются культурные стили, художественные эпохи.Мой образ учителя смыкается с образом маленького инструмента, который даже в устах обслуживающего персонала нашей школы, охраны, учителей тепло звучит, – флейточка. Были времена, когда родители учеников неуважительно называли флейту «дудкой». С годами произошла приятная метаморфоза, и удалось сформировать иное отношение к инструменту.Являясь по образованию хоровым дирижером, я осознанно изменила траекторию деятельности. Долгие годы была в поиске универсального инструмента, который дал бы ребенку возможность через практическую деятельность присвоить бесценный опыт, оставленный прежними поколениями, стать наследником духовной сокровищницы человечества. Этот инструмент должен обладать всеми качествами настоящего профессионального инструмента и охватить большой круг детей. Этим инструментом стала блокфлейта. Инструмент во многом универсален:1. Он доступен для большинства детей.2. На нем можно заниматься с маленького возраста.3. Он допускает групповые занятия.4. Он легкий и компактный, удобен в «транспортировке». Ребенок носит его повсюду.5. Им легче овладеть, чем другими классическими инструментами: скрипкой, арфой, фортепиано.6. Маленький инструмент решает большой объем задач по здоровьесбережению.Сегодня мы говорим о духовно-нравственном воспитании. Флейта является духовым инструментом. Духовно, духовой… Не случайная связь. Духовые инструменты, в том числе блокфлейта, занимают особое место среди музыкальных инструментов. Звуки создаются детьми, они не заданы механикой инструмента, как, например, у фортепиано, где клавиша выступает в качестве посредника между ребенком и источником звука – струной. Ребенок сам творит звук.Возвращаюсь к словам В.В.Медушевского: «В основе нравственности лежит любовь…» в том числе к красоте. Это отправная точка в мир музыки. Речь идет о красивом звучании на любом инструменте. Ребенок должен найти то единственное красивое, эталонное звучание, которое «живет» внутри инструмента.Красота ляжет в основу всей нашей деятельности: красивый звук, красивая организация себя, красивая организация пространства, красивые отношения в коллективе. Дети пройдут путь от поиска красивого звука до профессиональной сцены: с достоинством выступят на торжественной церемонии закрытия международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», который является приоритетным проектом национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».Но они не сразу получат в руки блокфлейту. Дети пройдут этап формирования отношения к инструменту как к одухотворенному существу: «Любить и хранить, беречь и творить…» Значимость и ценность блокфлейты для каждого ребенка не меньше, чем скрипки Страдивари для профессионала. Она на долгие годы станет для детей не только любимым инструментом, но и лучшим другом, а игра на инструменте – не обременительной обязанностью, а внутренней потребностью.Практика занятий с детьми показала, что на диапазон блокфлейты прекрасно ложится не только инструментальный, но и вокальный репертуар. Дети самозабвенно исполняют романс М.И.Глинки «Жаворонок», дуэт «Прилепы и Миловзора» из оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Соловья» А.А.Алябьева, «Вокализ» С.В.Рахманинова.Где закладывается основа духовно-нравственного воспитания личности? Конечно, в семье! Поэтому одним из направлений в вопросе формирования духовно-нравственной личности является возрождение традиций домашнего музицирования. К сожалению, оно утрачено на сегодняшний день. А ведь музицирование родителей и детей имеет огромное воспитательное значение: оно позволяет раскрыть творческий потенциал не только ребенка, но и всей семьи. Погружение родителей в мотивированное пространство детских интересов, поддержание желания ребенка в его стремлении заниматься в том числе и музыкальными видами деятельности поможет в создании воспитывающего, обучающего и развивающего пространства в семье.Совместная музыкальная деятельность помогает вывести общение между детьми и взрослыми на другой уровень взаимопонимания и отношения в семье. С этой целью был создан родительский клуб, в котором родители детей ансамбля «Вдохновение» приобщаются к музыке, учатся играть на блокфлейте. Родители на наших концертах не только слушатели, но и исполнители.И в конце мы сочли необходимым процитировать отдельные высказывания детей, занимающихся музыкой в ансамбле «Вдохновение». Эти размышления позволяют надеяться, что зерна духовности в детских сердцах, окропленные благодатными звуками музыки, уже посеяны и в скором будущем прорастут.«Для родителей важно, чтобы их ребенок научился жить в современном мире в гармонии с окружающими и с самим собой, научился понимать и ценить прекрасное» (Таня Гаврись и ее мама Людмила Геннадиевна).«Нравственность – это не есть вещь, которую можно передать другому, а внутреннее состояние человека, которое он достигает через свой опыт. Духовность – это чувство, воспитывающее в человеке любовь к Богу, высокие стремления, любовь к искусству, гуманность. Духовность основывается на нравственности» (так размышляет Даша Исаева со своей мамой Ниной Васильевной).«Умения и знания в разных науках делают человека полезным для общества. Но только доброе сердце, умение сочувствовать отличают человека высокодуховного. Именно эти качества во все времена были у русских людей. Вера, надежда и любовь всегда помогают человеку» (Дима Васильев с мамой Любовью Ивановной).«Духовные качества человека определяют его поступки. У каждой нации есть своя национальная одежда, национальный театр, национальная культура, национальный язык, национальная идея» (Размик Петросян с родителями).«Нравственный человек всегда говорит правду, поступает по совести. Добрые помыслы, умение сочувствовать – вот это и есть духовность. И если ты стремишься ко всему этому, значит, ты можешь стать патриотом своей страны, настоящим гражданином своей прекрасной Родины» (Антон Мальцов).Эти высказывания я храню очень бережно, ими когда-то поделились со мной дети, которые учились в нашей школе. Сегодня они студенты лучших вузов Москвы.И в конце хочется вспомнить историю, которая запала мне в душу.Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:«Уважаемый учитель!Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:- как ученые инженеры строят газовые камеры;- как квалифицированные врачи отравляют детей;- как обученные медсестры убивают младенцев;- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин.Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению ученых чудовищ, тренированных психопатов, образованных эйхманов.Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более человечными!»Ольга НАЦВИНА, художественный руководитель и дирижер детского коллектива образцового ансамбля блокфлейтистов «Вдохновение» школы №2006
Комментарии