По составу участников и разнообразию программ 21-й форум был весьма представителен. Отличительная особенность МКФ-21 заключалась в том, что он проходил под эгидой 75-летия Ролана Быкова. Замечательный актер и режиссер, он был основателем фонда детского кино. Теперь этот фонд носит его имя и является надежной опорой международного детского фестиваля.
В эти дни мы могли встретиться с Роланом Антоновичем благодаря документальному фильму «Жизнь на вырост», снятому его женой и единомышленницей Еленой Санаевой, вновь увидеть фрагменты его незабываемых актерских и режиссерских работ, услышать его раздумья: «…с детьми можно всерьез разговаривать, не нужно так уж особенно развлекать. Ребенок развлекается мыслью…». Воспримем это как наказ, как истинный критерий в оценке детского кино и постараемся руководствоваться им в дальнейшем.
Итак, обратимся к программе. Даже при беглом знакомстве замечаешь обилие сюжетов, уводящих в мир фантастики, чудес, в иные времена и пространства. Многие из лент – анимации разного рода: рисованные, кукольные, компьютерные. Все, естественно, не равноценны по техническим возможностям и творческому потенциалу. И все же просматривается нечто общее, что словно задано фильмом «Полярный экспресс» (США). Уникальная техническая оснащенность этого проекта, невероятное количество головокружительных спецэффектов, стремительно взвинченный темпоритм монтажа и столь же динамично подавляющая музыкально-шумовая партитура – все вкупе создает мощное энергетическое воздействие на зрителя. Дети – пассажиры экспресса (куклы поистине человекоподобные) мчатся к полюсу в стремительном вихре, где нет времени оглянуться, остановиться, осмыслить происходящее… Фильм демонстрирует тенденцию, повсеместно бытующую в прокате с его коммерческими приоритетами. Тенденцию поддержки зрелища, где ребенок развлекается не мыслью (вспомним слова Р. Быкова), а набором внешних эффектов.
Нельзя пройти мимо «Легенды о рыцаре» (реж. Хосе Посо, Испания), заслужившего главный приз международного жюри – «Золотой лебедь». Сюжет построен на исторической основе – борьба за независимость Испании против иноземных захватчиков. Герой его – Родриго (Сид) – мужественный воин, верой и правдой служащий своему королю вопреки интригам придворной знати. И патриотическая значимость замысла, и своеобразие изобразительного решения, где природа и архитектура средневековой Испании поданы в монументальной графике и изящно-изысканном колорите, – все способствует своеобразию картины. Однако осмелюсь заметить, что и здесь силовые противостояния, непрерывная череда баталий доминируют над раскрытием мыслей и чувств персонажей, а потому происходящее на экране не вызывает желаемой эмоциональной зрительской отдачи.
Русский вариант супердинамичного анимационного кино являет собой «Алеша Попович и Тугарин Змей», отмеченный призом президента фестиваля и детского жюри. Обращение к русским фольклорным корням в сюжете и рисунке, яркая красочная палитра, народный юмор – таковы слагаемые успеха этой работы (сценарист М. Свешников, режиссер К.Бронзит). Однако позволю «свое суждение иметь» и скажу, что не могу принять внешнего облика Алеши – этакий детина с квадратной челюстью и немереной мышечной силой. Так и просится на язык: «Сила есть – ума не надо!» Вспомним слова Ролана: «…Ребенок развлекается мыслью…». Принять это к сведению не повредит и аниматорам. Но тут вырастает столь же мощно играющая мускулами фигура кинопрокатчика: «Фильм – в лидерах проката!» – возглашает он. А там, где «звенят» доводы проката, там умолкает критик…
Вернемся в настоящее время. Но так просто и сразу отделаться от чудес и невероятных явлений нам не удастся. Потому что режиссер Б. Нойбургер (Австрия – Канада) предложит нам «Лето с привидениями» и постарается заинтриговать похождениями десятилетней Каролины, которая, приехав к отцу-режиссеру на съемочную площадку в старинный замок, встречается там с привидениями давным-давно почивших монахинь.
А в фильме «Фантастический выдумщик» (реж. Д. Депрез, Бельгия) мальчика Андреса ждут не менее удивительные открытия. Родители его инопланетяне. Они прилетели на Землю, чтобы создать здесь вещество, способное остановить гибель их родной планеты…
После этого не стоит удивляться, если десятилетней Мариетте, мечтающей завести собачку, с помощью волшебного слова удается превратить младшего братишку в песика («Собака – мой братик», реж. П.Тимм, Германия – Великобритания – Нидерланды). Такие вот чудеса на нашей родной земле! А почему бы и нет! Детям по вкусу чудесные превращения, таинственные загадки. Вопрос только в том, насколько плодотворна мысль, которую приносят разгадки. Сюжет первой из этих трех картин представляется мне искусственно надуманным и потому – бесплодным. Во втором случае создатели словно прошли мимо цели, увлекшись детективной стороной сюжета, слежкой за родителями, они сугубо информационно объяснили сыну гуманистический смысл своей работы, а потому истинного душевного контакта мальчика с ними не состоялось. А узнавание тайны удивляет, но не волнует зрителей.
Иной результат достигнут режиссером П. Тиммом. После того как мечта девочки осуществилась и братишка стал собачкой, следует череда занимательных приключений, огорчений и радостей. Но как ни изобретателен сюжет, за ним не теряется главное – мысль! Мысль о том, что ради счастья и покоя семьи можно и нужно поступиться даже самой заветной мечтой. Картина награждена международным жюри специальным призом сценаристу Т. Шпрингеру и призом детского жюри.
Любопытно, что, обращаясь к современности, деятели кино разных стран, не сговариваясь, откликнулись на общую тему – тему спортивную. Впрочем, стоит ли удивляться? Здесь все конфликты – в открытом противостоянии, а динамика сюжета – в самой сути спортивной борьбы. При этом почти всякий раз завязка интриги возникает с появлением «человека со стороны»: нового тренера, нового игрока, а иногда и того и другого. Понятное дело: столкновение нового с прежним куда как заметнее и не требует углубляться в сложности душевных конфликтов, подчас неприметных в устоявшейся, стабильной среде.
Однако обращение к этой теме не всегда сводится лишь к показу перипетий спортивной борьбы.
Так, в фильме «Солнечный сезон» (реж. Минь Йон Ли, Корея) две слабые футбольные команды – деревенская и приютская, – объединившись, побеждают сильную городскую. Но помимо спортивной победы здесь происходит и иная, весьма существенная в наши дни. Дело в том, что тренируют детей два священнослужителя: буддийский монах и вновь приехавший в приют католический пастор. Такт и взаимное уважение, которыми проникнуты их отношения, постепенно передаются и детям, и местным жителям, и приютским монахиням. Оказывается, что радость общей победы может помочь смягчить сердца, по-новому взглянуть на окружающий мир.
Семейная тема традиционна и неотъемлема для любого детского фестиваля. Представлена она и на МКФ-21. Лидером на этот раз стал норвежский фильм «Фиа» о судьбе восьмилетней девочки, непутевая мать которой думает лишь о собственных удовольствиях. В результате Фиа помещают в приемную семью. Но разлука с горячо любимой матерью невыносима. И свою боль, горечь, злость она вымещает на заботливых людях, сердечно принявших ее. О том, как в ожесточенном сердце «неблагополучного» маленького человека рождается отклик на участие и добро, рассказано подкупающе искренне и правдиво. Режиссер фильма Эльза Квамме награждена специальным призом международного жюри, а юная Клара Довинг удостоена специального упоминания за блестящий актерский дебют.
Отправимся теперь в Сингапур, где живут герои фильма режиссера Джека Нео «Я не дурак». Эти трое мальчишек-неудачников зачислены из-за плохой успеваемости в позорную «третью группу». Какое унижение и стыд для родителей! Пускаются в ход все средства: и побои, и жестокий подавляющий деспотизм. Невезучие парнишки то и дело попадают впросак. Родители выбиваются из сил, пытаясь спасти их от «третьей группы». Но, несмотря на целый ряд комедийных ситуаций, постепенно все ярче и убедительней обозначается главная тема – утверждение человеческого достоинства каждого, невзирая на возраст и общественное положение. И хотя фильм анонсирован как сатирическая комедия, обстоятельства порой драматичны до крайности.
Комментарии