Из множества разных профессий я нашла себя в самой гуманной, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. Я учитель-логопед уже более 20 лет.
Сформировать у ребенка правильную, красивую речь, научить его связно, интересно излагать свои мысли, подготовить его к полноценному обучению в школе и качественному усвоению учебного материала – вот моя основная задача. Двадцать лет я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи, в частности, с общим недоразвитием речи, которое бывает разной степени выраженности – от не очень грубого речевого недоразвития до полного безречия.«Мой ребенок не говорит! Что делать? Помогите!» – с этими словами чаще всего обращаются ко мне родители. Я отвечаю: «Любить, принимать, помогать, развивать! Конечно, перед нами стоит непростая задача, но у нас все получится». А это «все» совершенно различное для всех детей. Кто-то через год обучения пойдет в школу, а кто-то только начнет говорить свои первые слова, но какое счастье для родителей услышать их! Чтобы помочь детям преодолеть речевое недоразвитие, я провожу индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми в соответствии с планом коррекционно-развивающего обучения. Эти занятия направлены на:- расширение и обогащение словарного запаса, знаний и представлений об окружающем мире;- развитие лексико-грамматических представлений, формирование навыков словоизменения и словообразования;- коррекцию слоговой структуры слова;- развитие связной монологической речи;- развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;- коррекцию звукопроизношения.Очень важным моментом в работе является установление положительного эмоционального контакта в первые дни общения с ребенком. Знания, полученные вместе с положительными эмоциями, остаются в нашей памяти на всю жизнь.Занимаясь с детьми, я учу их выдержке и терпению, объясняя, что не все получается сразу, но если стараться, то все обязательно получится. Когда же получается – ребенок счастлив, а я рада вместе с ним. По крупинке ежедневно формируются новые умения и навыки. Вот из таких маленьких побед и состоит ежедневная работа учителя-логопеда. Я стараюсь, чтобы логопедические занятия для детей были интересными, развивающими и способствовали не только закреплению той или иной грамматической формы или звуков в речи, но и развивали ребенка всесторонне – память, внимание, мышление, речемыслительную деятельность, давали представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми в обществе.Опыт моей работы показывает, что в последние годы значительно увеличилось количество детей с речевой патологией, отягощенной неврологической симптоматикой. В связи с этим в свою работу активно включаю здоровьесберегающие технологии: упражнения на мышечную релаксацию, психогимнастику, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, а компьютерная программа «БОС здоровье» позволяет мне в занимательной игровой форме обучить детей правильному, глубокому, диафрагмально-релаксационному дыханию, а значит, укрепить здоровье детей и значительно улучшить звучание их речи.Родители… Работа с ними очень важна, ведь без их участия будет сложно получить стабильно хороший результат. Я провожу беседы, консультации, открытые занятия, семинары-практикумы («Давай придумаем рассказ», «Поиграй со мною, мама»), на которых родители получают ответы на интересующие их вопросы и учатся правильному взаимодействию с ребенком в процессе коррекционно-развивающего обучения. Совместная работа логопеда и родителей делает ребенка более трудолюбивым, целеустремленным, уверенным в своих силах, ведет к гармонизации детско-родительских отношений, а в дальнейшем окрыляет успехами и стимулирует на покорение новых высот.Мои самые первые и главные помощники – воспитатели. Это профессионалы очень высокого уровня, прекрасно знающие и великолепно выполняющие свою работу. Ответственные, внимательные, обязательные. Мы вместе уже более 20 лет, у нас прекрасный, дружный, слаженный коллектив, что позволяет нам достигать стабильно высоких показателей в коррекционно-развивающем обучении и подготовке детей к школе. Мы все вместе радуемся, и неизвестно, кто больше – ребенок, родители, воспитатели или логопед, когда – ура! – наконец-то мы победили трудный звук, научились говорить сложные слова и строить фразы. Горы перечитанной литературы, открытые занятия, круглые столы, методобъединения, курсы повышения квалификации – все это работает на повышение эффективности коррекционной работы, на приобретение бесценного опыта, на развитие ребенка.Учитель-логопед – прекрасная профессия, которую я очень люблю и горжусь ей. С одной стороны, это ежедневный кропотливый труд, с другой стороны – огромная радость от результатов этого труда. Что может быть прекраснее для логопеда, чем слышать хорошую речь своих воспитанников, которая журчит и переливается как чистый светлый ручеек, не иссякающий никогда. Наталья ДЕСЯТОВА,учитель-логопед дошкольного отделения школы №1399
Комментарии