Ребенок не должен быть крепостным
Сейчас они поднимутся по ступенькам, и нужно будет сказать им первые слова. Какие? Это самое важное, как войдет учитель в класс и сможет ли поймать, угадать ту волну, на которую настроены сегодня дети. Этому нельзя научить. И вправду, наверное, в педагогике не меньше интуиции, чем собственно науки. Валентина Федоровна своим студенткам-практиканткам не раз говорила об этой первой ноте на уроке, о том, что учитель не имеет права сфальшивить. Только научить этому вряд ли можно.
Прошло уже полгода с того памятного сентябрьского, но по-летнему жаркого денька. Суббота, и в гимназии идут занятия подготовительного отделения. Сегодня уроки сокращены – к Восьмому марта дети приготовили мамам и учителям концерт.
– Валентина Федоровна, а что, больше уроков не будет? Ну почему? У нас же не было “грамоты” и МДО?
Удивительно, но эти совсем крохи с удовольствием работают шесть уроков подряд каждую субботу и к маю уже немного говорят по-английски, пишут, считают, читают, шевелят извилиной, разгадывая, например, когда у Пети день рождения, если известно, что ему исполнилось семь лет в последний день первого месяца года. На подготовительном отделении Валентина Федоровна обучает шестилеток грамоте, используя методику Климановой (интегрированный курс на коммуникативной основе).
– Скажите, Валентина Федоровна, можно ли говорить о методике Комаровой?
– Не могу сказать, что у меня есть своя методика. Я беру все, что наработано другими и доступно, то, что, на мой взгляд, является лучшим, наиболее подходящим для моего конкретного класса. Изобретать велосипед не в моих правилах, но я стараюсь быть в курсе всех последних исследований, с удовольствием учусь новому сама. Главное – доводить до конца то, что начато, не бросаться из стороны в сторону. Например, уроки математики строю по традиционной программе, но включаю элементы конструирования по Столяровой, задачи Виленкина и Петерсона, поскольку всего этого, по моему мнению, недостает традиционной программе, а в среднем звене “обрушится” на детей.
Если же вспомнить, за что я получила звание учителя-методиста, то это мои интегрированные курсы: русский язык – чтение, чтение – природоведение, математика – конструирование, труд – природоведение – физкультура. Я и в институте писала работу “Эстетика на уроках физического воспитания”. Меня всегда привлекали нестандартные формы занятий, раскрепощающие детей, стимулирующие их творческие и интеллектуальные способности.
– Поэтому вас привлек и курс с не очень благозвучным названием “МДО” – междисциплинарное обучение?
– Да. Этот новый для школы предмет разработан кандидатом психологических наук, директором Института развития одаренности Н.Б.Шумаковой. В институте я прослушала курс лекций, получила соответствующий сертификат и несколько лет веду этот предмет – МДО – в нашей гимназии. Такая экспериментальная программа понравилась мне не только своей нестандартной формой. Она строится на детских вопросах возраста “почемучек” – кто(что) из кого (чего) происходит? откуда электричество? как устроен водоем? и т.д. – и позволяет детям самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы. На уроках звучит музыка, подбирается огромное количество познавательной литературы, в которой ребята не просто ищут факты, допустим, обсуждая идею изменения, но и классифицируют их, записывают. Ребенок может свободно передвигаться по классу во время этого урока (они, как правило, спаренные) или пойти в библиотеку поискать необходимый материал. Итог изучения темы – структура, функция, изменения – коллективная творческая работа, которую дети готовят вместе впятером, вшестером, а затем защищают.
Этот предмет требует от учителя трудоемкой подготовки и, конечно, широкого кругозора. И этим тоже, как мне кажется, интересен. Сейчас я готовлю подборку материалов по теме “Изменения”. Дело в том, что книга для чтения по МДО для первого класса только готовится к изданию, и литературные произведения приходится подбирать самостоятельно, по своему усмотрению. Мои предложения будут рассмотрены Н.Б.Шумаковой как автором программы. Возможно, что-то из моих наработок войдет в книгу.
…Наверное, каждый учитель на вопрос, что главное в педагоге, не задумываясь, ответит: “Любить детей”. И каждый понимает эту любовь по-своему. Кто-то говорит о любви и раздает подзатыльники. Кто-то говорит о любви и, пользуясь своим преимуществом старшего по возрасту и званию, пытается вытравить в маленьком человечке личностное самосознание. К сожалению, часто успешно, до превращения в безвольное, полное комплексов существо, либо трагично – до неврозов, несчастных случаев. Кто-то молчит о любви и любит каждого своего ученика таким, какой он есть, помогая ему раскрыться и свято храня его доверенные по секрету тайны. Разговора о тайнах у нас не получилось. “Все семьи счастливы одинаково, но несчастны каждая по-своему. Я не имею права даже намекать на какую-либо историю, даже если это тайна уже ставшего взрослым ребенка”.
Когда-то В.Ф.Комарова несла на своих плечах, а правильнее сказать, в сердце своем, общественную нагрузку инспектора по опеке. Было много слез, судов и жутких историй. “Может быть, это учило меня любить детей и тонко относиться к струнам семейной жизни?..”
Сколько за эти годы прошло через ее душу учеников, сказать затрудняется. Но подсчитать всех можно: фотографию каждого своего класса она сохранила, и каждого ученика помнит по имени. Фамилии путает, потому что всегда называла их только по имени.
И еще один момент, обьединяющий, пожалуй, всех учителей. Любой скажет, что главной наградой ему – “если через много лет шлет учительнице старой бывший школьник свой привет”. Валентина Федоровна Комарова в этом плане не оригинальна. Для нее “спасибо”, прозвучавшее из уст выросшего Саньки, Александра Петровича, или Оли, Ольги Ивановны, – главная награда. То, ради чего стоит работать и жить.
Юлия ДЕНИСОВА
Фото Дмитрия ДЕНИСОВА
Рецепт ее творчества
Рецепт ее творчества
Конечно, это не рецепт. К таким урокам, какие проводит Вера Андреевна, не подготовишься ни за день, ни за неделю – они требуют жизни.
Школа диалога культур (ШДК) – термин, известный предметникам: кому-то понаслышке, другим поподробнее. Но даже среди знакомых с трудами “идеолога” такого подхода к изучению литературы Библера и с методиками его последователей в преподавании найдется очень мало смельчаков, попробовавших внедрить в школьную практику это по сути абсолютно новое мышление.
Преподавать литературу в школе – занятие настолько своеобразное, что, может быть, сколько учителей, столько и литератур. Нельзя сказать, плохо это или хорошо, ведь нет ничего более субьективного, чем индивидуальное восприятие художественного текста. Учитель литературы как бы по определению берет на себя жуткую ответственность – пройдет ли ученик мимо творений Пушкина или Шекспира либо оставит их в себе, станет ли он собеседником великих мыслителей или выучит скучный урок и забудет его навсегда.
Вера Андреевна, конечно, тоже до поры до времени преподавала литературу традиционно, по программе, – педагогические вольности были все-таки лимитированы. Но все же думается, что и в ту пору, пока еще не начали падать тяжкие оковы предписаний, ее ученикам везло больше, чем другим, – они общались с неординарным человеком, учителем мысли и поиска. С личностью. Не знаю, как это повлияло на ее творческие поиски именно в преподнесении литературы школьникам, но, видимо, не повлиять не могло. В.А.Щепа закончила с отличием музыкальное училище в Тамбове, работала в музыкальной школе, вела класс народных инструментов и собиралась в консерваторию, прежде чем поступить на подготовительные курсы Самарского университета, убедиться, что это – именно то, что ей нужно, и с блеском защитить диплом вышеозначенного вуза. Как ни хотелось бы избежать давно уж немодного высокого штиля, да, видно, не удастся: даже короткого общения с Верой Андреевной – обыкновенным нестандартным учителем, нормальным, живым человеком, не чуждым ничего человеческого, включая наверняка житейские проблемы, – хватило, чтобы вызвать в памяти ассоциации со всеохватной ренессансной личностью…
В.А.Щепа работает вовсе не в специализированной школе с литературоведческим уклоном (да, кажется, в Самаре таких и нет пока) и даже не в гуманитарном лицейском классе. 157-я школа – рядовая, но такая из рядовых, где процесс преподавания считается творчеством. Вот и Вера Андреевна без страха оказаться непонятой и “поруганной” творит на уроках вместе со своими учениками. Школьное руководство не просто “пошло навстречу”, но сочло необходимыми ее регулярные поездки в подмосковную школу для учителей “Эврика”, слывущую по праву всероссийским центром новаторской педагогической мысли. Творческие опять же поездки на Кипр и в Лондон тоже попали в разряд необходимостей. Так, размышляя, практикуя, развиваясь и развивая, Вера Андреевна ощупью подошла к новому для школы способу постижения действительности, строя, вначале интуитивно, свои уроки литературы в логике диалога культур. Она придумала и ввела предмет “Загадки текста”, где дети учились по-другому, иначе, чем принято, читать, задавая себе вопросы. Она самостоятельно выстроила (есть в ее речи словечко, не существующее в “нормальном” русском языке, – “простраивать”) в логике диалога культур уроки литературы, вначале в пятом и восьмом классах, и ее ученики поняли, что литература нынешняя – не данность, а продолжение всех прежних литератур. И теперь им, ставшим на два с половиной года старше, под силу серьезный и потрясающий литературоведческий анализ программных произведений с позиций структурализма и формализма, теорий Бахтина и Мелетинского. Их письменные работы поражают индивидуальностью и оригинальностью мышления, а первые места на областных олимпиадах – никакой не итог, а скорее верстовой столб. Ее недавно читавшие по слогам пятиклассники через полгода перестали делать ошибки в диктантах… Это – к слову о преимуществах необычной методики. Они бесспорны, и такой удивительный обнаружившийся скачок в детском развитии абсолютно не означает, что она, методика, нуждается в пропаганде и насаждении. Даже наоборот, ее применение невозможно и, более того, противопоказано тому учителю, который сам к этому не пришел.
Коллеги, навестив уроки Веры Андреевны, относятся к ним по-разному. Не понимают, недоумевают, восхищаются… Но никто в Самаре еще не осмелился попробовать. Только вот география в той же школе уже преподается с позиций ШДК. Кого-то удивляет, что Веры Андреевны “как бы нет” на уроке, ее дети сами читают текст, сами рассуждают, задают вопросы и на них отвечают. Она же “как бы наравне” с ними – предлагает свои трактовки и версии, участвует в диалоге. Ничего удивительного – это диалог, таковы его законы.
Начитавшись на прощание работ ее учеников, мне захотелось срочно бежать домой и искать вслед за одной десятиклассницей исторические корни волшебной сказки в знакомой до боли лермонтовской “Тамани”. “Это – отравленный напиток, испив которого, почувствуешь, что все остальное – пресно”, – прокомментировала В.А.Щепа.
Ее дети иначе смотрят на мир, на место в нем человека, на жизнь и смерть, они учатся спрашивать и отвечать, они мыслят и растут.
Мыслит и растет и Вера Андреевна. Она апробирует новые учебники, работая в знаменитом Фонде Сороса, потому что ей это интересно. Она “выдвинута” на соискание звания “Учитель года-96”, потому что она на него похожа, как, вероятно, мало кто другой.
Но если она выиграет этот конкурс, то не потому, что ее подход к преподаванию литературы самый верный, а благодаря светлому разуму, интересу к жизни и тому, что запах ее духов “J`ai Ose” в переводе с французского означает “Я дерзаю”…
Инна ВАСИЛЕНКО
“Классик-домра”
Домра – музыкальный инструмент, на котором исполняют народную музыку. Она непременно входит в состав народных оркестров, ее характерный звук, казалось бы, создан для русских национальных мелодий. Все это так, но ансамбль, которым может гордиться не только педуниверситет, но и весь город Самара, всей своей деятельностью демонстрирует, насколько широки возможности домры.
И если слух о самарской “Классик-домре” еще не прошел по всей Руси великой, то это удивительно. Потому что бельгийцы, немцы, испанцы и другие иностранцы уже отлично знают, ценят и уважают этот русский ансамбль, наперебой приглашают его к себе на гастроли, награждают почетными местами в самых престижных международных конкурсах и выпускают его компакт-диски, пользующиеся большим спросом.
“Классик-домра” играет классическую музыку. В переложении для “неклассического” инструмента она звучит особенно… “Времена года” Вивальди, “Соловей” Алябьева, “Колыбельная” Римского-Корсакова, Первый квартет Шостаковича… Никто не верил, что знаменитый “Полет шмеля” можно сыграть таким составом, пока самарские этого с блеском не продемонстрировали…
Собственно говоря, самарскими их можно называть с достаточно недавнего времени. Истоки “Классик-домры”, состоящей из девяти молодых исполнителей, не только домристов, но, пожалуй, скорее уже мультиинструменталистов – в городе Воронеже, откуда родом большинство из них, как и руководитель ансамбля Лариса Ивановна Демченко, ныне преподаватель института художественного воспитания при педуниверситете. Там, в Воронеже, она познакомилась с нашим студентом Сергеем Войтенко, со своим баяном завоевавшим немало побед на конкурсах мирового масштаба. К тому времени после триумфа воронежских домристов за рубежом и возвращения всех заработанных на гастролях денег так называемым “спонсорам” (таковы были кабальные условия договора!) воронежское музыкальное училище решило ансамбль “ликвидировать”. Опустим печальные подробности – к счастью, вскоре он нашел пристанище у нас – вначале в Сызрани, теперь в Самаре.
Здесь вдевятером музыканты поселились в одной комнате общежития педуниверситета, где некоторые из них учатся. Ректор А.А.Семашкин не смог не поддержать феноменальный ансамбль, не смог позволить ему распасться. Помогли и директор института художественного воспитания В.М.Ощепков, и заведующий кафедрой народных инструментов Е.М. Лакирев. Теперь у коллектива есть где жить и репетировать. А содержат его… сами участники, в том числе Сережа Войтенко – на свою премию, завоеванную в последнем конкурсе.
Когда “Классик-домра” выступила на одном из музыкальных вечеров в художественном салоне “Мария”, многие услышали ее впервые. Увы, ансамбль не имеет определеного статуса и концертные залы Самары пока его не ждут. Хотя этим музыкантам, еще студентам, вполне была бы по силам большая программа – например в филармонии.
Как это ни печально, спонсоров, кажется, ищет вся страна. И приходится снова и снова взывать к кому-то, просить городские власти взять коллектив под свою опеку, утвердить его муниципальным. Профессионалы и любители искусства не дадут соврать – “Классик-домра” на самом деле уникальна, исполнительский уровень молодых музыкантов высок. А возможности педуниверситета, увы, небезграничны.
Марина ПАВЛОВА
Комментарии