Почему до сих пор идут войны? Почему в конце XX столетия на Северном Кавказе вновь появилось движение крайнего исламского толка? На подобные вопросы своим ученикам отвечает Руслан Наиппович ЖАБРАИЛОВ, директор, учитель истории Шовхал-Бердинской СШ Ножай-Юртовского района Чеченской республики, автор брошюры «Курс лекций по истории Чечни». Остроумный и находчивый Жабраилов в сложные 90-е всегда находил, что ответить на самые каверзные вопросы учеников. За 32 года педагогической деятельности шуток у Руслана Наипповича накопилось много.
Жена Дашман, учительница начальных классов, подарила ему четверых детей. «Чтобы на земле воцарился мир!» – для Жабраилова это не лозунг, а самое заветное желание.
Кто-то очень метко заметил: «В США есть цивилизация, но нет истинной, древней культуры. В России богатая культура, но нет цивилизации». Наша задача – сохранить российскую культуру и создать цивилизованное общество. Достичь этого можно, если обеспечить стабильное фукцианирование и развитие системы образования; воспитывая в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрение, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.
Сегодня воспитание этих качеств у школьников очень важно, особенно в Чеченской республике. В любых социальных конфликтах страдают прежде всего дети. Военный конфликт в Чеченской республике привел к тому, что большинство детей, обучающихся в школах республики, испытали ужас и отвращение от беспричинной жестокости. И это затрудняет стандартный образовательный процесс.
Военные действия в республике создают дополнительные трудности. Особенно рельефно и зримо эти проблемы проявляются в процессе преподавания истории. Их разрешение, воспитание детей в духе толерантности, обеспечение эффективной социализации личности учащихся – главные направления моей педагогической деятельности.
Россия создает рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока очень незначительно отражены в содержании школьного образования. И именно они должны стать основой кардинальной его модернизации.
Мой педагогический опыт позволяет сделать вывод, что уроки в традиционной форме не обеспечивают эффективную социализацию и воспитание гражданских качеств личности учащихся. Для этого необходимо сочетание традиционных и нетрадиционных форм урока.
Я пришел к выводу, что из всех педагогических технологий наиболее рациональная – развивающая и разноуровневая технология, «обеспечивающая полноценное усвоение знаний, формирующая учебную деятельность. И тем самым непосредственно влияющая на умственное развитие» (С.И.Якиманская, «Сущность процесса обучения»). Интенсивное развитие умственных сил в период обучения должно происходить на основе последовательного осуществления известных положений, разработанных и сформулированных Л.В. Занковым и его лабораторией. Обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в процессе обучения, быстрый темп изучения учебного материала, осознание школьниками процесса учения, развитие каждого учащегося в соответствии с его потенциальными возможностями. Все дети на уроке – исследователи, которые открывают для себя историю вновь и вновь. Дети сами ставят проблему, выдвигают гипотезы, ищут ответы. В этом творческом процессе рождается личность, которая сможет разрешать сложные жизненные ситуации.
Вместе с тем считаю, что, обучая и воспитывая, надо исходить не из наших взрослых представлений, а из потребностей и возможностей ученика, из природы ребенка. Развить эти потребности и возможности, осознавая, что ребенок – это явление и чудо, не умаляя и не унижая его достоинства, воспринимая его равным себе, сделать его единомышленником, разбудить его мысль и дать ему возможность гордиться собой – главные задачи учителя и школы.
Опыт, экспериментальные наблюдения привели меня к убеждению, что наиболее приемлемой и эффективной формой учебной деятельности является коллективная. Это означает, что обучать и воспитывать надо всех вместе, одновременно и каждого по отдельности.
Главное в моей педагогической деятельности – учить детей самостоятельно, критически мыслить, руководствуясь принципом успешности, обучать навыкам анализа и синтеза, выработать умение использовать полученные знания в новых условиях, при решении новых учебных задач. Всё это обеспечивает воспитание в личности широты мышления и мировоззрения, толерантность, гражданскую смелость, творческое воображение.
Комментарии