Почему-то так складывается, что о детях у нас принято вспоминать в основном 1 июня – в День защиты детей. В первый день лета по телеканалам рассказывают о нарушении их прав, о тяжелой жизни в детдомах и нерадивых приемных родителях. Депутаты Госдумы трясут кулаками и выдают гневные реляции на тему «Доколе противным иностранцам будет позволено издеваться над невинными русскими детьми». В остальные же 364 дня года о проблемах нарушения прав детей в основном предпочитают не вспоминать. Приятным исключением в этом отношении стала декабрьская Международная научно-практическая конференция по проблеме защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшая при поддержке Минобрнауки России, Федерального агентства по образованию и Института развития социальных коммуникаций.
– Проблема жестокого обращения с детьми – это общенациональная проблема, решение которой требует объединения усилий органов исполнительной, законодательной власти, научного сообщества, общественных институтов, всего общества, – отметила Алина Левитская, директор Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России. Перечислив многочисленные законодательные акты, регулирующие права детей и их защиту, она добавила, что важнейшая роль в обеспечении прав и законных интересов детей отводится органам опеки и попечительства, роль которых в большинстве случаев играют органы управления образованием. – На наш взгляд, именно в организации деятельности по защите детей от жестокого обращения мы сегодня сталкиваемся с большим количеством проблем, – уверена Алина Левитская. – И проблемы эти касаются как нормативно-правового регулирования, так и правоприменительной практики.
Начать с того, что система профилактики жестокого обращения с детьми в семье недостаточно эффективна. Дело в том, что пресловутые органы опеки и попечительства предпочитают вмешиваться в дела ячейки общества, когда отношения в ней уже достигли наивысшей точки кипения. Между тем как работа органов должна быть в большей степени превентивной, направленной на сохранение семьи. Известно, что 80 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, – это так называемые социальные сироты. Большая часть из них – дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Только в прошлом году более чем у 50 тысяч детей лишены родительских прав оба или единственный родитель.
Абсурд ситуации заключается в том, что даже термины «жестокое обращение», «насилие», «невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей» в настоящее время в законодательных актах РФ фактически не прописаны.
По мнению Алины Левитской, выход состоит прежде всего в создании возможности для реабилитации «провинившихся» родителей, а не лишении их родительских прав. Кроме того, она уверена в необходимости создания мониторинга ситуации в области защиты прав детей и формирования в регионах профессиональных служб – центров оказания помощи семье и детям, пострадавшим от жестокого обращения.
– Сегодняшняя политика в отношении несовершеннолетних абсолютно ведомственная и потому тупая, – заявил член Общественной палаты РФ Олег Зыков. – Тупые программы федеральные, городские – любые. Потому что чиновник не мыслит категориями интересов ребенка, он мыслит интересами собственного ведомства и собственного выживания.
По мнению Зыкова, поскольку выживание российского чиновничества в основном зависит от величины финансовых потоков, то чиновник прежде всего должен обосновать свое существование в системе, а потом уже цели, на которые пойдут выделенные средства.
– Ко мне приходят люди из социальной сферы совестливые, которые хотят что-то менять, но не знают, что делать, – удивляется Олег Зыков. – Из социальных служб просто сделали собесы, где сидят люди на местах, и все.
Однако чтобы заниматься напрямую проблемами неблагополучных семей, надо иметь соответствующие технологии социально-психологического сопровождения, сформировать поведенческие стандарты для соцслужб. И это вовсе не вопрос закона, а вопрос профессиональной совести, грамотности, желания. Желания эффективно делать то, за что получаешь деньги. По мнению Олега Зыкова, ни в коем случае нельзя механически увеличивать количество сотрудников органов опеки, так как этим положение детей не улучшить. Органы опеки должны быть штабом по определению индивидуальной программы ребенка. «Органы опеки сами по себе не могут защищать детей – это бюрократическая организация. Или эта организация выступает социальным заказчиком организационных служб, или она не нужна вообще, – сказал он. – Мне часто пишут коллективы детских домов, которые сейчас закрываются, и представляют себя защитниками прав детей. Факт закрытия они представляют как нарушение прав детей, что неправда – защита прав ребенка предполагает интересы ребенка, а не трудового коллектива детского дома». Олег Зыков уверен, что детские дома закрывать совсем не обязательно, так как они могут выступать как реабилитационные центры и обеспечивать социально-психологическое сопровождение.
Единственным выходом из сложившейся ситуации Олег Зыков видит создание механизма гражданского контроля, который смог бы действовать в наших условиях: «Иначе будут пустые разговоры, и мы придем к несостоятельности всей политики в отношении несовершеннолетних, которой сегодня у нас фактически нет. Нет, потому что нет правового механизма, который обеспечивал бы рассмотрение судьбы ребенка, трагедии ребенка как основу формирования этой политики». Ведь преступление несовершеннолетнего – это продукт нарушения его собственных прав. Нет механизма обратной связи. Не формируется политика на основе анализа конкретной ситуации и конкретной судьбы ребенка, а это возможно только при развитой системе, которую во всем мире называют ювенальной юстицией.
Это факт
По данным проведенного Минобрнауки России исследования в 2005 году, за период 2000-2005 годов по вине усыновителей, опекунов и приемных родителей в России погибли 10 детей, был причинен тяжкий вред здоровью 23 детей, зарегистрировано 160 случаев отмены семейного устройства в связи с жестоким обращением с детьми. 65 усыновителей, опекунов, приемных родителей привлечено к уголовной ответственности за преступления в отношении приемных детей, из них 35 – в связи с гибелью ребенка или причинением вреда его здоровью.
За период с 1991 года зафиксировано 13 случаев насильственной гибели российских детей, усыновленных за границей, из них 12 – в США.
По данным Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России, в 2006 году в эти самые органы поступило почти 140 тысяч сообщений о нарушении прав детей. Причем более 32 тысяч случаев относились к ситуации, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей воспитанию подрастающего поколения. Органами опеки и попечительства предъявлены иски в суд в защиту прав 105 тысяч детей. Кроме того, в прошлом году органами опеки и попечительства выявлено около 3,9 тысячи случаев жестокого обращения с детьми.
Комментарии