Областной комитет общего образования Смоленской области, руководители машиностроительных предприятий, средних специальных и высших технических учреждений, конструкторских и архитектурно-строительных бюро, преподаватели обеспокоены тем, что учебной дисциплине “Черчение” в учебном плане средней общеобразовательной школы на 2000/2001 учебный год отведено лишь 34 урока. А в новом проекте школы с двенадцатилетним обучением изучение черчения не предусмотрено вообще.
Черчение принято относить к предметам политехнического цикла, так как все технические и нетехнические специалисты (например, хирург, астроном, модельер и другие) используют графические документы – чертежи, понятные в любом уголке мира. Поэтому знание международного графического языка техники необходимо каждому человеку, независимо от того, какую специальность он себе изберет после окончания школы.
Психолого-педагогические исследования (Б.Ф.Ломов, Е.Н.Кабанова-Меллер, И.С.Якиманская и др.) показали, что черчение – единственная дисциплина, в максимальной степени развивающая у детей пространственные представления, воображение и мышление, без которых невозможно техническое творчество. Кроме того, психологами доказано, что развитие пространственных представлений и воображения заканчивается к 15-16 годам. Следовательно, если средняя школа не решит проблемы развития пространственных представлений и воображения своевременно, в более поздние сроки они уже не разовьются. А это грозит тем, что выпускники такой школы окажутся неспособными к диалогу с компьютером на основе графических построений, к техническому творчеству.
Черчение нельзя отнести к области “Технология” в силу его политехнического характера и того, какую помощь оно оказывает школьникам в восприятии математики, физики, химии, труда и других предметов, то есть всех учебных дисциплин, в которых используются различные графические изображения. Поэтому черчение должно иметь в учебном плане свое обособленное место, как уникальная политехническая дисциплина.
Чтобы подготовить выпускников школы к выбору технических специальностей, облегчить их усвоение, необходимо, чтобы черчение изучалось в объеме, раскрывающем школьникам не только различные виды графической документации (проекционные чертежи, машиностроительные рабочие и сборочные, аксонометрические проекции, архитектурно-строительные чертежи, схемы), но и обеспечивающем формирование у них умения выполнять чертежи технических деталей, форма которых образована сочетанием пересекающихся поверхностей, что очень нужно инженерам, конструкторам, дизайнерам и пр. Обозреваемый круг вопросов требует 3-4-годичного обучения, рассчитанного на 102-136 часов, как это было в образовательной программе средней школы, составленной Н.К.Крупской и А.В.Луначарским, когда черчение изучалось с 5-го по 10-й класс (20-30-е годы). Результатом такой подготовки подрастающего поколения явился всплеск технического творчества (авиастроения – конструкторские бюро Антонова, Микояна, Поликарпова, Туполева, Яковлева; танко- и кораблестроения; ракетостроения и пр.), которое к 70-80-м годам преобразовалось в научно-техническую революцию, сошедшую на нет в годы перестройки (80-90-е годы – двухлетнее обучение черчению).
Россия ждет момента своего возрождения, которое всегда начинается с развития тяжелой индустрии и легкой промышленности. А для этого стране нужны технически грамотные кадры. Поэтому курс черчения в школе должен быть достаточно полным.
Р.ЗАХАРЕНКОВА,
заместитель главы администрации Смоленской области, заслуженный учитель школы РФ, канд.пед.наук;
В.ПЕТРОВ,
ректор Смоленского государственного педагогического университета, заслуженный работник высшей школы РФ;
В.ПЕТРУЛЕНКОВ,
ректор института усовершенствования учителей, канд.пед.наук, заслуженный учитель школы РФ;
и др. (всего 14 подписей)
Комментарии