search
main
0

Ребенку должно быть интересно

​Переход на требования нового стандарта в начальной школе предполагает важные изменения в педагогической деятельности.

Учителю необходимо заданное программой содержание соотнести с мотивацией ученика, от этого зависят успешная совместная деятельность ученика и учителя, работоспособность ученика, активизация мыслительных процессов. Когда ребенку интересен материал, когда он выполняет полезную деятельность, когда включается эмоциональная сфера ребенка, тогда идут активно процессы познания. Содержание должно быть сориентировано на игровую деятельность, социальную роль ребенка, на его жизненные потребности, интересы. Выбирая УМК, учитель ориентируется на мотивирующее содержание, на предложенные виды деятельности, которые интересны детям. Это новый подход к оценке учебного содержания в предложенных программах и учебниках. Несомненно, есть проблема в подборе актуального дополнительного содержания. При этом главный критерий для отбора содержания – личностный контекст: ребенку должно быть интересно решать проблему, участвовать в исследовании явления природы, находить ответ на свой детский вопрос. Педагогическая задача – формировать учебные и познавательные мотивы – стоит на повестке дня и требует от учителя серьезного осмысления.Учителю необходимо научиться выстраивать учебную ситуацию, которая обеспечивает деятельностное освоение предметного содержания. В первом классе он использует игровую деятельность, интерактивные технологии. Но если раньше он это делал для активизации памяти, восприятия, внимания с одной целью – выдать весь объем минимального содержания по предмету, «наполнить» ребенка содержанием, то теперь стоит совсем другая задача – организовать процесс работы с содержанием для того, чтобы ученик приобрел, усвоил разные способы работы с содержанием и продемонстрировал это как результат: умеет отбирать нужные буквы, слова; подбирает и предлагает варианты решения проблемы; способен выслушать других, высказать свое мнение. Целевые установки деятельности учащихся другие, поэтому важным педагогическим условием стало создание учебной ситуации. Предложенные задания в учебниках не всегда отражают новые цели формирования метапредметных результатов. Это бремя ложится на учителя. Реализация нужной учебной ситуации требует дополнительного ресурсного оснащения, другого оборудования, гибкости классно-предметно-урочной системы.Нынче и содержание урока, и деятельность учащихся направлены на формирование планируемого результата. Это ключевая проблема требует сегодня от учителя больших усилий. Вероятно, ее разрешение основано на разработке нового учебника, который будет включать мотивационное содержание, деятельностные задания и планируемые результаты. Только в этом случае учитель станет тьютором, модератором, который обеспечивает процесс развития ребенка – создает условия для деятельности, обеспечивает выбор, сопровождает успешное продвижение ученика.Стержневым компонентом стандарта становится система оценки индивидуальных достижений учащихся. Переход от системы контроля к системе обеспечения качества образования, к системе обеспечения успешности каждого ученика влечет за собой изменения в понятии «оценка». Содержанием и критериями для оценки становятся личностные, метапредметные и предметные результаты, которые составляют планируемый результат. Посещение уроков в первых классах, дискуссии, обсуждения рабочих программ, работа внутришкольных семинаров позволят определить слабые места в реализации стандарта, принять необходимые решения на основе инновационной практики педагогов начальной школы.Радует, что изменения идут в направлении обеспечения перехода от простой трансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного, компетентностного подхода.Учителя высоко оценили тот факт, что стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования навыков проблематизации, планирования своей деятельности, презентации ее результатов. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, ее интерпретацию, представление своих проектов. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности.Изменилась и деятельность педагога в рамках нового стандарта. Каждый педагог имеет возможность повышать мастерство в работе с ИКТ, изменяя тем самым образовательную практику, работая на новый результат.Э.САДРИЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе I ступени школы №929

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте