search
main
0

Ребенку – доброго знания! Учителю – счастья в познании наук, детей и себя

Если ты молод и энергичен, не бойся проявлять инициативу. «Моя педагогическая инициатива» – так назывался финальный тур конкурса «Учитель года Москвы-2009» в номинации «Молодой педагог», который с успехом прошел в Московском гуманитарном педагогическом институте. Каждый участник конкурса защищал свой проект, реализованный и реализуемый в той школе, где он работает после окончания вуза. Первое место заняла Нина Мелехина, второе место у Юлии Толмачевой, третье – у Надежды Кузьминой.

Юлия ТОЛМАЧЕВА, учитель английского языка Центра образования №1927, выпускница факультета английской филологии Московского гуманитарного педагогического института: – Жаль, что у учителя нет клятвы на верность и преданность своему делу. Такой, какая есть у врачей: «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панацеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство…

– почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями;

– его потомство считать своими братьями;

– наставления и устные уроки сообщать своим сыновьям и ученикам, связанным клятвой по закону медицинскому».

Такие высокие слова врач, наверное, должен произносить в операционной, актер – на сцене, а учитель – у школьной доски в учебном классе.

Моя педагогическая инициатива соединяет класс и остальное педагогическое пространство школы и называется «Познавательно-воспитательный сбор учащихся и учителей английского языка». Благодаря чему родилась эта инициатива? В нашем Центре образования два раза в год – в дни осенних и весенних каникул – 100 детей и 50 педагогов выезжают на 4 дня в загородный пансионат, чтобы провести очередной воспитательный сбор. Раньше такие сборы назывались коммунарскими. В основе сборов – педагогика коллективного творческого воспитания И.Иванова, рожденная в 60-х годах прошлого столетия в Ленинграде и подхваченная сначала Всероссийским пионерлагерем «Орленок», а затем и всеми школами страны.

Главная ценность и педагогический фундамент каждого сбора – высокие гуманные отношения. На этом фундаменте строится разнообразное коллективное творческое содержание, эмоционально окрашенное бардовской песней, юмором и радостью общения. 25 сборов проведены за время существования нашего центра, но все они были посвящены развитию воспитательной деятельности.

Моя педагогическая инициатива заключается в сохранении системы ценностей, организации и традиций воспитательного сбора. В привнесении в него познавательного предметного содержания, связанного с изучением английского языка в школе.

Я приглашаю для участия в этом сборе учащихся из классов, в которых я преподаю английский язык (сейчас это вторые, третьи, четвертые и девятые классы), а также учителей английского языка и других педагогов центра, желающих принять участие в сборе (обычно это 50-70 человек).

Актуальность нашего проекта заключается в том, что с его помощью можно решить такие важные на тот момент проблемы современного школьного образования, как преемственность начальной и средней школ, целостность обучения, воспитания и развития школьников, интеграция школьных предметов.

В современном образовании иностранному языку придается довольно большое значение, увеличено количество часов на его преподавание, практически во всех школах вводится обучение второму иностранному языку, создается большое количество внеурочных кружков и дополнительных занятий по иностранному языку, увеличивается заработная плата учителей и многое другое. На практике создается впечатление, что Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ убедили в необходимости изучения иностранного языка всех, кроме учеников. У учеников средних общеобразовательных школ нет понимания ценности десятигодичного обучения иностранному языку в рамках школьного образования. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в поиске инновационных путей вовлечения учащихся в познавательную деятельность, связанную с обучением иностранному языку.

Гипотеза проекта состояла в том, что мы предполагали: сочетание традиционных и инновационных методов работы позволит повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также увеличить эффективность процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Цель проекта состоит в создании методики, обеспечивающей целостность воспитания, обучения и развития школьников, повышение мотивации к обучению и самостоятельности в обучении.

Практическая значимость проекта заключается в создании методики проведения познавательно-воспитательного сбора предметной направленности.

Чем же отличается познавательно-воспитательный сбор учащихся и учителей иностранного языка от уже известных форм, которые знакомы и популярны в других образовательных учреждениях? Например, таких, как Неделя иностранного языка, Фестиваль иностранного языка, спектакль на иностранном языке, научно-познавательная конференция и многие другие?

Главное отличие заключается в создании на сборе высоких человеческих отношений, которые выступают в качестве фундамента для будущих образовательных результатов. В отличие от всех перечисленых форм педагогическая деятельность тут ведется в разновозрастных объединениях, ценность которых, кроме очевидных воспитательных преимуществ, заключается в педагогической заботе, в том числе и содержательной, старших о младших, более знающих учеников о менее знающих. Еще одно принципиальное отличие в том, что руководят детским объединением в равноправном сотрудничестве старшеклассник и педагог, что обеспечивает дополнительные преимущества в успешности овладения иностранным языком.

Организация познавательно-воспитательного сбора учащихся и учителей иностранного языка состоит из нескольких основных этапов.

На первом этапе мы с руководителем методического объединения предлагаем администрации нашего Центра образования идею проведения очередного сбора. После принятия этой идеи можно переходить и к непосредственной его подготовке.

На втором этапе мы проводим совещание методического объединения учителей-предметников, чтобы определить круг участников сбора. На этом совещании мы придумываем тему сбора. Например, тема последнего была такой: «Once upon a time in Sherwood Forest». Определяя круг учителей, желающих принять участие в сборе, мы назначаем кураторов объединений. Следует отметить, что все участники сбора разделены на группы, каждая – объединение, во главе которого стоят руководитель-старшеклассник и куратор – учитель иностранного языка.

На следующем этапе мы проводим встречу со старшеклассниками, определяем вместе все возможные направления проектов. Дальше работа над проектами идет в индивидуальном порядке всеми старшеклассниками, с теми, кто хочет стать руководителем, проходят консультации с кураторами проектов.

На четвертом этапе ученики рассказывают о своих проектах собранию, состоящему из методического объединения учителей иностранного языка и воспитательного отдела школы. Из всех претендентов мы выбираем руководителей на ближайший сбор. Темами проектов последнего сбора были: «Robin Hood», «The history of Sherwood forest», «Richard I the Lionheart».

На пятом этапе идет работа над программой сбора. Мы создаем орггруппу старшеклассников, не принимающих участия в содержательной программе сбора, эта группа помогает в его организации. Тремя главными мероприятиями сбора (по числу объединений) становятся презентации проектов объединений, которые ребята готовят на сборе. На последнем сборе мы имели такие презентации: проект «Robin Hood» – презентация в виде интеллектуальной игры, «The history of Sherwood forest» – игра по станциям, «Richard I the Lionheart» – спектакль с обсуждением.

На шестом этапе мы проводим организационное собрание участников сбора, руководители проводят агитацию – яркий и творческий рассказ о теме своего проекта, после которого происходит распределение участников по группам.

На седьмом – проводится непосредственно сам познавательно-воспитательный сбор учащихся и учителей иностранного языка.

На восьмом – рефлексия сбора, анализ его результатов, причем первый этап рефлексии проводится в конце сбора на общем «огоньке». На последнем сборе мы говорили о двух видах результатов:

– образовательном: повышение уровня заинтересованности в изучении иностранного языка у всех участников сбора, что подтверждается увеличением числа старшеклассников, желающих стать руководителями в будущем сборе; участие представленных проектов в школьной научно-практической конференции «Открытие» и окружной научно-познавательной конференции «Целостный мир». ЛЕ и РО, отработанные на сборе, были усвоены всеми участниками, как показал последующий контроль на уроках иностранного языка;

– воспитательном: продолжение удивительного межвозрастного общения за рамками сбора, то, что многие ученики предлагают сразу начать подготовку к следующему сбору.

Познавательно-воспитательный сбор актива учащихся, изучающих английский язык в моих классах, – это еще молодой росток, который необходимо кропотливо взращивать. В нашем Центре образования на всех уровнях – от учащихся до директора – видят в этом важный образовательный и педагогический смысл, а также большие перспективы роста.

Я хотела бы в клятву молодого педагога предложить такие слова:

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому

Чего у него еще нет!

Ребенку – доброго знания!

Зоркости в мир глядя!

Учителю – счастья в познании

Наук, детей и себя!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте