search
main
0

Реальные решения конкретных задач. Это возможно только в партнерстве

​В рамках IV форума по финансовой грамотности работала секция «Перспективы применения государственно-частного партнерства в образовательной среде». В течение полутора часов эксперты, представители школ, а также финансового бизнеса довольно эмоционально обсуждали возможные формы взаимодействия государственных, муниципальных, образовательных стркутур с частным бизнесом.

К сожалению, абсолютное большинство примеров государственно-частного партнерства, прозвучавших на форуме, оказались зарубежными. При этом практически все эксперты признали, что в России, в общем-то, нет непреодолимых законодательных барьеров для развития публично-частного партнерства. Проблемы скорее лежат в плоскости сложившегося менталитета бизнеса, консерватизма государственных структур, образовательных учреждений. Обращает на себя внимание различное понимание экспертами сути ГЧП, которое в значительной степени проистекает из той концепции партнерства, которая легла в основу базовых законов о ГЧП. Государственно-частное партнерство там рассматривается в сфере строительства, реконструкции, эксплуатации объектов. Соответственно партнерство в плане проведения обучения, разработки программ и т. п. не подпадает под регулирование закона о ГЧП.В качестве модератора секции выступила исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. Она, в частности, отметила, что члены ассоциации сегодня являются одними из самых активных инвесторов концессионных проектов, однако пока у них нет опыта инвестиций в образовательную сферу. Ассоциация объединяет инвесторов – негосударственные пенсионные фонды, – которые имеют право вкладывать средства в концессионные ценные бумаги с объемом эмиссии не менее 1 млрд рублей. Все проекты в сфере образования существенно мельче. Возможно, в отдаленной перспективе в стране появятся масштабные централизованные государственные проекты в образовании, в которых смогут принимать участие негосударственные пенсионные фонды, аккумулировавшие на сегодняшний день уже более 4 трлн рублей. Пока же среди направлений инвестиций АКДИ сегодня в основном объекты транспортной инфраструктуры, несколько оздоровительных центров, сеть заводов по переработке твердых бытовых отходов.Но при этом ассоциация занимается сбором и анализом информации о развитии ГЧП как в России, так и в других странах. Светлана Бик отметила, что в рамках государственно-частного партнерства (в широком, неюридическом смысле слова) могут быть проекты, которые изначально занимаются только выделением грантов и стипендий. Но есть и такие формы социального участия бизнеса в образовании, которые предполагают инвестиционные контракты. Сегодня в ведущих странах мира насчитывается около 200 крупных «возвратных» проектов в сфере образования и культуры, информация о которых представлена в Интернете.Следует иметь в виду, что в большинстве «возвратных» образовательных проектов частный партнер выступает не как участник образовательного проекта, а как создатель материальной базы, инфраструктуры. Лидерами в сфере создания образовательных и культурных объектов с помощью ГЧП сегодня являются Великобритания, Австралия, Канада. В частности, в Великобритании была реализована одна из крупнейших программ ГЧП по обновлению и оборудованию государственных школ. Активно применяются модели ГЧП и концессии при развитии инфраструктуры университетов, строительстве библиотек.Принятые в России два базовых закона – «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ» (последний вступил в силу с 1 января 2016 года) – подразумевают участие бизнеса в развитии и управлении материальной базой образовательных учреждений, но не в образовательном процессе. Юридически в рамках ГЧП или концессии частный партнер может строить, реконструировать, эксплуатировать объект, но не создавать программы, проводить занятия.Главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев проинформировал участников о том, что институт подготовил по заданию Департамента образования Правительства Москвы курс повышения квалификации «Государственно-частное партнерство в образовании и социальной сфере» для работников администраций и учителей средних школ.Он отметил, что интерес к ГЧП в образовании неслучаен, он во многом обусловлен повышением требований к образовательному процессу со стороны государства, общества, бизнеса. Существует запрос на развитие программ подготовки, материально-технического обеспечения учебного процесса, наконец, на повышение комфортности. Реализация данного запроса требует серьезных финансовых вложений. Причем проблема привлечения дополнительного финансирования – это не специфически российская проблема. Наиболее крупные и интересные проекты по ГЧП в сфере образования реализуются в развитых странах Европы, Америки, Восточной Азии.Государственно-частное партнерство может реализовываться на любой стадии образовательного процесса и в разных формах:- развитие материально-технической базы, строительство зданий, оборудование;- разработка новых, более совершенных программ образования, которые требуют привлечения экспертов, ученых;- материальная поддержка преподавателей;- материальная поддержка учащихся, в первую очередь из социально незащищенных слоев. В данном случае ГЧП может реализовываться через создание стипендиальных фондов;- вложения в рекреационную сферу в образовании.В широком смысле слова ГЧП – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, направленный на решение социально значимых задач. Партнерство обязательно должно предполагать выгоды для обоих участников. Государство заинтересовано в бюджетном эффекте, в разделении рисков. Важный мотив привлечения частного партнера – это необходимость содержания и управления объектами недвижимости, инфраструктуры образовательных учреждений. Управление недвижимостью со стороны преподавательского состава, как правило, бывает не слишком эффективным.Для бизнеса интерес к проектам ГЧП во многом обусловлен государственными гарантиями, что проект будет реализован, что в нем есть публичная заинтересованность. Бизнес привлекает в ГЧП, как правило, три аспекта: долгосрочность, стабильность и прибыльность, которая обычно невысокая, но практически гарантированная.Интерес бизнеса не ограничивается исключительно полученным доходом. Важную роль для частных партнеров, особенно на Западе, играет репутационный аспект. Существуют объективные данные, что корпорации, которые уделяют внимание в своей деятельности социальным компонентам, оказываются успешными и в основной деятельности.В мире сегодня объем образовательных услуг, где применяется ГЧП, составляет примерно 1 трлн долларов. Эта цифра является привлекательной для бизнеса даже в глобальном масштабе.Что касается перспектив развития ГЧП в сфере российского образования, то здесь серьезный потенциал развития, который связан в первую очередь с масштабностью проблем, но есть и некоторые препятствия. Часто говорят о законодательных барьерах, что не все возможные варианты партнерства напрямую прописаны в законодательстве. Однако надо отметить, что законодательная база развивается. В нашем активе и уже девять лет успешно работающий Закон «О концессионных соглашениях» и совсем новый Закон «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в РФ». Есть ряд других нормативных актов, направленных на регулирование взаимоотношений государственных и частных институтов. Существует барьер масштаба, который в большей степени психологический. Под проектами ГЧП обычно понимаются очень крупные соглашения. Большинство концессионных соглашений действительно крупные, предполагающие долгосрочные инвестиции и долгосрочную окупаемость. Но существует много потенциальных возможностей развивать партнерство с бизнесом и локальных образовательных проектов, в том числе и без применения специализированного законодательства по ГЧП и концессиям, в частности, по развитию технологии образования, по поддержке конкретных образовательных программ. Есть успешная практика создания эндаумент-фондов. Юридически большинство из таких проектов не относятся к формату ГЧП, однако по сути это является взаимовыгодным партнерством между частными и государственными институтами в социально важных целях.Еще одним психологическим барьером для развития являются «бюджетные» стереотипы поведения образовательных учреждений, их организационная пассивность. Бюджетная сфера, конечно, скована очень жесткими правилами расходования денег, но даже в них есть определенные люфты, которые надо знать и использовать. В этом отношении крайне важно распространение практических примеров реализации самых различных форм взаимодействия государственных образовательных учреждений с бизнес-структурами.Советник руководителя Московского центра технологической модернизации образования проф. Дмитрий Рубвальтер в своем выступлении остановился на практике применения ГЧП в образовательной сфере разных стран мира. Он отметил, что ГЧП стало массовым явлением во второй половине восьмидесятых и в девяностые годы прошлого века. Одним из факторов его распространения были политические причины – приход к власти в странах западного мира лидеров социал-демократической ориентации. Необходимо было придумать что-то промежуточное между приватизацией и госсобственностью.По принятой в ОЭСР схеме выделяются пять степеней распределения риска между государством и частным сектором. Полностью риск ложится на государство в сферах, где и производство, и распределение полностью государственное. На традиционных государственных рынках у частного сектора появляются риски. Приблизительный паритет рисков в сфере государственно-частного партнерства. Концессионные соглашения предполагают уже большую часть риска у частного партнера. Полностью частный риск характерен для приватизированных сфер.Под частным сектором, как правило, понимается все, что не управляется государством. Например, к ГЧП относятся 700 школ в Латинской Америке, которые находятся под управлением Ассоциации католической церкви и финансируются на средства Всемирного банка. Среди наиболее продвинутых в плане использования механизма ГЧП стран Дмитрий Рубвальтер выделил Великобританию, Австралию и Израиль. Последний успешно использует формат ГЧП в сфере поставок для армии.Существуют различные понимания ГЧП в разных странах. Например, в Великобритании – это «частная финансовая инициатива», а в Мексике – «альтернативные источники финансирования».Не подвергая сомнению правильность определения ГЧП в российском законодательстве (224-ФЗ), Дмитрий Рубвальтер высказался за использование в образовании и социальной сфере более широкого толкования партнерства. Хотя следует отметить, что определение ГЧП в законе также не противоречит такому широкому толкованию. Европейская экономическая комиссия ООН выделяет три уровня развития ГЧП. Россия считается пока на первом, начальном уровне, хотя в связи с принятием базовых законов она уже может претендовать на переход на второй уровень.Выделяется несколько типов ГЧП в сфере образования.Строительство-управление-трансфер (распространено в Великобритании). Государство передает частному партнеру в концессию на определенный срок строительство и управление на определенный срок объектом, в том числе учебным процессом. После окончания срока (обычно 30 лет) объект возвращается государству. Для реализации этой схемы формируется совместное юридическое лицо.«Новая школа». С 2002 по 2005 год частный сектор разработал концепцию, профинансировал и построил в Южной Австралии девять новых школ, превышающих нормы Министерства образования. В течение нескольких лет частный сектор будет обеспечивать все потребности школ, но ежемесячно будет получать от правительства деньги, связанные с модернизацией этих школ. Проект вызвал большой интерес у бизнеса, что свидетельствует как минимум о безубыточности частных инвестиций в данном случае.«Частное управление государственными школами» (контрактные школы) – распространенная форма ГЧП в США. Управление школами осуществляется частными некоммерческими организациями в рамках контракта и под строгим контролем государства. При этом 20 процентов денег инвестирует бизнес, 80 процентов – государство. Эта схема не позволяет бизнесу заработать, однако она интересна с точки зрения формирования позитивной репутации.Субподряд на оказание образовательных услуг (разработка программ, проведение экзаменов, анализ работы, инспекция школ).ГЧП для инноваций, проведения исследований подготовки студентов к вхождению в рынок. Эта форма распространена во Франции под названием «Полюса конкурентоспособности». В эти «полюса» входят университеты и предприятия. Финансируются они государством, региональными властями. Эти проекты окупаются, и они позволили Франции продвинуться в последние годы в плане инноваций.Субподряд услуг, непосредственно не поддерживающих образование. Например, ремонт школьного транспорта, медицинских приборов. Многие специалисты не считают эту форму ГЧП, хотя она распространена в ряде стран.Субвенции частных школ. В этом случае государство выделяет средства для обучения в частных школах. Это могут быть чеки, которые ученик относит в школу, или прямые субвенции. Эта форма взаимодействия применяется и в России.Говоря о проектах ГЧП в образовании, следует признать, что далеко не всегда они дают положительный эффект. Нередко образовательные учреждения, построенные на двустороннем финансировании, оказываются неконкурентоспособными по отношению к традиционным коммерческим формам подготовки. В некоторых случаях проекты даже приходится сворачивать.Отвечая на вопрос слушателя, является ли обязательство строительных организаций по строительству школ, детских садов условием для получения контракта на строительство в Москве, Дмитрий Рубвальтер отметил, что в международной трактовке это является ГЧП. За право получить выгодный объект частная компания берет определенные социальные обязательства, которые прописаны в контракте.Безусловный оптимизм в плане перспектив ГЧП в российском образовании вызвало выступление менеджера «Школы новых технологий» Анны Силаевой, которая рассказала о практическом московском опыте применения механизмов ГЧП в широком смысле данного термина. Школа новых технологий была создана по инициативе двух департаментов столичного правительства (образования и новых технологий) в целях развития новых подходов в столичном образовании. В этой связи у школы есть две основные задачи: техническая модернизация школ и повышение компетенций педагогов и школьников.Для развития компетенций педагогов и школьников используются разные формы: семинары, вебинары, конкурсы. В мероприятиях школы активно принимают участие частные компании.Один из проектов – «Школа реальных дел» – направлен на подготовку выпускников, востребованных на рынке. Компании-работодатели (всего примерно 60 партнеров) готовят для школьников реальные кейсы, проектные задачи. Школьники имеют возможность выбрать кейс и попробовать себя в решении реальных задач. Примеры кейсов: придумать технологию управления движением поездов метро без машиниста, создать концепцию борьбы со спамом или концепцию школьного пресс-центра.Сначала проводится установочная встреча, в ходе которой партнеры презентуют свои кейсы, которые школьники могут выбрать. После выбора кейсов школьники в течение нескольких месяцев работают над проектом и затем «защищают свой проект». Команды могут в любой момент получить консультацию у партнеров, посетить при необходимости компанию, ознакомиться с технологиями. Участие в проекте позволяет школьникам развиться в плане компетенций, получить опыт проектной работы, а также профессиональный опыт.Сергей ГИРНИС, PR-директор Института фондового рынка и управленияСтатья подготовлена ИФРУ в рамках сотрудничества с ТемоЦентром

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте