Исследователи заставили людей почувствовать себя невидимыми
Разработчики технологий виртуальной реальности стремятся к тому, чтобы приблизить их к реальности настоящей. Так, недавно радиотехники из Томского государственного университета (ТГУ) создали устройство, которое позволит пользователю испытать такие тактильные ощущения, как боль, удары, жжение или щекотка. Автором проекта является студент Андрей Косторной под руководством доцента радиофизического факультета Сергея Побаченко.
Виртуальные технологии сегодня могут многое. Так, изобретатели из Университета Сассекса создали устройство, которое позволяет нам ощущать чужие эмоции, такие как радость, грусть, волнение или страх, при помощи стимуляции кистей рук. Парадокс в том, что человек, который передает нам свои эмоции, может находиться в этот момент за много километров от нас…
Система Ultrahaptics направляет на кисть руки воздушный поток, что создает эффект прикосновения. Так, резкая и непродолжительная стимуляция большого и указательного пальцев, а также средней части ладони указывает на волнение.
В ходе эксперимента добровольцам продемонстрировали несколько снимков, на которых были запечатлены следующие сюжеты: пейзаж с деревьями, рафтинг, кладбище, горящая машина и настенные часы… Первая группа участников должна была придумать вид стимуляции, способствовавшей передаче настроения, возникающего при просмотре той или иной фотографии. Вторая группа должна была с помощью устройства получать два вида стимуляции, только один из которых соответствовал сюжету снимка, и наконец третья – аж 10! При этом испытуемым из второй и третьей групп предлагалось выбирать тот способ стимуляции, который больше всего соответствовал бы эмоциям, вызванным изображением. Оказалось, что практически все опрошенные безошибочно выбрали вид стимуляции, придуманный членами первой команды, он наиболее точно отражал то, что они чувствовали при взгляде на фото! Таким образом, люди, не общавшиеся друг с другом в реале, смогли передать свои эмоции через виртуальное пространство, даже не используя аудиовизуальную информацию.
А исследователи из Каролинского института заставили людей в буквальном смысле… ощутить себя невидимыми! В процессе эксперимента на участников надевали шлем виртуальной реальности, в котором они видели вместо собственного тела пустое пространство. Экспериментаторы при этом брали две кисточки и одной из них касались разных мест тела испытуемого, а второй повторяли те же движения в пространстве перед камерой. В результате добровольцы видели только парящую кисточку и ощущали прикосновения, но не видели самих себя… Через какое-то время они успевали привыкнуть к своему «невидимому» статусу. По мнению авторов исследования, с помощью виртуального «эффекта невидимости» можно лечить стрессовые состояния и даже социальные фобии…
Уже давно ведется работа над технологиями, которые позволяют передавать не только аудиовизуальные, но и тактильные ощущения. Есть, например, виртуальные беговые дорожки и сенсорные перчатки, которые позволяют увидеть собственные руки, когда вы манипулируете виртуальной реальностью. Но вот с тем, чтобы физически чувствовать виртуальные объекты, до недавних пор была проблема…
Эту нишу некоторое время назад попыталась заполнить компания Dextra Robotics, работающая над прототипом специальной перчатки-экзоскелета Dexmo F2. Последняя устроена таким образом, что при «прикосновении» к виртуальным объектам имитирует определенное сопротивление движениям пальцев, как если бы мы наткнулись на настоящий предмет. Для этого к каждому из пальцев крепится специальный привод, подключенный к компьютеру. Перчатка отслеживает движения пальцев и координирует с ними отображение вашей руки на мониторе…
Однако при использовании экзоскелета идет воздействие на мышцы, которые в таком случае устают от длительного напряжения. Есть ли какая-то альтернатива?
Исследователи из Томска взяли за образец разработанную ранее в Беларуси технологию TeslaSuit, использующую электростимуляцию для имитации боли. Работает прибор так. Электрические импульсы воздействуют на человеческую кожу. Также подается сигнал в те зоны коры головного мозга, которые связаны с воспоминаниями о различных неприятных переживаниях. Скажем, о прикосновении к горячему утюгу.
«Воздействие идет на определенную область кожи, при этом нужны индивидуальные настройки, поскольку у людей разная электрокожная сопротивляемость, – рассказал Андрей Косторной. – Когда вы трогаете предмет, в голове уже сохранен образ этого воздействия, приходящий сигнал обрабатывается, мозг сравнивает его с уже имеющимися и достраивает ощущение до тактильного».
Полная иллюзия!
А зачем вообще нужно искусственно стимулировать ощущения? По мнению разработчиков, технология найдет применение в сфере видеоигр. Если игрок на физическом уровне будет ощущать то же, что и его персонаж, это придаст ситуации реализма. Кроме того, можно использовать устройство в системах сигнально-кодовой связи, к примеру, для управления роботами.
Предполагается, что новая версия прибора позволит пользователям физически ощущать взаимодействие с различными объектами и персонажами, скажем, прикосновения к ним. «Сейчас создатели дорабатывают устройство, чтобы человек мог почувствовать иллюзию движения, например, как на его кожу садится комар или как рисуют на его теле», – комментирует пресс-служба ТГУ. Проект получил финансовую поддержку от программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Если испытания пройдут успешно, он сможет участвовать в программе грантов «СТАРТ», направленной на создание малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой новой продукции с использованием результатов научных и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития.
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Комментарии