search
main
0

Реально ли выровнять зарплаты учителей в регионах?

Глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев предложил установить единые зарплаты для врачей и учителей по всей стране. Выступая в Совете Федерации, он отметил, что предлагаемые поправки в Конституцию «дают образ России как социального государства», и предложил учесть это при решении вопросов образования и здравоохранения. «На всей территории страны медицинские услуги должны оказываться одинаково качественно. При этом врачи и учителя получают разные зарплаты в зависимости от субъекта Федерации. Пора выравнивать ставки учителей и врачей в регионах», – считает Валерий Фадеев. О серьезной дифференциации зарплат педагогов по регионам и необходимости разработки единых подходов говорят не первый год. Возможно ли сегодня введение единой отраслевой системы оплаты труда? Что для этого нужно сделать? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

— Региональная дифференциация зарплат учителей велика: по данным Росстата, от 100 522 рублей в среднем за 2019 год в Чукотском автономном округе до 22 089 рублей в Республике Северная Осетия. Идея выравнивания величины оплаты труда за выполнение одинаковых обязанностей справедлива, но вопрос о том, какой уровень оплаты придется брать за базовый, остается открытым.

Одна из моделей — установление требований к минимально допустимому окладу за ставку учительской работы независимо от места проживания. Опрос ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования» в июне 2019 года показал, что базовый оклад учителя по-прежнему может быть ниже МРОТ. Например, в Алтайском крае его размер может быть 3055 рублей, что составляет 13% от средней зарплаты. Педагоги из Рязанской области в ходе нашего опроса сообщали об окладах в 6500 рублей, Республики Адыгеи — 6540, Астраханской области — 8000 рублей. Всего в исследовании приняли участие более 3700 педагогов со всей России. Наша позиция — необходимо повышать нижнюю планку допустимых окладов, не устанавливая верхнюю.

Решение проблемы с заработной платой учителей рассматривается сегодня как одна из мер по повышению уровня российской школы. Например, доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ в 2018 году показал, что для этого заработная плата учителя должна составлять 125% от средней по региону. Только в этом случае учитель будет заинтересован повышать свою квалификацию, создавать образовательные курсы и вести научно-методические разработки. Меры нацпроекта «Образование» способны создать систему учительского роста, подготовить инфраструктуру для развивающей оценки, но сами по себе они не могут привлечь талантливых педагогов во все школы России.

Важный шаг сделан благодаря программе «Земский учитель», введению федеральной доплаты размером 5000 рублей классным руководителям. В ближайшее время при согласии граждан нашей страны в Конституции может быть закреплено положение о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. В сфере образования следующий шаг — создание нормативно-правовой базы для установления минимально допустимых окладов педагогов. Этот вопрос необходимо решать параллельно с закреплением высокого социального статуса педагога.

Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук:

– Сейчас в нашей стране в связи с поправками в Конституции все стремятся подчеркнуть социальный характер нашего государства. К этому тренду относятся и слова Валерия Фадеева. К сожалению, данное высказывание популистское. В настоящее время из федерального в региональные бюджеты идут трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но регионы все разные. Если в субъекте много сельских школ, содержать которые значительно дороже, чем городские, то ему труднее поднимать зарплаты учителям и врачам. Где-то населения больше, где-то – меньше. Если платить всем учителям и врачам одинаковую зарплату по всей стране, то возникнет вопрос: а преподавателям СПО или воспитателям детских садов тоже надо установить одинаковую зарплату? А медсестрам? А профессорам в вузах? А педагогам в музыкальных школах? Если продолжить этот перечень, то придется признать, что платить по единой тарифной сетке надо всему бюджетному сектору. Уже пробовали, ничего не вышло. Хочется напомнить, что в 1980‑х годах средняя зарплата учителя составляла 75% от заработной платы рабочего промышленности. И первый указ президента Ельцина был о том, чтобы учительскую зарплату довести до этой средней зарплаты в промышленности. Вспомнили? Получилось?

Экономика – это суровая дама, которая не работает с пожеланиями, только с возможностями. А возможности в стагнирующей или даже постепенно сползающей в кризис экономике сокращаются. Поэтому г-н Фадеев может предлагать все самое хорошее, но результат будет как всегда.

Вера ПОНКРАТОВА, эксперт ЦС Общероссийского профсоюза образования:

– В настоящее время федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики в области оплаты труда работников, в том числе работников образования.

Полномочия, которые с 2006 года предоставлены Правительству РФ по установлению базовых ставок (окладов) по профессиональным квалификационным группам (ст. 144 Трудового кодекса РФ), до сих пор не реализованы, несмотря на неоднократные требования профсоюзов работников непроизводственной сферы.

Однако направление на переход к формированию отраслевых систем оплаты труда задано Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Общероссийский профсоюз образования сформулировал в письме к заместителю Председателя Правительства РФ Татьяне Голиковой свои предложения к законопроекту «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части уточнения полномочий по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы)».

Прежде всего предложено в статье 129 ТК РФ дать четкое определение понятия «минимальный размер оплаты труда». МРОТ – это устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Предлагается также определить, что размеры тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, а также базовых окладов, базовых ставок зарплаты по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ.

В Трудовом кодексе РФ предложено зафиксировать необходимость установления Правительством России требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе:

– базовые оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам и (или) по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
– структуру заработной платы;
– единый перечень выплат стимулирующего характера и единый перечень выплат компенсационного характера;
– иные требования к условиям оплаты труда с учетом особенностей профессиональной деятельности работников.

Сергей ШУЛЬЖЕНКО, директор школы №80, Воронеж:

– Несомненно, вопрос этот интересный и требующий серьезной проработки. Думаю, что введение единой отраслевой системы оплаты труда принесло бы положительный эффект для выравнивания доходов педагогов страны и как подтверждение тезиса о едином образовательном пространстве. На сегодняшний день такой тезис есть, но зарплаты педагогов ему не соответствуют, так как зависят от особенностей регионов. Получится ли в масштабах страны ввести единую систему оплаты труда – это уже другой вопрос. Но попытаться, наверное, стоит, предварительно осмыслив возможные риски, оценив плюсы и минусы.

Елена М., преподаватель математики, Великий Новгород:

– Введение единой отраслевой системы оплаты труда не считаю разумным, если ему не будет сопутствовать повышение качества вузовской подготовки педагогов. У нас по многим направлениям подготовки учителей конкурса практически нет, поэтому из стен вузов порой выходят малограмотные молодые преподаватели. Кроме того, не все педагоги работают с одинаковой самоотдачей. В нашем педагогическом коллективе, например, есть преподавательница физкультуры, которая сидит на своих уроках в соцсетях, а ее ученики круглый год играют только в волейбол. Другая моя коллега, учитель русского языка, не владеет предметом, часто допускает грамматические ошибки. Почему же и нерадивые работники, и те, кто работает ответственно и творчески, должны получать одинаковые зарплаты? Я считаю, это несправедливо.

Профессии учителя и врача не должны приобретаться легко. В идеале необходимо сделать зарплаты в этих двух сферах высокими и параллельно установить крайне сложный порог поступления в медицинские и педагогические вузы, причем обучение должно быть только очным.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования Череповца, Вологодская область:

– Считаю, что введение единой отраслевой системы оплаты труда педагогов необходимо! И делать это нужно в кратчайшие сроки. Никакой «Новой школы» у нас не будет, пока не будет решен кадровый вопрос. В провинции он стоит остро. Точечные меры вроде программы «Земский учитель» проблему с кадрами не решат. А в отношении того, что нужно сделать… Нужна воля правительства и президента. Нашли же деньги на материнский капитал, выплаты на рождение первого ребенка и на обеды для учащихся начальной школы…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте