В последние годы мы часто слышим о повышениях зарплаты работников бюджетной сферы. Но при этом надо отметить, что и уровень цен также постоянно растет. И многие бюджетники (а мы будем прежде всего говорить об учителях) не могут понять, богаче или беднее они стали в результате роста цен и одновременного роста заработной платы. Вот на этот непростой вопрос мы и попробуем ответить.
Для начала давайте посмотрим на экономическую жизнь учителя в течение последнего полугодия. Цены в стране достаточно резко выросли, причем в первую очередь на продукты питания. С 1 января подорожали проезд в общественном транспорте и коммунальные услуги. А так как эти расходы составляют значительный процент в бюджете учителя, то получается, что за последние полгода издержки преподавателей достаточно сильно возросли. Но при этом и зарплаты учителей многих регионов растут. Например, в Московской области с 1 января должностные оклады педагогов увеличились на 25 процентов.
Если мы хотим составить себе представление о том, насколько хорошо живется человеку, знать только изменение его денежного дохода недостаточно. Необходимо оценить изменение так называемого реального дохода. Он учитывает изменение цен на потребляемые блага, или, как часто говорят, изменение стоимости жизни. Чтобы оценить ее, экономисты измеряют изменение за определенный срок цен на разные группы товаров и услуг – продовольствие, жилье, одежду, транспорт, лекарства, развлечения – и выводят среднюю величину с учетом значимости каждой группы в общих расходах.
Делается это примерно так. Если человек тратит 50 процентов средств на продукты питания, а 50 процентов – на оплату различных услуг, и при этом цены на продукты выросли на 20 процентов, а цены на услуги – на 10, то изменение стоимости жизни находится следующим образом: 0,5 х 20% + 0,5 х 10% = 15%. Получаем, что расходы выросли в целом на 15 процентов. Если номинальный денежный доход человека при этом увеличится меньше чем на 15 процентов, то можно говорить о снижении реального дохода.
Теперь затронем тему повышения доходов учителей. Тем, кому интересен этот вопрос, могут заняться увлекательной статистикой. А именно посчитать, во сколько раз вырос бы доход педагогов, если бы зарплата росла в той степени, в какой об этом сообщается официальными органами власти. То есть если министерство обещает повысить зарплаты учителям на 25 процентов, то эти самые зарплаты, как правило, растут лишь символично либо растут явно ниже отмеченных 25 процентов. Все это происходит благодаря хитрой системе начисления заработной платы в системе образования. Оклад растет на величину, указанную органами власти (допустим, на 25 процентов), при этом величина различных надбавок и доплат снижается (либо остается неизменной), что приводит к росту общей зарплаты на величину меньшую, чем объявленная. В силу этой особенности при подсчете своего реального дохода необходимо учитывать не указанные властями проценты роста, а то, насколько реально выросла ваша зарплата.
Я попробовал подсчитать ожидаемое изменение своего реального дохода за последние 3 месяца. Мои доходы в январе по сравнению с прошлым годом выросли примерно на 15 процентов. Но при этом общие расходы выросли чуть больше чем на 9 процентов. Таким образом, можно сказать, что индекс изменения реального дохода составил 115%/109% = 1,055. Это означает, что мой реальный доход вырос на 5,5 процента. Пустячок, а приятно.
Проведя аналогичные нехитрые операции, вы можете оценить, насколько выросли ваши доходы и расходы, и дать ответ на вопрос об изменении своего реального дохода.
Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006
Комментарии