Наш собеседник – Павел КОЛЫХАЛОВ, заместитель директора Республиканского центра экспертизы мультимедиа- и телекоммуникаций в образовании.
– У каждой организации есть своя история. У вашего Центра она тоже есть?
– Конечно. Наша команда начиналась в МГУ и в Физмате, в середине 80-х годов мы заинтересовались проблемой информатизации образования. Этим тогда никто не занимался – и не хотел заниматься. Мы начали с того, что стали работать над обучением работе на компьютере, потом разработкой обучающих программ, потом какое-то время занимались программой информатизации образования в масштабах всей страны. В 1987 году, когда закончился процесс реорганизации системы образования, мы оказались в Центре. Наша характеристика может быть такой – привязаны к системе школьного образования, может быть, потому, что в начале нынешнего тысячелетия желающих поработать на школу было мало, а мы считали это самой серьезной задачей лично для себя.
– Павел Иванович, а чем конкретно занимается ваш Центр сейчас?
– Сегодня на нашей базе создан специализированный ресурсный центр обеспечения содержания общего образования – структура, предназначенная для аккумулирования той продукции, что создается на деньги федерального бюджета. А в принципе мы работаем в сфере информационно-коммуникационных технологий в образовании, занимаемся их внедрением, экспертированием, оценкой электронных продуктов, которые сегодня в очень большом количестве появляются на образовательном рынке. Можно сказать, что мы – элемент инфраструктуры в информатизации образования. Другая наша задача – когда-то она была основной – это информационное обеспечение учебного книгоиздания. Из этого направления, из собственно информационного обеспечения возникла экспертиза учебных изданий, и мы стали организацией, которая обслуживает потребности Федерального экспертного совета в экспертизе учебной литературы.
– Относясь к ФЭСу, вы экспертируете те электронные продукты, которые выпускаются?
– Известно, что ФЭС дает Министерству образования и науки РФ рекомендации по присвоению грифа «Допущено» и «Рекомендовано» не только традиционным учебникам, но и электронным изданиям. Мы активно работаем в секции электронных учебных изданий, которая была создана в составе ФЭС пару лет назад и через которую проходит половина методических и прочих электронных изданий, появляющихся на рынке.
– Не секрет, что нынче электронные продукты делают все, порой даже отдельные школы или ПТУ, отдельные педагоги. Не может же быть, что все настолько опытны, что выполняют все эти работы безупречно?
– Мне кажется, что стоит четко различать две разные сущности. Первая – программный продукт, полезный в учебном процессе: считаю, что любой преподаватель в состоянии создать такой продукт и использовать его в своей работе. Очень важно тут слово «своей». Преподаватель, освоивший компьютер, может делать нечто, что поможет ему в учебном процессе. Это могут быть презентации, тренажер, простенькая мультимедийная система или даже программа. Когда-то обучающие программы писали все, кому не лень. Я полностью поддерживаю это направление, нам надо стремиться к тому, чтобы каждый преподаватель мог, хотел и имел возможность, используя различные ресурсы, в том числе цифровые коллекции и многое другое, создавать собственный продукт для учебного процесса. Понимаю, что ему не хватает времени, навыков, умений, однако он должен к этому стремиться. Но когда мы говорим об электронных учебных изданиях, то речь идет о более сложных продуктах. Сложных не потому, что они более сложно построены, а потому, что не ориентированы на вполне конкретного преподавателя, на его особенности, на его стиль. Они, как всякие учебники, ориентированы на массовое применение. Секция ФЭС по электронным учебным изданиям, конечно, рассматривает в основном этот продукт, рассчитанный на массовое использование.
– Если, на ваш взгляд, такой электронный учебник сделан хорошо и получил гриф «Допущен», может ли по нему работать сельский учитель вместе со своими учениками?
– Тут есть два слоя. Первый – электронный продукт, который вышел с таким грифом, может быть доступен для понимания и использования в любой сельской школе. Второй – цель, достижимый идеал, к которому мы стремимся, – учитель работает, широко используя электронный продукт в своей повседневной педагогической практике. Вопрос заключается в том, что, как и всякий учебник, как и всякий учебный материал (я не хочу называть электронные продукты учебниками, это, скорее, учебные пособия), может быть сделан лучше, хуже, проще для освоения или сложнее, причем как всякий инновационный материал он, конечно, непрост. Представьте, приходит в сельскую школу пособие по овладению новой технологией проведения урока. Всякий ли учитель может с ходу его освоить? Не всякий, конечно, будут трудности. Но люди, создающие электронный продукт, стремятся к тому, чтобы это освоили все, ну а дальше, как говорится, тень на стене никогда не отражает сущности идеи. Всегда есть трудности, но они связаны не с особенностями электронного учебного издания, а с их качеством как инновационных материалов. Наша задача заключается не только в том, чтобы сделать эти материалы понятными для любого преподавателя (Владимир Маяковский говорил, что любое произведение должно быть не только понятно народу, но и понято им), но и сделано на современном уровне. Есть у программистов такая шутка: «Сделай программу, с которой может работать каждый дурак, и только дурак будет с ней работать». Два афоризма очень хорошо отражают ситуацию: электронные продукты должны быть поняты, освоены. При этом все, с одной стороны, хотят помочь преподавателю освоить продукты, но, с другой стороны, ни в коем случае тут нельзя идти по пути упрощения.
– Как же бедному преподавателю использовать этот продукт?
– Есть два варианта использования ИКТ в учебном процессе. Первый – преподаватель в своем творчестве, в своей деятельности просто использует компьютер, чтобы показать какой-то фильм, воспользоваться демонстрационными таблицами в качестве калькулятора или пишущей машинки. На самом деле это все очень полезно, это то, что раньше называлось ТСО. Второй вариант – использование мощных мультимедийных обучающих систем, программных продуктов, которые стали появляться в конце 90-х годов и включали в себя базы данных, системы управления и много другое. То есть это продукты более высокого уровня, чем банальные ТСО. Такая мультимедийная система в известном смысле автономна и ориентирована на программное обучение. Это еще не электронный учебник, потому что учебник должен быть хорошо нормирован, удовлетворять определенным требованиям. Кстати, ни одно нынешнее электронное издание таких требований не выдерживает.
– А есть ли ГОСТы для таких учебников?
– Их пока нет, до этой вершины еще предстоит добираться.
– Вы говорите, что электронных учебников как таковых пока нет, но ведь мощные издательства делают нынче электронные приложения к традиционным бумажным учебникам в надежде на то, что наступит время и для электронных. Они дают вам на экспертизу свои электронные приложения?
– Вы обозначаете второе направление после мультимедийного, ориентированное на поддержку конкретного учебника. То есть учителю дают учебник и к нему прилагается диск с какими-то материалами, очень хорошо привязанными к этому учебнику. Но есть и третий вариант – использование коллекций ресурсов, когда собираются большие коллекции, которые мыслятся как интернет-коллекции, заведомо перекрывающие потребности предметной области, преподавателю дается (а может быть, и не дается) простенький инструментарий и предлагается демонстрировать в процессе урока какую-то лабораторную работу, небольшую презентацию и так далее. Этот путь ориентирован на повышение творческой активности учителя. Дальше каждый выбирает себе любимое направление работы.
– Лично вы выбрали бы какое-то из направлений?
– Не хочу говорить о своих личных предпочтениях, но как представителю РЭЦМТ, как директору отраслевого специализированного ресурсного центра обеспечения содержания общего образования, в рамках которого есть депозитарий электронных учебных изданий, мне все равно, какие будут ресурсы, если они будут хорошими. Они должны быть хорошими. Все остальное мы будем накапливать в депозитарии, передавать по всем нашим каналам, обеспечивать к ним доступ, рассказывать о них, описывать в банках данных, работать с любыми ресурсами, признанными хорошими. Как человек опытный – занимаюсь этим более 20 лет, я имею предпочтения, но они меняются раз в несколько лет, так может происходить и с учителем, это нормальный процесс принятия чего-то, потом отрицания, потом выбора чего-то иного, возвращение к тому, к чему интерес на определенной стадии угас и вновь возродился. Так и будет достигаться определенный баланс между разными вариантами применения ИКТ, электронных продуктов, мультимедиа в учебном процессе.
– Электронный диск – это все же некий стационарный продукт в том смысле, что человек взял его и может постоянно работать с ним, использовать его, возвращаясь к этим материалам. Но сегодня есть формы живого общения, которые развиваются и совершенствуются. Имею в виду прежде всего дистанционное обучение, на котором специализируются целые вузы. Ученик сидит в одной точке, преподаватель – в другой, между ними информационная связь, один передает другому некий электронный продукт. Тут экспертиза возможна. Она есть. Кто-нибудь следит за тем, что и какого качества передают?
– Нормативная база в данном случае отсутствует.Тут можно ориентироваться только на квалификацию тех или иных команд, которые этим занимаются. Есть вопрос: что тут может быть предметом экспертизы? Курс, его фрагменты, методическая система? Сейчас я не вижу такого предмета для экспертизы. Другой вопрос: кто может проэкспертировать всю эту систему в комплексе? Лично я не знаю. Кто мне может запретить сделать в интернете свою систему дистанционного образования и выдавать свой собственный сертификат? Никто. Так что пусть работают, как работают, все те, кому это интересно. Через несколько лет мы посмотрим на результаты и оценим их.
– Но ведь такие учебные заведения выдают государственный аттестат или диплом.
– Если у них есть статус, позволяющий это делать. Дело полезное, я не против него, придет время и дистанционное образование, возможно, станет единственно возможным способом получения образования для молодежи, живущей в регионах. Но я думаю, если коммуникационные средства используются как вспомогательные для доставки инфомации и телекоммуникации, а заканчивается все это обыкновенными экзаменами в традиционной форме, выездной бригадой или по месту нахождения школы или вуза, когда можно проверить уровень полученных и усвоенных знаний, никаких вопросов тут быть не может. Это, на самом деле, определенная форма заочного обучения, имеющая право на жизнь, или экстерная.
– Через ваши руки проходит множество электронных учебных продуктов, кто, на ваш взгляд, тут лидер, кто делает самые качественные пособия?
– Как ни странно, ответа на этот вопрос нет. Издательства приносят две хорошие работы, а третью – плохую. Или приносят одни плохие работы и вдруг – просто шедевр. То есть все зависит не от организации, а от той команды, которую пригласили. Работа над электронным учебным пособием – работа творческая, и тут все зависит, конечно, от команды, от авторов, от дизайнеров, от менеджмента. Я видел очень хорошие проекты, которые проваливались, потому что для их реализации не находилось хороших команд. Иногда с виду плохой проект потом мог превратиться в хороший продукт. Тут очень много факторов, которые влияют на конечный результат. Но если говорить об ошибках, которые делаются, то самая распространенная такая: издательство, специализировавшееся на традиционных бумажных учебниках, берется за электронные пособия и делает их, не понимая, что это совсем другой продукт, что это не просто воспроизведение книг в электронном варианте, что тут совсем другие законы восприятия. Я пока не могу понять, где проходит грань между неоправданным использованием самых новейших технологий и закостенелостью в использовании старых средств. То есть кто-то берет, делает все, используя технологии начала 90-х годов, и тут нет ничего плохого, все работает, все используется наилучшим образом. А кто-то берет самые новейшие, самые красивые технологии, и оказалось, что непонятно зачем – использовать для пользы дела это невозможно.
– Каков выход?
– Тут возможен вопрос: а что мы хотим иметь? Высокохудожественный, высокачественный, высококлассный продукт, отвечающий всем современным требованиям, или высокотехнологичный, простой, удобный продукт, который содержательно можно воспроизвести в совершенно разных вариантах? Каждый дает свой ответ на этот вопрос. Некоторые фирмы создают стандартные оболочки, которые заполняют совершенно разным материалом, а другие выполняют каждый новый диск в совершенно иной творческой манере, форме.
– А что лучше?
– Не знаю, и то и другое хорошо. Мне кажется, очень важно, не говорить о том, что что-то хорошо, а что-то плохо – все хорошо в меру. Самое главное качество электронного учебника – он должен работать в учебном процессе. Работает – хорошо, не работает – плохо. А то порой говорят, что главная задача – сделать мультимедийный продукт, все стараются, делают, а в результате мультимедийности – море, содержания – ноль. А иногда бывает так, что мультимедийности мало, а содержания много, и получается очень полезный продукт.
– А как же с рамками для экспертизы, которые не позволяют делать ненужные шаги вправо-влево? Выходит, для электронных изданий таких рамок нет и не может быть?
– Экспертиза проводится по следующим направлениям. Во-первых, электронный продукт попадает в секцию электронных учебных изданий учебников ФЭС, которая направляет его в секцию содержания по тому или иному предмету. Если это физика – в секцию биологии, если химия – в секцию химии и так далее. Содержательная экспертиза отвечает на вопрос, соответствует ли данный учебный продукт требованиям, предъявляемым к учебным продуктам, применяемым в учебном процессе. А дальше идет техническая экспертиза – удобен ли продукт, хорош, в меру ли там мультимедийности и так далее. Дело в том, что при экспертизе обычных учебников речь идет о соответствии их содержания стандартам, прочим критериям, при экспертизе же мультимедиа речь идет исключительно об экспертных оценках как таковых.
– Можно ли говорить, что даются и экспертные психологические оценки, ведь для электронного продукта чрезвычайно важно, каким будет его восприятие?
– Психологическая экспертиза так или иначе проводится, но в рамках ФЭС психологической экспертизы как таковой нет.
– Словом, можно сделать такой вывод: электронные учебники нам нужны, вопросы к таким учебным продуктам есть, но их так много что нельзя однозначно говорить о качестве. А может быть, однозначно и не нужно говорить?!
– Приведу пример из жизни: есть очень хороший электронный продукт, он очень хорошо работает, он очень нужен всем, все его используют. А мы при проведении экспертизы скажем: он не соответствует таким, таким и таким требованиям, не дотягивает до них. Это не значит, что он плох, это значит, что эксперты не могут сказать, что продукт удовлетворяет требованиям Министерства образования и науки РФ.
– А может быть, все дело в том, что требования не те?
– Если вы претендуете на то, чтобы создать тренажера по механике, то может ли ваше электронное пособие не содержать раздела «Кинематика»? Конечно, нет. Тренажер, в котором нет раздела, хороший или плохой? Плохой, потому что у него есть большой минус в содержании. Остальные разделы могут быть изложены блестяще, но тем не менее тренажер нельзя рекомендовать как учебное пособие по механике. Выявление таких факторов дело достаточно простое. Вот только многие производители электронных продуктов не понимают разницы между хорошим продуктом и продуктом, на который можно поставить печать-гриф Минобрнауки РФ.
– Вы так хорошо знаете эту разницу. Так вот вам никогда не хотелось самим сделать эталонный электронный продукт, после знакомства с которым не возникнет вопроса, чем хороший отличается от плохого?
– Нет, во-первых, нам и так не скучно живется, работы полно. А во-вторых, хочется следовать знаменитому: «Дай мне, Господи, делать то, что я умею; упаси меня, Господи, делать то, что я не умею; дай мне, Господи, мудрости отличить первое от второго». Когда-то мы были очень серьезными специалистами по информатике, могли делать полноценные электронные продукты. Сегодня очень много людей, которые знают информатику лучше, чем мы. Когда-то мы были первыми в стране, кто разрабатываал методику преподавания информатики. Сегодня есть методисты сильнее нас, за те 10 лет, когда мы этим не занимаемся, методика шагнула вперед, появилось столько интересных методистов. Когда-то мы могли делать интересные электронные продукты. Сегодня на рынке множество фирм, которые вкладывают большие деньги с расчетом на будущую прибыль и делают хорошие продукты. Мы стали специалистами другого профиля. У нас есть электронный каталог учебного книгоиздания, он разошелся по стране тиражом в 40 тысяч экземпляров. Если нам поручат сделать еще один каталог, мы его сделаем, потому что знаем и умеем делать это хорошо, качественно, квалифицированно, тут у нас нет конкурентов. Мы работаем, кстати, только там, где нам нет равных, нет конкурентов, где мы чувствуем себя самыми сильными. А гоняться за кем-то, убеждать всех, что мы самые сильные, нам неинтересно. Мы не боимся конкуренции, дело в том, что книгу или электронный продукт можно делать только тогда, когда ты уверен, что они будут очень высокого качества и лучше тебя никто не сделает.
– Когда ваша команда начинала работу в образованиии, в стране разворачивалось движение учителей-новаторов. У этих замечательных людей были свои методики, свои приемы, свой стиль работы с учениками. Эти педагоги работают и сегодня, но их материалы распространяются на видеокассетах, в традиционных бумажных изданиях. Можно ли сделать электронный учебник, скажем, Виктора Шаталова таким, чтобы своеобразие его творческой манеры сохранилось?
– Весь вопрос в том, насколько такое электронное пособие может быть отчуждаемым от самого Шаталова. Ведь в то время, когда шла речь об учителях-новаторах, часто говорили, что они настолько творческие, что их манера работы настолько связана с личностью, что опыт нетиражируем, что копировать его другим учителям чрезвычайно трудно. Сегодня есть люди, которые, если им поставить такую задачу, могут разработать такое авторское электронное издание Виктора Шаталова. Но это издательства или фирмы на рынке электронных продуктов, рассматривающие с удовольствием любое предложение, ищут авторов, методики. Другое дело. что они не все принимают, потому что оценивают коммерческую привлекательность этих предложений, идей, методик. Но не факт, что это будет электронный продукт от Шаталова. Одному человеку ничего сделать не удастся. Тут нужен большой коллектив программистов, дизайнеров, художников, это производство. Опыт Шаталова может оказаться и нетехнологичным, и неотчуждаемым. Шаталов хорош, но как только мы попытаемся перенести все это на диск, это может оказаться невозможным. Это проблема всего новаторского движения.
– Я думаю, вы физику учили по учебнику Перышкина. Сегодня в мире электронного учебного книгоиздания есть личность, по масштабу адекватная такому автору?
– Это вопрос неадекватный. Мы не различаем электронные учебники по авторам, на рынке есть только фирмы, производящие электронные продукты. Между прочим, мне кажется, вы движетесь в очень правильном направлении: возможно, именно отсутствие ярких авторов и создает все проблемы в электронном учебном книгоиздании. Гарантом качества сегодня становится фирма, но гарантом качества в литературе и в учебном книгоиздании всегда было имя автора при условии, что его книги изданы хорошим издательством.Это наши традиции, к которым мы привыкли.
– А что будет дальше, появятся ли на рынке качественные электронные учебные продукты?
– Качественный скачок обязательно будет в связи с созданием коллекции цифровых электронных материалов. Это связано с тем, что уже подписано соглашение с Всемирным банком, предусматривающее выделение значительных средств на создание таких коллекций. Качественный скачок будет определен все возрастающим количеством материалов, их будет очень много, появятся выбор и доступность, свободный доступ. Вот тогда у нас появится и большой объем работы по проведению экспертизы электронных учебных изданий.
– Дай Бог вам с нею справиться.
Комментарии