search
main
0

Реализуй это!

ШкИБ как способ решать волнующие проблемы

Первый проект школьного инициативного бюджетирования был реализован в регионе Пуату – Шарант (Франция) в 2005 году. В России первопроходцем стала Сахалинская область в 2018 году. Сегодня эту инновационную технологию воспитания уверенно применяют в 19 регионах страны. Из крупных городов федерального значения безусловное лидерство принадлежит Санкт-Петербургу, в течение нескольких лет реализующему программу «Твой бюджет в школах». И это, пожалуй, одна из самых массовых программ школьного инициативного бюджетирования в стране. В этом году проектная деятельность охватила практически все регионы России – проводится конкурс «ЭкоШкИБ». Для чего школе инициативное бюджетирование? Рассказывает руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина РФ Владимир Владимирович ВАГИН.

Владимир Вагин

– Школьное инициативное бюджетирование позволяет освоить проектную деятельность в ее практической составляющей. Что я имею в виду? Очень часто проектная деятельность школьников посвящена чему-то абстрактному. Это такие проекты, которые я называю «облако в штанах». Вот оно висит (этот проект), а как его реализовать, школьник не знает, и тот, кто задавал ему это задание, не знает тоже. Проекты школьного инициативного бюджетирования учат тому, как делать проекты, которые можно довести до финальной стадии не только проектирования, но и реализации. Это главное, чему учит школьное инициативное бюджетирование.

– Может ли ШкИБ стать альтернативой школьному самоуправлению и урокам финансовой грамотности? Или на уроках теория, а ШкИБ – практика?

– Мы не рассматриваем школьное инициативное бюджетирование как альтернативу чему-либо. Школьное самоуправление благодаря инициативному бюджетированию может стать реальным инструментом по вовлечению школьников в те проекты, от которых зависят судьба школы, развитие ученического коллектива. Если говорить про финансовую грамотность как про школьный предмет, то здесь все не так просто. В финансовой грамотности есть своя часть знаний, которую школьное инициативное бюджетирование не позволяет дать. Однако если финансовую грамотность реализовывать на примере проектов ШкИБ, то появляется очень важный практико-ориентированный аспект, благодаря которому инициативное бюджетирование дает возможность теорию финансовой грамотности привязать к практике каждодневной деятельности. Поэтому между ними обязательно должен быть симбиоз.

– Какие компетенции у школьников формирует ШкИБ?

– В процессе проектно-ориентированного школьного инициативного бюджетирования появляются прежде всего практические знания об устройстве современной бюджетной системы и финансов, о соблюдении требований к оформлению документов и проектных заявок. Но главное, на мой взгляд, – школьное инициативное бюджетирование учит важным навыкам в любой профессии будущего: работе в команде, совместной реализации проекта, способности находить общий язык с другими людьми, решающими вместе с тобой поставленную задачу.

– А какой из реализованных проектов запомнился вам?

– Приведу лишь один пример, который мне очень нравится, он показывает, что в школьном инициативном бюджетировании главное не объем средств. Проект называется «Тихая школа», он был реализован в школе №7 Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа. Один из учащихся – не активист, не отличник – предложил проект, целью которого является устранить неприятный скрип стульев, возникающий всякий раз, когда школьники встают с этих стульев или садятся на них. Решение оказалось очень простым – установить прокладку между болтом и сиденьем. Он предложил ученикам в этом поучаствовать, и они сами своими инструментами это сделали. Расходы составили меньше 3000 рублей. Проект называется «Тихая школа», потому что этот маленький хозяин школы позволил устранить очень острую проблему, которая знакома не только его школе.

– С 9 октября по 3 ноября принимаются заявки на конкурс «ЭкоШкИБ». Чем обусловлено выведение вопросов экологии в отдельное направление?

– Мы думаем о будущем развитии ШкИБ. На сегодняшний день востребованы проекты, направленные на создание более комфортной школьной среды. Школьники стремятся создать уютные уголки и рекреационные зоны, медиацентры и коворкинговые пространства. Очень скоро, по мере того как начнут накапливаться знания о возможностях ШкИБ, у школьников должны появиться новые горизонты. Вот в этом смысле школьное экологическое инициативное бюджетирование – это то, что нужно делать дальше.

– Почему необходимо принять решение участвовать в конкурсе «ЭкоШкИБ»?

– Участие в проекте дает возможность научиться сразу двум вещам. Первое – понять тем, кто еще не вовлечен в ШкИБ, как устроено инициативное бюджетирование (процедурные моменты, механизм реализации проектов), и второе – понять, что означает экология для всех нас.

– Какие перспективы развития инициативного бюджетирования в стране вы видите?

– У него есть большие перспективы, и связано это с тем, что данная технология позволяет гражданам на регулярной, системной основе решать проблемы, которые их волнуют, за счет средств государственного бюджета. Этого не было никогда. Была возможность у людей создавать какие-то проекты, но это происходило от случая к случаю. Инициативное бюджетирование позволяет это делать регулярно: каждый год из государственного бюджета выделяются деньги на то, чтобы оперативно решать эти самые острые вопросы. В процессе реализации проекта возникает очень много эффектов, которые каждый человек чувствует на себе. Появляется возможность для продуктивного общения с властью, для выстраивания сообществ людей, которые вместе могут решать ту или иную задачу. Появляется, в конце концов, понимание, каким образом устроено государственное управление, как люди могут в нем принять участие. И хорошо, когда развитие этих компетенций начинается в школьном возрасте. В итоге государство получает профессиональную опору, людей, понимающих, как работать с бюджетом на местах и оперативно включаться в решение острых региональных проблем.

Вера ТРЕТЬЯКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте