search
main
0

Реализация программы развития образования зависит от нашего профессионализма

На протяжении последних лет московская система образования во многом была сориентирована на реализацию социальных программ: поддержку социальных инициатив, добровольчество, развитие творческого потенциала. Мы много занимали, развлекали и развивали детей, и это хорошо, потому что ресурсы у системы образования огромные.

Изменения в городских приоритетах, введении стандартов, разработка новой программы развития образования потребовали от нас возвращения к основной задаче – обеспечению качественного образования.Первый и, казалось бы, простой вопрос: качество жизни каждого ребенка в школе или детском саду. Абсолютно законно требование, что условия должны быть уважительными по отношению к детям. Мы серьезно занимались вопросами санитарного состояния, благоустройства и доступности образовательных учреждений, но это коснулось далеко не всех.Благодаря совместным решениям префектуры ЦАО и управления образования сегодня каждый житель округа своевременно может получить место в детском саду. Вопрос нынче стоит о качестве предоставляемых услуг и об их шаговой доступности.Открытие дошкольных отделений в 57 школах в течение трех лет позволило не только увеличить количество мест более чем на две тысячи, но и повысить качество подготовки ребенка к школе.Округ готов к принятию новой программы «Малыши в центре столицы», задача которой – поиск новых ресурсов для предоставления качественных услуг населению, в том числе и развитие негосударственной сети, корпоративных дошкольных групп на больших предприятиях, а также качественный рост внутри самой системы за счет изменения управления малокомплектными детскими садами, укрупнения таких учреждений, большей степени участия родителей в воспитательном процессе.Сложилась система информирования населения: выпуск буклетов, плакатов, информационных сборников, электронных уроков и методических рекомендаций. Мы много этим занимались, так как не все учреждения сегодня справляются с задачей предоставления качественной достоверной информации, в том числе на стендах, в обращении к родителям. Ответственность за предоставление качественной информации пока не сформирована.100 процентов образовательных учреждений имеют сайты, однако только 40 процентов из них ведут форумы. Это тоже наша проблема, мы пока не научились быть открытыми и понятными в Интернете.Вопросы разъяснения государственной политики в области образования остаются вопросами самого образования, так как на средства массовой информации полагаться не приходится. Но существуют «Школьная книга», «Московский учебник», которые могли бы обеспечить единство информационного пространства города в целом. Мы должны сделать так, чтобы стандарт, программа развития образования стали доступными и понятными населению.Второй и наиболее важный вопрос – качество результатов образования. У нас есть устоявшаяся модель оценки результатов: итоговая аттестация (ГИА, ЕГЭ) и независимая оценка качества, по которым мы сравниваем себя с другими округами, с городом, с регионами РФ. С этой точки зрения результаты Центрального округа неплохие. Но если сравнивать результаты независимой оценки качества знаний в 4,- 9-, 11-х классах, то мы увидим абсолютно стабильный результат, отсутствие динамики (это полпроцента учащихся, не получивших положительный результат). О чем это говорит? Мы девять лет детей жалели, ставили «три», не работали с родителями, взяли в десятый класс и снова научили «плохо». Наши учителя не использовали технологии обучения детей с разными образовательными возможностями. А ведь работа в инклюзии, опыт обучения мигрантов дают право говорить, что это достижимый результат. Мы не полностью используем ресурсы дополнительного образования для мотивации таких детей. Это притом что на содержание системы дополнительного образования город тратит сотни миллионов рублей. Оправдание есть у всех: со стороны учителя – ребенок необучаем (только почему это стало ясно в 11-м классе?!), со стороны родителей – зачем нам ЕГЭ?Наша задача – провести серьезный содержательный анализ ЕГЭ с учителями, учащимися и их родителями, вывести на понимание того, что ЕГЭ – для всех! Пройдет немного времени, и каждая школа, каждый учитель будут искать брак в своей работе.Уже на пилотных школах видно, что новая система оплаты труда учителя, стимулирование за высокие результаты обучения способны изменить эту ситуацию. Удержание детей в школе вне зависимости от их образовательных возможностей, борьба за контингент требуют поиска новых технологий, подходов в обучении всех детей. Одно из решений – оптимизация сети.Понимая, что в системе образования округа треть учреждений с низкой бюджетной эффективностью, мы медленно продолжаем процесс присоединения школ с малой наполняемостью к престижным и востребованным через инициативу снизу. За два последних года положительный опыт такого соединения накоплен.С 1 сентября 2011 года 14 объединенных школ и 30 детских садов начнут свою работу.Третья проблема – качество самого управления образованием. По совокупности всех независимых экспертиз качества обучения в 2010-2011 учебном году выделилась группа школ, показавших низкие и неудовлетворительные результаты обучения. 13 школ вошли в окружную программу антикризисного управления. По итогам ее реализации за полгода контрольные процедуры прошли одиннадцать.Антикризисная программа стала серьезным управленческим механизмом. Думаю, что мы еще будем его использовать.Понятно, что к качеству управления сегодня много вопросов, но еще больше вопросов к подготовке управленческого резерва. Проходит она сложно, в прошлом году мы создали совместные программы с московскими городскими педагогическими вузами, отобрали для обучения 31 специалиста, в итоге один был назначен руководителем. Конечно, это общегородская проблема.Все, что волнует педагогов Центрального округа, нашло отражение в проекте программы развития образования в Москве. Обсуждение проекта программы в округе шло достаточно широко, успех ее реализации зависит от того, насколько профессиональны мы будем в решении задач, поставленных ею.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте