Один из факторов успешности инновационной деятельности, повышения эффективности и качества профессиональной деятельности педагога – внедрение проектного подхода в систему образования. Это связано прежде всего со спецификой самого проектного метода, в структуре которого есть место эксперименту, отработке новых идей и технологий, их эволюционному распространению.
Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретные методы и шаги по ее реализации. Проект должен содержать четкие и измеряемые задачи, этапы и конкретные сроки их реализации, планы и графики выполнения работ, конкретные и измеряемые результаты, конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
При изучении теоретических основ проектирования разъясняется, насколько важно соблюдать структуру проекта, составлять максимально полную ориентировочную основу предстоящей деятельности, выделять условия, необходимые для решения поставленных задач.
Авторам проектов, руководителям образовательных учреждений следует уметь по определенным характерным признакам определять, правильно ли выбрано направление инновационной деятельности, насколько эффективно его внедрение.
Критерии оценки результативности педагогического проекта:
1. Соответствие прогнозируемых явлений, результатов, последствий проектной деятельности реальным явлениям.
2. Соответствие направления и содержания современным тенденциям в развитии науки и практики образовательной деятельности. Наиболее ценны и плодотворны такие инновации, которые становятся общепринятыми через какое-то время, такие, которые на основе частных нововведений определяют основные тенденции в развитии образования.
3. Степень принятия инновационных идей педагогическим коллективом.
4. Желание педагогов участвовать в экспериментальной работе самого образовательного учреждения, включение проектной деятельности в образовательный процесс.
В процессе занятий по проектированию вместе с педагогами определяются перспективные направления проектирования. Так, на примере изучения проектов республиканских экспериментальных площадок у слушателей курсов формируется представление о современных подходах к работе с учащимися, методах репродуктивного воспроизведения уже известных образовательных технологий.
Для расширения возможностей сельской школы предлагается в качестве приоритетной проблематики проектов профилизация сельской школы, эффективное использование ресурсов учреждений дополнительного образования, культуры (музыкальные, художественные школы, различные студии, клубы по месту жительства), возможностей дистанционного образования, а также различных летних образовательных программ.
В результате серии занятий слушатели понимают, что умение проектировать – показатель высокой квалификации преподавателя. В результате появляются нестандартные решения повседневных школьных проблем, педагогические и теоретические разработки и изобретения, совершенствуются методы педагогического воздействия, возникают высокопродуктивные системы обучения и воспитания.
Проектный метод используется нами и для решения педагогических задач. Результат совместной деятельности преподавателя и слушателей курсов – новые педагогические методы, приемы, готовые к внедрению.
При обучении проектированию у педагогов совершенствуются навыки общения, саморегуляции, развивается профессиональное общение, наблюдательность, формируется позиция социального партнера.
Овладев проектной технологией, учителя-предметники используют проектный метод в работе с учащимися.
Мониторинг инновационной деятельности показывает, что благодаря проектам в образовательных учреждениях возникают школьные научные общества, проблемные творческие микрогруппы учителей. В проектную деятельность вовлекаются все субъекты образовательного процесса – администрация школы, учителя, старшеклассники, их родители.
Светлана ШУРГИНА, ректор Марийского института образования, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Комментарии