В детстве он мечтал о дальних путешествиях, в юности штурманом на сухогрузе прошел вокруг света. В зрелом возрасте следил за ремонтом и модернизацией атомных электростанций, был директором центрального конструкторского бюро Министерства энергетики Республики Молдова. И никогда не думал, что, выйдя на пенсию, посвятит себя педагогике. И вот уже 13 лет Михаил Козырь руководит объединением технического моделирования и конструирования клуба «Романтик» пензенской станции юных техников №1. Здесь он учит своих подопечных не просто строить действующие модели ракет и самолетов, но быть физиками с лирическим отношением к жизни.
В 2006 году Михаил Козырь занял второе место на городском конкурсе педагогов дополнительного образования «». А в прошлом году уже на областном этапе он стал бесспорным победителем. Несколько раз на конкурсах была отмечена и его авторская программа «Чистое небо». По ней Михаил Козырь работает в летние месяцы в детских лагерях, где он организует технические кружки.
Путь в педагогику
Впервые о педагогической деятельности Михаил Козырь задумался в 1994 году, когда вместе со своей семьей переехал из Кишинева в Пензу.
– Хотел продолжить заниматься конструированием, ведь этому посвятил большую часть сознательной жизни, – рассказывает Михаил Михайлович. – Проработав долгие годы в энергетике, был уверен, что нет ничего важнее и ответственней этой сферы. И предложение возглавить техническое объединение в детском клубе воспринял несерьезно. Только потом, с годами все больше понимал, что самое ценное – это работа с молодыми. А моя главная задача – передать им свои знания и опыт, тем самым дать путевку в жизнь.
Девяностые годы были тяжелыми. Вся работа строилась только на энтузиазме. Нехватка финансирования заставила Михаила Михайловича отказаться от традиционных пиротехнических ракет и создать свой более дешевый способ запускать модели в небо. Он разработал экологически чистое пневмогидравлическое оборудование для запуска ракет, которые отрываются от земли, используя вместо обычного топлива энергию сжатого воздуха.
Этот принцип позволяет детям увидеть, как работает третий закон Ньютона: «Действие равно противодействию» (реактивная сила). А во-вторых, у педагога есть возможность продемонстрировать экологический подход к техническому образованию. К сожалению, первые конструкторы космических ракет мало задумывались о том вреде, который несут природе мощные двигатели, работающие на жидком топливе. Сейчас же пришло то время, когда детей со школьной скамьи надо приучать к бережному отношению к окружающей среде.
– Экология и гуманное отношение к миру – это две главные составляющие моей методики, – говорит Козырь. – И я уверен, что, когда ребята вырастут, они смогут такой подход использовать не только в создании небольших моделей, но и конструировать настоящие экологически чистые аппараты.
Сердце отдаю детям
По признанию Михаила Михайловича, на его взгляды повлияла гуманная педагогика Шалвы Амонашвили. Козырь считает Шалву Александровича «учителем сегодняшнего дня». Очень важно понимать детей не как учеников, которые только готовятся жить, а как людей, которые уже живут и воспринимают мир по-своему. Он никогда не кричит на своих учеников. Главный принцип работы Михаила Козыря – сотворчество. Так что неудивительно, почему кабинет Михаила Михайловича никогда не пустует. Ребята каждый день сразу после занятий в школе бегут в клуб. Всего за 13 лет через объединение технического моделирования и конструирования прошли около 200 человек. Сейчас же здесь занимаются только несколько учеников. Но педагог считает, что это даже к лучшему. Массовость, по его мнению, в таком деле не нужна. Ведь сюда приходят лишь самые увлеченные.
К примеру, Павел Романов (ученик 9-го класса 11-й пензенской школы), хотя и учится в гуманитарном классе, уже 4 года ходит в этот клуб. С 10 лет он начал создавать модели – копии летательных аппаратов. А теперь они вместе с Михаилом Михайловичем придумывают, как можно модифицировать созданные устройства, сделать их экологически чистыми. Со своими разработками Паша уже несколько раз участвовал в конкурсе «Космос», организованном Всероссийским молодежным аэрокосмическим обществом «СОЮЗ». А в этом году Паша представил модернизированную пусковую установку.
Есть среди нынешних учеников Михаила Михайловича и одна девушка. Одиннадцатиклассница Ирина Стройкова здесь уже не первый год. Так, на прошлом конкурсе «Космос» она стала дипломантом за исследовательскую работу, посвященную жизни космонавта-испытателя Виктора Пацаева, который свой путь к звездам начал именно в Пензе.
Михаилу Козырю действительно можно гордиться своими учениками. К примеру, один из самых первых его подопечных Александр Экономов решил связать свою жизнь с конструированием и сейчас учится в Московского авиационном институте.
– Я всегда ребятам даю свободу выбора, – говорит Козырь. – Ведь одаренные дети тем и отличаются, что они успевают развиваться в разных сферах жизни. Так, один выпускник нашего клуба стал очень хорошим хирургом. И полученные здесь знания ему действительно пригодились. Еще будучи студентом, он конструировал различные медицинские приборы для своих исследований. Такой результат для меня самая большая награда.
В 2006 году Михаил Козырь занял второе место на городском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». А в прошлом году уже на областном этапе он стал бесспорным победителем. Несколько раз на конкурсах была отмечена и его авторская программа «Чистое небо». По ней Михаил Козырь работает в летние месяцы в детских лагерях, где он организует технические кружки.
О будущем
Разработки Михаила Михайловича в последнее время вызывают все больший интерес среди изобретателей. Пиротехники с осторожностью стали наблюдать за подобными ракетами, увидев в них реальную конкуренцию. И не зря, ведь педагог в этом году уже получил патент на изобретение экологически чистого модельного ракетного комплекса.
– Среди наших работ уже более десятка заслуживают получения патента, – рассказывает Козырь. – Но, к сожалению, ни у меня, ни у детей средств на это нет. Да и государство в этой сфере тоже пока стоит в стороне, что не может не расстраивать. Ведь если обратиться к зарубежному опыту, то, к примеру, в Японии почти каждое детское изобретение запатентовано. Тем самым государство вкладывает деньги в молодое поколение, зная, что в будущем оно отработает все эти затраты. А у нас, к сожалению, мало делается для развития техники и изобретательства.
Но несмотря ни на какие сложности, Михаил Михайлович не прекращает работу. В свои 73 года он полон сил, энергии и желания передать весь накопленный опыт детям.
Пенза
Комментарии