Воспитательная программа предназначена для учащихся начальных специальных (коррекционных) классов VI вида и рассчитана на 4 года.
Для детей с ДЦП характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами, наблюдаются сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире, низкая познавательная активность. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют развитию у детей с ДЦП таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Воспитательная программа «Надежда» способствует социализации детей, полноценной их реабилитации, успешной интеграции в общество.Цель программы: создание условий для становления личности творческой, интеллектуальной, духовной, имеющей целостное представление об окружающем мире и обществе, ориентированной на общечеловеческие ценности.Задачи: обогащение личности ребенка с двигательными нарушениями знаниями о природном и социальном мире; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность; воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры; развитие творческих способностей; коррекция двигательных навыков, необходимых в быту; обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях; коррекция межличностных отношений; индивидуальная психолого-медико-педагогическая помощь с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально активную, образованную, нравственно здоровую личность: гуманизм; ориентация на личность; деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности); дифференциация; компетентностный подход (формирование способностей и умений, позволяющих правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни).Формы и методы работы: тематические классные часы, экскурсии, конкурсы, викторины, ролевые игры, коллективная творческая деятельность (КТД), родительские собрания, спортивные соревнования, коллективные и индивидуальные проекты, беседы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), система инновационной оценки портфолио.Предполагаемый результат: формирование положительной мотивации; преодоление барьеров в общении, развитие умения понимать себя и других; развитие творческой инициативы; формирование нравственных и эстетических представлений; развитие коммуникативных навыков; создание атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций, душевного благополучия, ситуации успеха.Ресурсное обеспечение программы: кадровое обеспечение: администрация школы, классный руководитель, преподаватели музыкальной школы Баренц-региона, медицинские работники центра, социальный педагог, педагог-психолог, логопед-дефектолог; материально-техническое обеспечение: материальная база школы, опорно-экспериментального реабилитационного центра (ОЭРЦ), материально-техническая база организаций, сотрудничающих со школой.Исследование эффективности программы: психологическое тестирование (изучение межличностных отношений, ценностных ориентаций, лидерских качеств, уровня воспитанности, учебной мотивации); анкетирование, социологические опросы (изучение интересов, склонностей учащихся, запросов родителей); педагогическое наблюдение (на уроках и во внеурочной деятельности); индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами школы, психологом, социальным педагогом о проблемах отдельных детей.Содержание программы представлено четырьмя блоками (см. схему 1).Динамика развития классного коллективаС развитием творческих способностей у детей возрастает желание участвовать в конкурсах, растут возможности для самореализации, увлеченность совместной деятельностью.Диагностика уровня сплоченности классного коллективаС целью изучения психологического климата, внутригрупповых отношений, выявления лидеров и отвергнутых мы использовали методику «Социометрия». По данным социометрии, в конце первого класса наблюдалась следующая картина. В учебной деятельности выявился один взаимный выбор: Сергей О. – Люба З., в доверии также выявился один взаимный выбор: Люба З. – Надя З. Андрея З. ни разу никто не выбрал. Лидером в классе является Люба З.С целью изучения динамики развития детского коллектива в четвертом классе также было проведено социометрическое исследование, которое показало, что психологический микроклимат в классе стабилизировался, дети стали терпимее, толерантнее относиться друг к другу, отсутствуют отвергаемые члены коллектива. Это доказывает положительное воспитательное влияние методов и форм, применяемых классным руководителем.Прим. ред. Полностью материал читайте на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Схема 1
Комментарии