Инвалид и карьера несовместимы?
Инвалид и карьера несовместимы?
Сегодня в Самарской области 691 тысяча детей в возрасте до 17 лет, три процента от этого числа – инвалиды. Часть из них воспитывается в семьях, часть – в общеобразовательных учреждениях, причем большинство – в коррекционных школах (в области их 29). Проходящая в течение февраля в областном историко-краеведческом музее имени П.Алабина выставка работ учащихся коррекционных учреждений “Это делаем мы сами” подтверждает: эти дети хотят и могут трудиться и, став взрослыми людьми, найти себя в жизни общества. Единственный способ быть его равноправным членом – стать независимым.
Как найти способ вхождения этих детей в общество? Как должна строиться система их образования? И разумно ли отделять ее от системы профессиональной реабилитации? Эти вопросы обсуждали участники конференции “О профессиональном образовании и социальной реабилитации учащихся коррекционных школ”, прошедшей в Самаре 13-15 февраля. В ней приняли участие руководители и врачи коррекционных учреждений, представители органов социальной защиты, образования, областного комитета по вопросам семьи, материнства и детства, службы занятости.
Одна из главных тем разговора – учреждение ассоциации организаций и лиц, содействующих образованию, профессиональной реабилитации и занятости детей-инвалидов по авторскому проекту Ф.Ф.Водоватова. Инициативная группа по учреждению ассоциации “Интеграция” принимала участие в подготовке артконкурса и выставки “Это делаем мы сами”, самой конференции. Если все пути ведут в Рим, то все разговоры о создании системы профессиональной реабилитации упирались в проблему отсутствия квалифицированных дефектологов, способных решать поставленные временем задачи. Несмотря на наличие в регионе Института коррекционной педагогики (преобразованного из факультета дефектологии Самарского государственного педагогического университета в июне прошлого года), сегодня в России не хватает современных методик не только работы с аномальными детьми, но и подготовки такого рода специалистов.
Юлия ДЕНИСОВА
Помогите встать на ноги
Помогите встать на ноги
Выход нашли в создании ассоциации “Дети – инвалиды”, а программу ее деятельности специально для Самарской области разработал представитель швейцарской фирмы “EDELIS” и московского Международного института медико- социальной реабилитации Федор Бодоватов.
Речь не идет о некоем замкнутом пространстве. Цель ассоциации – создать среду, которая защитит ребенка, в которой он сможет раскрыться. А это может произойти только там, где ему комфортно, где он ощущает себя не изгоем, а личностью. Реабилитация произойдет только тогда, когда ребенок сможет что-то производить не хуже, чем его нормально развивающийся сверстник. Вот этому его будут учить в профессионально-коррекционных школах, причем с дошкольного возраста. В перечне – 28 профессий, о которых прежде не могли даже думать дети с патологией. Они смогут работать на компьютере, делать массаж… В школах и семи ПТУ инвалиды будут получать профессию не ниже второго разряда. Они так же великолепно проявляют себя в искусстве и спорте.
За их судьбой станут следить социальные педагоги по месту жительства, они помогут и в решении возникающих у инвалидов проблем – юридических, медицинских, социальных. И, конечно, каждый член ассоциации получит гарантированное трудоустройство. Ведь каждый год примерно тысяча человек выходят из стен специализированных школ, и только 5-10% устраиваются на работу.
У ассоциации будет бюджетное финансирование. Кроме того, каждой школе разрешено иметь свой производственный счет – это то, что они зарабатывают своим трудом.
Наталья Огудина
Поговорим об одиночестве…
Поговорим об одиночестве…
Советы психолога
Кто более склонен к одиночеству – мужчины или женщины? Одинаково или по-разному мужчины и женщины переживают это чувство? Причины женского и мужского одиночества исследовала Елена Токарева и пришла к выводу, что они различны.
Причины мужского одиночества:
ярко выраженные внешние недостатки
тяжелые заболевания
низкая заработная плата
отсутствие жилплощади
наличие недостижимого идеала
неумение любить
неумение жить семейной жизнью
нежелание жертвовать своими интересами.
Причины женского одиночества иные и представляют собой следующий перечень:
социальные, т.к. многие из опрошенных девушек говорят, что хотели бы сначала получить высшее образование, а потом выйти замуж, но к тому времени, как они получают диплом, все подходящие мужчины оказываются уже женатыми
алкоголизм как одна из наиболее частых причин разводов (в настоящее время в России официально зарегистрировано 4,6 млн. больных хроническим алкоголизмом, подавляющее большинство из которых – мужчины)
отставание мужчин в уровне образования (как следствие социальной причины)
неравномерности распределения мужчин: на селе мужчин больше, чем женщин, а в городе – наоборот
самая неожиданная причина, о которой рассказывает Марк Гольц в работе “Судьба на весах демографии”, заключается в том, что мужчин просто не хватает. Это обьясняется тем, что женщины живут дольше в среднем на 8-10 лет. Более того, показатель смертности у мужчин больше, чем у женщин в 20-24 года, в 2,7 раза, а в возрасте 25-29 лет – в 2,9 раза, т.е. молодые мужчины умирают почти в 3 раза чаще, чем молодые женщины! Еще больше впечатляет статистика суицидов: мужчины 20-24 лет кончают жизнь самоубийством в 4 раза чаще, чем женщины, а в 25-29 лет – в 6 раз.
Касаясь эмоциональной стороны одиночества, можно отметить, что в женском одиночестве больше безнадежности, а в мужском – озлобленности.
Обьединяет мужчин и женщин в данном случае мучительность и болезненность переживаний состояния одиночества. По американской статистике, одинокие женщины в 6 раз чаще умирают от пневмонии, чем замужние. На каждого семейного мужчину в больницу поступает 10 холостых, причем смертность неженатых в 3 раза выше. Такова печальная статистика для одиноких.
Некоторые интересные данные о состоянии переживания одиночества получены в результате беседы по “Телефону доверия” с одинокими людьми. Оказывается, более обеспокоены состоянием одиночества мужчины и звонят по этому поводу в 1,5 раза чаще, чем женщины. Наибольшее количество звонков по поводу одиночества поступает от мужчин в возрасте 20 лет, а от женщин – в возрасте 30 лет. Мужчины более склонны видеть причины своего одиночества в самом себе, а женщины – во внешних обстоятельствах. Мужчины более, чем женщины, зависимы от времени года и времени суток и предпочитают говорить о своем одиночестве весной (осенью звонков от мужчин по поводу одиночества поступает в 6 раз меньше) и поздним вечером или ночью (на время с 22.00 до 2.00 приходится почти половина всех сообщений об одиночестве, поступающих от мужчин). Женщины обсуждают свое одиночество в любое время года и в любое время суток приблизительно в равной мере.
Следствием радикального изменения роли мужчины в семье и обществе явился стремительный рост числа представителей сильного пола, страдающих различными нарушениями психики. В результате слома тысячелетних традиций (мужчина – кормилец семьи, а женщина – хранительница домашнего очага) представительницы слабого пола все настойчивее оспаривают “руководящую” роль. А утрата главенствующего положения порождает все новые и новые нравственные проблемы, с которыми приходится бороться современному мужчине, и одиночество занимает в этом списке проблем одно из ведущих мест. Люди, переживающие состояние одиночества, нуждаются в особом отношении со стороны окружающих – более чутком, внимательном и деликатном. А всегда ли мы так относимся к одиноким людям?
Разделяя переживания с одинокими людьми, мы помогаем им справиться с чувством одиночества. Хорошим средством снижения одиночества может оказаться усиление чувства собственного достоинства.
Если чувство одиночества очень сильное и кажется, что с ним не справиться, можно обратиться к специалистам – психологам или психотерапевтам. Номер “Телефона доверия” в Самаре – 51-55-22.
Валентина КАДОЧКИНА,
кандидат психологических наук
Татьяна ГОРИНА,
практический психолог
Берем в союзники семью
Берем в союзники семью
Несколько лет назад отметила для себя правдивость и достоверность услышанного от друзей анекдота, суть которого в том, что когда вместе собираются женщины, то говорят в основном о том, что все мужья плохие, что их дети самые лучшие и вообще… им завтра нечего надеть на службу… Последнее же время все чаще и чаще в женском обществе судачат о другом: меньше о мужьях, реже о нарядах, а больше о том, какие стали дети сложные (не то что мы были раньше!), как трудно стало с ними общаться, что они, их чада, усложняют им и без того сложную жизнь. Поговорили – и вроде легче стало. Только кому? И опять все тот же вечный вопрос “что делать”? Книжки для родителей читать? Но сами “потерпевшие” считают, что греха таить, много у этих книг недостатков. Одни из них очень толстые, а времени мало. Другие – слишком заумные – рассчитанные на специалистов. Третьи – не современные, хотя и фундаментальные. Тогда и родилась идея написать книжку, доступную широкому кругу читателей, в надежде на то, что лаконичными советами родителям мы поможем им и их детям жить в мире и согласии. Пока же проведенное недавно выборочное исследование среди детей Самары показало, что уважают своих родителей в среднем 60-70 % подростков, юношей и девушек, а вот любят мам и пап всего только 12%. Есть над чем задуматься, не правда ли? А пока несколько советов из книги “Берем в союзники семью”.
У ребенка начиная с первого года жизни должна быть свобода выбора игрушек и игр, книг и одежды, разнообразных занятий, сверстников и взрослых для общения. Только тогда детские предпочтения станут разнообразными. А он, ваш ребенок, научится делать свой выбор, нести за него ответственность.
Важным должно стать правило: каждый день заканчивать в семье с миром.
Не торопите детей утром, не торопите их днем и вечером. Опаздывая, мы раздражаемся и выплескиваем свое скверное настроение на детей. Это несправедливо. За порядок в доме несут ответственность взрослые.
Запрет – чаще всего признак вашей слабости, а не силы. Старайтесь почаще говорить “можно”.
Наказывая, думай: зачем наказываешь? Не за что, а именно зачем? Если ваше наказание принимает форму мести – не ждите добрых результатов. Скорее всего дети примут ваш вызов, и начнется соревнование, кто кому сделает больнее.
Карманные деньги – это не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания детей, который имеет весьма четкую цель – научить ребенка правильно тратить деньги.
Не ругайте детей за плохой почерк – ведь он глубоко связан с нервной системой человека, с его эмоциональной жизнью. Достаточно посмотреть на почерк, скажем, Бетховена или Чехова, чтобы убедиться в том, что это не самое важное человеческое качество.
Не связывайте успеваемость сына или дочери с престижем вашей фамилии. Пора твердо сказать себе, что тройка – “это характеристика совершенно удовлетворительных знаний” и лишь немногие могут переступить через “удовлетворительный уровень” при удовлетворительной программе, удовлетворительном учебнике, “удовлетворительном” учителе.
Не пугайте детей! Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни, как слишком дорого это обходится.
Пользоваться криком родителям педагогически нецелесообразно. Тон общения задает родитель. Совет: мгновенно возбудимым взрослым следует в кармане всегда иметь карточку, на которой написано следующее: “Посмотри на себя в зеркало, когда ты повышаешь голос. Ну и уродина!”
Не надо ничего обещать детям и не надо требовать обещаний от них. Обещания рождают у детей несбыточные надежды, что в свою очередь может привести к сильным разочарованиям. Или вы с этим не согласны?
Чаще вспоминайте себя в детстве. И вам легче будет их понять.
Алла Волчкова
Комментарии