Кому пришло в голову провести психолого-педагогическую олимпиаду для школьников? На церемонии открытия в ярославском концерт-холле «Кино» директор Департамента образования Ярославской области Ирина Лобода сказала: «Уверена, что у нашей олимпиады большое будущее. Уверена, что олимпиада будет жить. У нас очень надежные партнеры. Сейчас даже сложно сказать, кому из нас пришла эта идея – педагогическому университету имени К.Д.Ушинского, Общероссийскому Профсоюзу образования, Департаменту образования Ярославской области. Наверное, эта идея витала в воздухе. Просто нашлись те люди, которые сказали: «Этому быть!» Поздравляю вас с тем, что вы первые».
Корни российской олимпиады, конечно, надо искать на ярославской земле. Ведь именно в этом регионе уже 28 лет проходит областная психолого-педагогическая олимпиада для школьников. И не только эта. В Ярославле родились всероссийские олимпиады по литературе, географии, астрономии…Научно-методическое сопровождение новой олимпиады обеспечивал Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского. В решении организационных вопросов принимал активное участие Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа».Ректор педагогического университета имени К.Д.Ушинского Михаил Груздев объясняет, почему нужна именно эта олимпиада: «Мы понимаем, что есть ребята, заинтересованные в получении педагогической профессии, готовые прийти работать в систему образования, в школу. Но ты также понимаем, что педагогическая профессия связана с особыми компетенциями, которые формируются в самых разных школьных предметах, их сейчас называют компетенциями XXI века – умение критически мыслить, работать с информацией, организовывать работу группы… Эта олимпиада для ребят, которые не просто думают о педагогической профессии, но которые делают первые шаги, осваивая новые типы деятельности».Не случайно проведение олимпиады поддержал Общероссийский Профсоюз образования. Заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата профсоюза Евгений Романенков вошел в состав жюри заключительного этапа. Евгений Николаевич справедливо считает: «Кто, если не сама система, будет задумываться о своих кадрах? Олимпиада – важнейший проект. В следующем году нас будет больше, мы подключим профсоюзные региональные организации в субъектах РФ, чтобы информация распространялась шире». А на следующий день на круглом столе по допрофессиональной подготовке школьников Евгений Романенков рассказал о проектах профсоюза, направленных на формирование положительного образа учителя, раннюю ориентацию на профессию педагога. С 2016 года действует проект «Другая школа» на базе Международного детского центра «Артек», а с 2017 года реализуется проект «Педагогический навигатор» на базе Всероссийского детского центра «Смена». Это еще одна забота профсоюза – о том, чтобы в образование пришла хорошая смена.Смена будет отличная, это доказали участники Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д.Ушинского. Все ребята с честью прошли испытания, а они были непростые. Сначала теоретический тур. В течение трех часов школьники отвечали на вопросы по психологии, педагогике и ее истории, о ФГОС и Федеральном законе «Об образовании в РФ», угадывали классиков отечественной педагогики по фактам биографии и портретам. Этот тур включал также создание эссе на тему «Я будущий педагог», заочную дискуссию с экспертом по образовательной проблеме, письменный анализ педагогической ситуации из школьной жизни. С разрешения организаторов приведу пример ситуации: «На уроке чтения в 3‑м классе школьники особенно активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать – видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за одноклассницей Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой. Ее не заботит, что Ира лучше читала – есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы». Непросто решить, что делать учителю, правда?Практическая часть состояла из двух заданий – «Телевизионного интервью» (за три минуты перед камерой ответить на три вопроса) и «Педагогической импровизации» (представить фрагмент урока по любому предмету для любого возраста с помощью технических средств, причем постараться вызвать у своих учеников интерес к познанию).Оба задания были импровизационными. Во время интервью ребята отвечали на три вопроса:- Почему вы хотите стать учителем?- Современный учитель – какой он?- Что бы вы изменили или создали в своей школе?Пожалуй, самые интересные ответы давали на третий вопрос. Вот такие предложения вносили школьники:- Больше общения ученика и учителя в неординарной обстановке, не на уроках, а на неформальных мероприятиях, направленных на развитие личности, социализацию ребенка.- Изменила бы систему оценивания. Оценивается умение списать с компьютера, запомнить алгоритм, не понимая его. Должна быть более гибкая система оценки.Задание «Педагогическая импровизация»: «Демонстрация приема «мотивация» к познанию на любом этапе урока с использованием технического средства (занимательная география, физика и т. д.) – предмет выбирает сам участник». И техническое средство надо было выбрать из списка. Предлагалось использовать даже смартфон, но этим никто не воспользовался. Использовали проектор, документ-камеру, даже сложный электронный микроскоп. Уроки были самые разные – традиционные, словно дети 40 лет до этого преподавали, уроки-общение, занятия с педагогическими находками и творческими заданиями. Были старшеклассники, которые не поняли задания и показывали не фрагмент урока, а просто читали лекцию о том, что такое мотивация. Жюри было благожелательным и честным. Кстати, интересно, что в определении призеров и победителей олимпиады эксперты были единодушны.На церемонии закрытия, которая прошла в старинном здании Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, новых заданий не было. Но, получая диплом призера или победителя, ребята должны были разрешить ситуацию, которую им разыгрывали в лицах юные ярославские актеры. И это тоже была импровизация, причем блестящая!Свою награду учредил и Общероссийский Профсоюз образования. Сертификаты, дающие право участия в мероприятиях VIII сессии Всероссийской педагогической школы профсоюза, получили Иван Калинин, Юлия Мошонкина, Татьяна Иванова, Наталия Салькова, Надежда Зеленая.Ценно, что и сама олимпиада стала своеобразной школой для участников. В рамках программы, например, прозвучала лекция «Книжная полка продвинутого человека» профессора кафедры русской литературы Ярославского государственного педагогического университета Татьяны Кучиной. Победители конкурса «Учитель года России» Марина Мельникова, Денис Рочев, Антон Лагутин показали мастер-классы.Ясно, что прежней жизнь у ребят, которые участвовали в олимпиаде, не будет. А будет она, и это почти стопроцентно, посвящена школе, даже после выпускного.Недавно в Ярославле произошло важное событие – первая Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников им. К.Д.Ушинского. В 2019‑м в ней участвовали всего 27 человек – 23 девушки и 4 парня, победители и призеры региональных этапов из Вологодской, Кировской, Новосибирской и Ярославской областей. Олимпиада пока не входит в число всероссийских, но, на мой взгляд, должна войти обязательно, потому что это настоящий профориентационный прорыв, возможность создать новую систему, от школьного до федерального уровня, позволяющую выявлять талантливых педагогов уже среди учеников средней и старшей школы и помогать им определиться с профессиональным выбором. Российская система образования при этом получает самое главное – не просто новых учителей, но кадры нового поколения.
Победители и призеры олимпиадыАбсолютный победитель – Надежда Зеленая, ученица 11‑го класса Карачихской школы Ярославской области.Победители:Татьяна Иванова, ученица 10‑го класса Ярославского городского Дворца пионеров,Наталия Салькова, ученица 10‑го класса школы №5 города Углича Ярославской области.Призеры:Дарья Бондаренко, ученица 11‑го класса Великосельской школы Гаврилов-Ямского района Ярославской области,Арина Золотухина, ученица 11‑го класса школы №6 города Тутаева Ярославской области,Екатерина Сатюкова, ученица 11‑го класса школы №5 города Углича Ярославской области,Алена Смирнова, ученица 11‑го класса Отрадновской школы Угличского района Ярославской области,Екатерина Смирнова, ученица 11‑го класса гимназии города Ростова.Обладатели специальных дипломов:«За профессиональное использование технических средств обучения» – ученица 11‑го класса школы №11 города Кирова Юлия Мошонкина,«За оригинальное решение педагогических ситуаций» – ученик 11‑го класса Казачьего кадетского корпуса Новосибирской области Иван Калинин.
Комментарии