Пожалуй, управление общего среднего образования – одна из самых “горячих точек” в министерстве. Большинство документов, опубликованных на наших полосах, поступает из этого ведомства. Его начальник Маргарита Романовна Леонтьева шутит: “Если школой занимаешься – держи удар, имей свою позицию”. Это действительно так. Сколько бывает споров вокруг того или иного документа. Взять, к примеру, “Обязательный минимум содержания образования в средней школе”. При его подготовке поступило и поступает много предложений, замечаний, уточнений, пожеланий. И все-таки окончательный вариант должен появиться в первом полугодии. Завершится работа и над другим очень важным документом, появления которого давно ждут. Это “Требования к уровню подготовки выпускников”. Он, конечно, сначала будет опубликован для обсуждения, затем уже получит “добро” федерального экспертного совета и тогда станет руководством к действию.
Главная фигура, на которую мы работаем, не устает повторять Маргарита Романовна, – это ребенок, ученик. Мы учитываем и отстаиваем прежде всего его интересы. А как же иначе? Скоро появится, тоже в первом полугодии, “Положение об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений”. Выйдет и “Положение о золотой и серебряной медалях”. Нет, не поблекнут медали. Наоборот, в последнем документе ужесточены требования к выпускникам, претендующим на “золото” и “серебро”. Теперь, к примеру, при награждении медалями будут учитываться оценки за первое полугодие десятого класса. Все документы мы представим читателям в наших выпусках “Из первых рук”.
В первом полугодии в марте-апреле пройдут всероссийские олимпиады для школьников. Впервые в расписание олимпиад введен такой предмет, как “Технология”. Место проведения – Москва. Остальные предметы традиционные. География будет проходить в Пензе, информатика – в Санкт-Петербурге, экономика – в Троицке Московской области, литература – в Вологде, математика и биология – в Майкопе, химия – в Рязани, физика – в Ульяновске, экология – в Нальчике, русский язык – в Пскове, иностранный язык – во Владимире и правовое образование – в Смоленске.
В феврале пройдет совещание “Проблемы и перспективы естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях России” (место проведения – Москва). Предполагается, что в апреле состоится коллегия министерства на эту же тему. Совещание поможет проанализировать ситуацию в регионах, представит проблемы и пути развития естественно-математического образования.
В марте планируется Всероссийское совещание “Новые формы итоговой аттестации по иностранным языкам” (место проведения – Санкт-Петербург). Здесь же в марте соберутся участники другого Всероссийского совещания “Итоги апробации базисного учебного плана, построенного на культурологической основе”.
В апреле пройдет Всероссийское совещание “О переходе на четырехлетнее обучение в традиционной школе”. (Место проведения – Москва).
В мае планируется совещание “Соотношение регионального и федерального компонентов в школьном историческом образовании”. (Место проведения – Вологда).
В мае будут обсуждаться проблемы обновления содержания курса русского языка и литературы в национальной школе. На совещание с такой повесткой его участники соберутся в Москве.
Под рубрикой “Из первых рук” мы будем печатать самые важные документы, рекомендации, разъяснения, знакомить с результатами коллегий, совещаний. Следите за нашими публикациями. Оставайтесь с нами!
Надежда ТУМОВА,
ведущая рубрики “Из первых рук”
Когда в работниках согласья нет…
4 августа 1998 года мы опубликовали Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям образования Российской Федерации (далее Соглашение). Судя по письмам, поступающим в нашу рубрику, в связи с его применением возникло множество вопросов. Мы обратились в ЦК профсоюза работников народного образования и науки с просьбой разъяснить некоторые положения документа. Рекомендации по применению Соглашения в общеобразовательных и других учреждениях для детей дает эксперт ЦК профсоюза Вера Николаевна ПОНКРАТОВА.
Соглашение, которое в соответствии с Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях” (от 20 октября 1995 года с изменениями и дополнениями) является правовым актом, регулирует социально-трудовые отношения в отрасли, уточняет, а в некоторых случаях прямо закрепляет профессиональные гарантии и льготы работников образования, а также устанавливает согласованные обязательства Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по разработке дополнительных мер, направленных на усиление социальной защищенности работников отрасли и обучающихся.
Соглашение зарегистрировано Министерством труда и социального развития РФ как не противоречащее законодательству Российской Федерации 21 июля 1998 г. # 4227-ММ и вступило в силу с момента его подписания сторонами. Соглашение обязательно к применению.
Действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления работодателей (лиц, их представляющих), нарушающих либо не выполняющих обязательств по Отраслевому тарифному соглашению, могут быть оспорены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Считаем необходимым обратить внимание работников общеобразовательных учреждений, органов управления образованием и территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки на следующие положения, предусмотренные Соглашением.
По разделу 2. Трудовые отношения
Учитывая, что до 1996 года в соответствии со статьей 56 Закона Российской Федерации “Об образовании” (в редакции 1992 г.) предусматривалось заключение контракта с работником образовательного учреждения на срок не более 5 лет, и то обстоятельство, что до настоящего времени в нарушение действующего законодательства эта норма продолжает применяться, несмотря на внесенные в Закон РФ “Об образовании” в этой части изменения (Федеральный закон от 13 января 1996 г. # 12-ФЗ), в целях социальной защиты работников в Соглашении специально закрепляется необходимость заключения трудовых договоров (контрактов) с работниками образовательных учреждений на неопределенный срок.
Возможность заключения срочного трудового договора (контракта) допускается в случаях:
– когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы (сезонные виды труда);
– когда условия выполнения работы не позволяют заключить договор на неопределенный срок (временное выполнение работы на период отсутствия работника, постоянно занимающего должность, выборная должность на определенный срок);
– когда интересы работника не позволяют заключить договор на неопределенный срок (именно его интересы, а не просто его согласие).
Соглашение предусматривает, что в обязанность работодателя, его полномочных представителей входит ознакомление работника при заключении трудового договора (контракта) с положениями, содержащимися в настоящем Соглашении так же, как и ознакомление его с уставом учреждения, коллективным договором и иным локальным актом.
По разделу 4. Оплата труда и нормы труда
Соглашением предусмотрено, что тарифные ставки и оклады работников образования устанавливаются в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС).
Это означает, что тарифные ставки или должностные оклады работников бюджетного учреждения не могут устанавливаться в произвольном порядке и размере. Это же подтверждается Типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными Правительством Российской Федерации, в соответствии с которыми образовательное учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе ЕТС в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии.
Если же администрация образовательного учреждения имеет возможность установить работнику более высокую оплату труда, то осуществляется это за счет установления ему доплат, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсационного характера, что фиксируется в трудовом договоре (контракте). Размер ставки (оклада) работника при этом не изменяется за исключением случаев, когда работники имеют право на оплату труда по повышенным ставкам (окладам), например, в связи с работой в учреждениях, расположенных в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и ряде других случаев.
Размеры доплат работников за дополнительную работу и надбавок за качественные показатели работы максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от выполняемого работниками дополнительного объема работ или их качества.
Регулирование порядка установления и размеров доплат и надбавок в пределах выделенных средств в образовательном учреждении должно осуществляться соответствующим положением и (или) закрепляться в коллективном договоре.
В положении (коллективном договоре) о доплатах и надбавках, включая доплаты, которые работникам могут устанавливаться при исполнении обязанностей отсутствующих работников за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемой работы, целесообразно предусмотреть следующее:
– виды дополнительной работы, не входящей в обязанности других работников в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (например, обязанности по классному руководству, проверке письменных работ и т.д., см. текст выше);
– характеристику этих работ, например, при выполнении обязанностей по проверке письменных работ может быть установлена их периодичность в зависимости от преподаваемой дисциплины, группы классов и т.д.;
– порядок и условия установления доплат за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемой работы по вакантным должностям, или за временно отсутствующих работников, перечень таких работ;
– размер доплат (например, определять их в процентах от ставки первого разряда ЕТС или других разрядов либо в абсолютных величинах, т.е. в рублях) с учетом объема и видов выполняемой работы (например, устанавливать ли размер доплаты за классное руководство или проверку письменных работ в зависимости от количества обучающихся, объема учебной нагрузки и т.д.), других условий выполнения дополнительной работы;
– сроки, на которые возлагаются обязанности и устанавливается доплата за различные виды дополнительной работы (т.е. включать эту доплату при тарификации, устанавливать ее только на период до окончания учебного года или на один-два месяца либо выплачивать ее за конкретно выполненную работу и т.д.);
– условия и порядок для установления надбавок к должностным окладам (ставкам): качество работы, интенсивность и напряженность труда;
– случаи, когда доплаты или надбавки могут быть отменены или уменьшены в связи с невыполнением возложенных обязанностей, ухудшением качества работы и в др. случаях;
– учесть разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 20 января 1994 г. # 2, утвержденное постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 января 1994 г. # 6 (Письмо Минобразования России от 28.02.94 # 23-М), в соответствии с которым стимулирующие надбавки к должностным окладам руководителей учреждений образования (т.е. директорам, заведующим), находящихся на бюджетном финансировании, устанавливаются решением (приказом) органа управления образованием, в подчинении которого они находятся, применительно к порядку, определенному для других категорий работников данного учреждения, организации, предприятия (см. п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 г. # 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”), т.е. в соответствии с утвержденным в учреждении положением о порядке установления надбавок;
– учесть также, что вопросы премирования руководителей, установления им доплат (за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами, классное руководство и др.) решаются самим учреждением, и предусмотреть это в Положении о премировании работников и порядке установления доплат или коллективном договоре.
При применении п.4.4. Соглашения необходимо иметь в виду следующее.
В отличие от порядка оплаты труда педагогических работников, предусмотренного за педагогическую работу сверх установленной нормы за ставку заработной платы, на которую педагогические работники добровольно соглашаются при распределении учебной (педагогической) нагрузки (п.66 Типового положения об общеобразовательном учреждении) или для временной замены отсутствующего работника (п.95 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения), иногда в образовательных учреждениях возникает ситуация, когда работник не может оставить свое рабочее место после окончания рабочей смены и вынужден продолжить работу сверхурочно.
Ст. 54 КЗоТ РФ установлено, что сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Администрация может применять сверхурочные работы только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством и статьей 55 КЗоТ РФ. Сверхурочные работы могут производиться лишь с разрешения соответствующего выборного профсоюзного органа учреждения.
К исключительным случаям, когда в соответствии со ст. 55 КЗоТ РФ допускаются сверхурочные работы, относятся случаи продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях администрация обязана немедленно принять меры к замене сменщика другим работником.
Применительно к работникам образовательных учреждений предусмотрено, что, если переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей, младшими воспитателями осуществляется вследствие неявки сменяющего работника или родителей и выполняется за пределами рабочего времени, установленного графиками работы, оплата их труда производится в соответствии со ст.88 КЗоТ РФ как за сверхурочную работу (п.87 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работникам просвещения).
Данный порядок применяется в случае, если работа сверх установленного рабочего времени выполнялась без перерыва с той же группой детей.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого рабочего или служащего четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается (ст.88 КЗоТ РФ).
Оплата сверхурочных работ производится в пределах установленного учреждению фонда заработной платы (фонда оплаты труда).
Иногда возникают вопросы о том, что работа учителя сверх учебной нагрузки, установленной за одну ставку заработной платы, является якобы тоже сверхурочной работой.
Согласиться с этим нельзя, т.к. сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Как было сказано выше, сверхурочные работы могут производиться только в исключительных случаях, оговоренных в ст. 55 КЗоТ РФ, на основании особого, в каждом случае, распоряжения администрации, согласованного с выбором профсоюзным органом, например, в отношении воспитателя дошкольного учреждения, который не может оставить работу, если не явился сменяющий работник или не пришел родитель за ребенком, в связи с чем по распоряжению администрации он привлекается к сверхурочной работе.
В бюджете же времени учителя трудно установить четкие, как, например, у рабочего завода, служащего учреждения и даже воспитателя, границы между рабочим и свободным временем, т.к. рабочее время учителя определяется выполнением учебной нагрузки по учебному расписанию, выполнением плана общешкольных мероприятий и должностных обязанностей, возлагаемых на него Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом учреждения, выполнением дополнительных обязанностей, за которые ему установлена дополнительная оплата, и, кроме того, рабочим временем учителя является и время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся.
По сложившейся практике принято считать, что часы, свободные для данного учителя (преподавателя) от уроков по расписанию, от дежурств в образовательном учреждении, участия во внеурочных мероприятиях, предусмотренных планом образовательного учреждения или личным планом учителя (преподавателя), правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом образовательного учреждения (заседания педагогического совета, родительские собрания и т.п.), учитель (преподаватель) вправе использовать по своему усмотрению.
Учебная (педагогическая) нагрузка сверх (или менее) расчетной нормы за ставку при тарификации (с учетом возможных изменений в течение года) устанавливается с письменного согласия учителя (преподавателя).
Замена отсутствующего учителя (преподавателя) на период, не превышающий одного месяца в течение календарного года, по распоряжению администрации в случаях, вызванных производственной необходимостью, осуществляется на условиях, предусмотренных ст.26 КЗоТ РФ с оплатой труда за выполняемую работу. Для замены отсутствующего учителя на полный срок требуется согласие замещающего работника.
Пунктом 4.7.6. территориальным органам управления образованием рекомендовано с целью создания условий для установления доплат педагогическим работникам за увеличение объема работы в общеобразовательных учреждениях с наполняемостью классов свыше 25 обучающихся, а также и при определени штата работников из числа административно-хозяйственного, учебно-воспитательного и обслуживающего персонала, добиваться формирования средств на оплату труда не от фактического количества классов, а в зависимости от их расчетного числа: путем деления списочного состава обучающихся на 25.
Данная рекомендация в Соглашение внесена по аналогии с уже действующим порядком формирования средств на оплату труда работников и штатных расписаний с учетом предельной наполняемости групп в дошкольных образовательных учреждениях (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.05.90 г. # 193/7-69 и приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 04.06.90 г. # 375) и классов, групп специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (п.2 приказа Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18.07.91 # 251/125 “О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии”).
Для правильного формирования фонда оплаты труда в общеобразовательных учреждениях, особенно в связи с работой по оптимизации сети образовательных учреждений, следует отметить, что наполняемость класса и групп продленного дня в количестве 25 обучающихся, установленная п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Правительством РФ от 31.08.94 # 1008 (с дополнениями изменениями), может одновременно рассматриваться и как минимальная и как максимальная норма при решении вопроса о количестве классов одной и той же параллели в том или ином общеобразовательном учреждении.
Если отступление от общего порядка в сторону меньшей наполняемости предусматривается в самом Типовом положении и количество обучающихся менее 25 чел. возможно при наличии необходимых условий и средств (наличие помещений, соответствующих кадров, финансовых средств), то наполняемость класса (группы) более 25 обучающихся в нем не предусматривается.
Для педагогических работников этот факт может означать, что наполняемость класса в количестве 25 обучающихся и есть та предельная норма обслуживания, за которую учителю и воспитателю за часы работы в данном классе (группе) выплачивается заработная плата.
В то же время в соответствии со ст.52 Закона РФ “Об образовании” родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать образовательные учреждения, в которых желают их обучать.
Таким образом может сложиться такая ситуация, когда в общеобразовательном учреждении окажутся принятыми более 25 учащихся одного класса (например, 30 обучающихся 5-х классов), но не будет возможности открыть два 5-х класса с меньшей наполняемостью по 15 обучающихся из-за отсутствия помещений, необходимых специалистов и др. условий. В указанном случае у образовательного учреждения нет другого выхода, кроме как создать один класс с наполняемостью более 25 обучающихся.
В таком случае учителя и воспитатели вправе требовать за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемой работы установления соответствующей доплаты, для чего планирование средств образовательным учреждениям должно осуществляться исходя из количества классов (групп), определяемого расчетным путем с учетом списочного их состава и предельной наполняемости, что в конечном итоге потребует значительно меньших затрат, чем содержание второго класса (группы).
Следует иметь в виду, что подобная практика установления доплат учителям за увеличение объема выполняемой работы общеобразовательным учреждениям знакома с 80-х годов, когда еще эти доплаты устанавливались в соответствии с перечнем работников, имеющих право на доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемой работы, утверждаемым в централизованном порядке. В настоящее время такие перечни работников утверждаются самим образовательным учреждением.
Так, учителям отдельных предметов, по которым предусмотрено деление класса на две подгруппы (иностранный язык, физкультура, трудовое обучение и др.), для чего предусматриваются дополнительные средства, школа вправе устанавливать доплату за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемой работы, если по каким-либо причинам занятия проводит один учитель с двумя подгруппами одновременно.
Пунктом 4.9. Минобразование РФ И ЦК профсоюза еще раз обращают внимание на то, что такие аспекты организации труда работников образовательных учреждений, в частности, как порядок исчисления заработной платы педагогических работников, исчисление стажа педагогической работы; нормы часов, за которые выплачиваются ставки заработной платы педагогическим работникам, и некоторые другие вопросы, по общеобразовательным и другим учреждениям для детей регулируются Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. # 94 по согласованию с Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, ВЦСПС с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 8 июня 1990 г. (т.е. на дату внесения последних изменений в указанную Инструкцию приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 8 июня 1990 г. # 400).
На основе данной Инструкции, например, исчисляется стаж педагогической работы, от которого зависят некоторые разряды оплаты труда педагогических работников по Единой тарифной сетке; исчисляется их заработная плата в зависимости от установленной учебной (педагогической) нагрузки; гарантируется выплата в определенных размерах заработной платы за работу в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работника, или при сокращении учебной нагрузки в течение учебного года по не зависящим от работника причинам, и некоторые другие условия оплаты труда. Инструкция в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации, опубликована в “Учительской газете” от 8 июля 1997 года.
По разделу 5. Рабочее время и время отдыха.
В п.5 ст.55 Закона РФ “Об образовании” (в редакции 1996 г.) предусмотрена только предельная норма рабочего времени педагогических работников за одну ставку заработной платы (должностной оклад), составляющая не более 36 часов в неделю, и говорится также, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени устанавливается Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что подтверждается ст.28 указанного закона (п.13), относящей вопросы регулирования трудовых отношений, установления норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях к компетенции Российской Федерации.
Следует сказать, что таких нормативных правовых актов Российской Федерации по данному вопросу пока еще не принято, а это означает, что нормы часов педагогической работы за одну ставку заработной платы, являющиеся нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, в настоящее время определяются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти бывшего СССР.
Нормы часов педагогической работы, установленные за одну ставку заработной платы, определены в п.87 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, а для воспитателей специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учителей-дефектологов и учителей-логопедов специальных дошкольных учреждений (в т.ч. соответствующих группах) – постановлением Совмина СССР от 8 декабря 1990 г. # 1238.
По разделу 7. Социальные гарантии, льготы, компенсации.
В 1998-1999 годах в большинстве регионов заканчивается срок действия квалификационных категорий, полученных педагогическими работниками в 1993-1994 годах.
Учитывая это обстоятельство, в Соглашении (п.7.6) Минобразование РФ и Профсоюз работников народного образования и науки РФ рекомендовали органам управления образованием субъектов РФ до нормализации положения с выплатой заработной платы, своевременного проведения ее индексации продлевать сроки действия квалификационных категорий, что не противоречит п.3.9. Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 17.06.93 # 256, поскольку территориальными положениями могут быть предусмотрены другие случаи продления срока действия квалификационных категорий помимо прямо в нем установленных.
При этом для желающих пройти аттестацию на другую квалификационную категорию или подтвердить имеющуюся такая возможность должна быть предоставлена, при этом могут быть также определены упрощенные процедуры аттестации, например, с учетом только практической деятельности аттестуемых, что во многом снимет возникшую по этому поводу напряженность.
Комментарии