Около 60 ссузов входят в состав университетских комплексов. Есть и те, кто только планирует интеграцию с другими учебными заведениями. Что изменит в их жизни сентябрьское постановление Правительства РФ “Об университетских комплексах”? С таким вопросом я обратилась к начальнику Управления среднего профессионального образования Минобразования России Петру АНИСИМОВУ.
Среднее и высшее профобразование связаны исторически. Некоторые вузы были созданы на базе учебных заведений, которые раньше реализовывали только программы СПО. Так, в частности, начиналась история МГТУ им. Баумана. Продолжается этот процесс и сейчас. За последние годы появились Институт детства в Ставрополье – на базе педколледжа, Майкопский технологический институт – на базе трех ссузов, Брянский сельхозинститут – на базе сельхозколледжа. С высшей школой нас объединяет технология образовательного процесса – вступительный экзамен и выпуск с дипломом и госэкзаменами, учебная и преддипломная производственные практики, лекционно-семинарская система занятий. И поэтому неудивительно, что еще более 30 лет назад в экспериментальном порядке вузы открывали среднетехнические факультеты или включали в свой состав техникумы. По этой схеме до сих пор работают в Воронеже и Норильске.
Университетские комплексы в их современном виде стали появляться лет десять назад. С тех пор продолжает углубляться сотрудничество среднего и высшего профобразования. Если в 1992 году программы СПО реализовывали 18 вузов, то в 2000-м – уже 193.
Наиболее активное формирование университетских комплексов наблюдается последние шесть лет. Техникумы и колледжи интегрировались в региональные комплексы профобразования, если, конечно, это было действительно необходимо. Положительные примеры – Новгородский университет, система комплексов в Кабардино-Балкарии, там их сразу три – в главном университете республики, Сельхозинституте и Институте культуры и искусства. Назову также комплексы в Саратове – Классический университет и в Подмосковье – Университет сферы быта и услуг. В то же время, особенно на первых порах, случались и отрицательные примеры, когда вуз рассматривал присоединение ссуза как возможность увеличения контингента обучающихся, расширения материальной базы.
– Чем же раньше руководствовались ссузы и вузы, объединяясь в комплексы?
– Четкого законодательного обеспечения этого процесса не было. Однако Законом “Об образовании” подобная интеграция не запрещалась. Вместе с тем такой законодательной основы явно недостаточно. Были случаи, когда преподавателям программ СПО, работающим в структуре вуза, не назначали пенсию за выслугу лет. Правда, они подавали в суд и выигрывали дело, но становилось очевидно: создание университетских комплексов должно подкрепляться соответствующим пакетом документов. Причем надо учитывать все нюансы различий деятельности ссузов и вузов.
Раньше решения по созданию университетских комплексов принимались либо на уровне Министерства образования, либо на уровне правительства, как в Кабардино-Балкарии. Постановление правительства “Об университетских комплексах” N676 от 17 сентября 2001 года подытожило процессы, которые реально существовали в жизни. Появилась база для проведения интеграции высшего, среднего, начального, других уровней образования. Теперь на основе этого постановления можно разрабатывать уже чисто технологические нормативные документы.
– Чего должны опасаться ссузы, планирующие войти в университетский комплекс?
– В целом это положительный процесс. Тем более что возможно выбрать модель университетского комплекса. Ссузы, например, предпочитают входить в него, сохраняя юридическое лицо. Существует боязнь поглощения ссуза высшей школой. Иногда ведь вузы рассматривают ссузы как стартовую площадку профориентации на высший уровень, а не как подготовку специалистов для реального сектора производства. Конечно, это выгодно, когда студент последовательно и все более углубленно получает свою специальность сначала на уровне СПО, потом в вузе. Но как бы тут не превратиться в подготовительные отделения для поступления в вузы.
Следующий момент. В некоторых вузах начинает превалировать их система образования. Она, как известно, фундаментальная, а у нас она практико-ориентированная. Привлечение профессорско-преподавательского состава для чтения теоретических курсов оправданно, но увлечение теорией меняет смысл среднего профобразования. Если выпускник такого университетского комплекса решит получить диплом и начать работу, он может быть не востребован на рынке, ведь практических навыков он не получил. Есть и финансовый нюанс. Если раньше ссузы, входящие в состав университетских комплексов, получали деньги на свой счет, то сейчас финансирование идет по одной смете. Ректор вуза распределяет деньги для всех структур, входящих в комплекс. После введения такой формы финансирования – через казначейство с единым счетом – было несколько обращений директоров колледжей с сомнениями в недофинансировании. Этот нюанс тоже можно решить при умном руководстве и механизме интеграции.
– Может ли министерство подстраховать от несчастного случая тех, кто все-таки решился войти в университетский комплекс?
– При подобной реорганизации мы несколько раз вписывали в приказы пункт о том, что создание университетского комплекса не должно повлечь сокращение контингента обучающихся по специальностям СПО. Делали это, зная, что такое может случиться. Тогда территория потеряла бы важное для нее среднее специальное учебное заведение.
– И все-таки ошибочная интеграция случается. Может ли ссуз выйти из состава университетского комплекса и вернуться “к исходной позиции”?
– Такой случай сейчас как раз рассматривается в нашем министерстве. И точка в этой истории пока не поставлена. А проблема такова. В Ростовскую академию сельхозмашиностроения был включен авиационный техникум. В составе университетского комплекса он был два-три года. За это время реальный сектор экономики встал на ноги, и появились авиационные предприятия, которые хотят вкладывать деньги непосредственно в этот техникум. На совете в техникуме приняли решение выйти из состава академии. В этом их поддержали вице-губернатор области, Министерство образования Ростовской области, предприятия, готовые вкладывать средства. Казалось бы, надо пройти обратную процедуру, но пока академия своего решения на этот счет не приняла.
– Если академия не захочет отпустить техникум, которому обещана серьезная финансовая подпитка, развод все-таки состоится?
– Увы, тогда техникум останется в составе академии, а мы будем искать формы, смягчающие эту ситуацию. Это опять-таки проблема несовершенства законодательства. При его создании надо учесть многое. Какими будут система оплаты труда и студенческие стипендии ссузовцев в составе комплекса? Как будут решаться вопросы призыва в армию? Ведь студенты ссуза могут использовать модель комплекса для ухода от армии, достаточно просто перейти на высшее звено и учиться по сокращенным программам.
– Университетские комплексы все-таки создаются. На ваш взгляд, этот процесс может стать массовым?
– Массовым он быть не должен. Нельзя быть рабом даже хорошей идеи. Я всегда говорю, для создания университетского комплекса необходима целесообразность. Если ее нет, никакое волевое решение тут не поможет.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Прием, численность студентов и выпуск специалистов из подразделений вузов России, реализующих образовательные программы СПО
Комментарии