search
main
0

Развивались или катились в пропасть? Учебное занятие на тему «Перестройка как попытка реформирования советской политической и экономической системы»

Тип занятия: учебное занятие по усвоению новых знаний, формированию навыков и умений.Вид занятия: комбинированный.Время: 80 минут.Цель занятия: формировать у обучающихся представления об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI в.

Задачи занятияВоспитательные: воспитывать интерес к предмету, отношение к человеку как главной проблеме и загадке человеческой истории; способствовать воспитанию творческой активности студентов; воспитывать культуру личности в процессе делового общения; формировать ответственный, сочувственный, эмоциональный и аргументированный выбор личности и определенные мировоззренческие позиции, ориентированные на ценности современного общества и Российской Федерации.Образовательные: раскрыть предпосылки и объективную неизбежность обновления ведущих сфер жизни советского общества, замысел и результаты реформ, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов; обозначить хронологические этапы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; сформировать представления об альтернативах реформирования, какие возможные варианты были упущены.Развивающие: учить ребят самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов; развивать навыки самостоятельной работы при составлении конспекта, таблиц, схем; развивать аналитические и коммуникативные способности ведения диалога и отстаивания собственной мировоззренческой позиции.Методические: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий; использование продуктивных методов ведения урока; организация самостоятельной работы учащихся; создание проблемной ситуации на уроках.Используются технологии: дискуссии, развивающего обучения (Г.К.Селевко, Н.Я.Чутко), развития критического мышления учащихся (В.А.Попков, А.В.Коржуев, Е.Л.Рязанова), индивидуализации обучения (В.Шадриков), проблемности (Т.В.Кудрявцев).План проведения занятия с лекционным сопровождением  I. Организационный момент II. Сообщение темы и цели занятия. Целеполагание Постановка проблемного вопроса.В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.После изучения темы мы обсудим, к какой точке зрения склоняетесь вы. Свою позицию нужно обосновать. III. Актуализация знаний учащихсяК уроку дается опережающее домашнее задание: провести опрос родителей и проанализировать жизнь своей семьи в эпоху перестройки. Когда проблема конкретизируется на истории семьи обучающегося, происходит погружение ребят через рассказы и воспоминания родных в изучаемую эпоху, формируется интерес к изучаемому материалу.- Расспросите родных об их отношении к внутриполитической жизни во второй половине 1980-х гг. Что изменилось по сравнению с застоем?- Каковы впечатления ваших родных о М.С.Горбачеве? Какие его качества, поступки, высказывания вызывали симпатии и наоборот?- Какие важные для вашей семьи события произошли в середине 1980-х – начале 1990-х гг.? IV. Изучение нового материала по плану1. Понятие «перестройка», ее предпосылки и общая характеристика основных этапов (приложение 1).2. Попытки экономических реформ в период перестройки (приложение 2).3. Реформа политической системы СССР (приложение 3).4. Противоречивый характер и итоги перестройки (приложение 4).Каждый вопрос плана студенты конкретизируют в тетрадях схематично.Новый материалВнешне СССР выглядел могущественным государством (1/6 часть обитаемой суши, 22,4 млн кв. км; 286,7 млн жителей по переписи 1989 г.) с достаточно развитой экономикой, огромными природными богатствами и крепкой обороной. На самом деле в стране существовало огромное число проблем, гордиевых узлов. С каждым годом ухудшались качественные показатели развития экономики. Постоянно падала эффективность от осуществлявшихся капитальных вложений, особенно в сельское хозяйство. Фактически прекратился рост производительности труда. Низким оставалось качество значительной части производственной и бытовой техники, одежды, обуви, других изделий. Негативные тенденции показывала даже официальная статистика.Таким образом, в первой половине 80-х гг. страна оказалась в глубоком тупике. Также назрела явная проблема власти.Индивидуальные выступления студентов по историческим персоналиям – Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачева.Перестройка – период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 года на апрельском 1985 года пленуме ЦК КПСС. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева – профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС.Предпосылки перестройки. Перестройка была вызвана грузом социально-экономических и политических проблем, требующих безотлагательного решения. Кроме того, на мероприятия перестройки оказал влияние новый тип либерального руководства в лице Горбачева и его команды. Это были люди, не знавшие обстановки страха и репрессий, более образованные, воспитанные в новых условиях. Важно отметить, что изначально четкого плана реформ у руководства не было. Поэтому основной упор на первом этапе был сделан на реформирование экономики страны.В своем развитии перестройка прошла ряд этапов.1. 1985-1987 гг. – на этом этапе предполагалось реформировать только экономику при сохранении административно-командного социализма. Курс на ускорение социально-экономического развития страны установил апрельский пленум 1985 г. «Стратегия ускорения» подразумевала следующие мероприятия: развитие научно-технического прогресса, техническое перевооружение машиностроения, активизацию человеческого фактора. XXVII съезд партии, состоявшийся в 1986 г., наметил дальнейшее ускорение социально-экономического развития и принял новую редакцию программы партии. Она провозгласила курс на совершенствование социализма. На данном этапе:- значительное обновление и омоложение руководителей всех уровней (реальное омоложение кадров: выдвижение ряда современно мыслящих руководителей – Б.Ельцина, Н.Назарбаева, В.Черномырдина, Е.Примакова и др.);- поиск путей ускорения экономического развития (введение хозрасчета на предприятиях, выборы директоров, возрождение кооперации);- проведение политики гласности – открытое освещение негативных сторон жизни общества (работа с историческим источником: «Из резолюции «О гласности») (документ 1); – раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего (работа с историческим источником: «Принципы перестройки: революционность мышления и действий») (документ 2); – попытки улучшить международные отношения, например, односторонний запрет ядерных испытаний (работа с историческим источником: «Из книги Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира») (документ 3). В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:- отсутствие четкого плана преобразований, стихийность перестройки;- выдвижение заведомо невыполнимых планов;- непоследовательность в проведении реформ;- чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;- пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.2. На втором этапе преобразований – 1988-1989 гг. – ставилась задача демократизировать политическое и экономическое устройство общества, духовную жизнь. В результате предполагалось создать демократическую модель социализма, так называемый социализм с человеческим лицом.Намеченная программа демократических реформ явилась результатом работы январского и июньского пленумов ЦК, XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.) и была самой мощной и радикальной со времен нэпа. Ее основу составили следующие мероприятия:- расширение границ самостоятельности предприятий;- их перевод на хозрасчет и самофинансирование;- наделение трудовых коллективов широкими правами;- развитие кооперации.В области политики – расширение полновластия Советов, формирование механизмов гражданского и правового государства.С самого начала очередные реформаторы столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, большинство нововведений спускалось на тормозах местным большим и малым начальством, которое бодро докладывало о выполнении, но мало что делало на практике. Во-вторых, появились обстоятельства, осложнявшие реформы: в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Началось падение цен на энергоносители на международной арене.В стране стало формироваться общественное мнение. Такая возможность впервые появилась в 1989 г., когда прошли выборы народных депутатов СССР. Впервые выдвигалось несколько кандидатур, а не одна-единственная, как раньше. Во время Первого съезда народных депутатов СССР в мае-июне 1989 г. критическое состояние советского общества выявилось в полной мере, началась борьба между блоком коммунистов и блоком демократов. Эта борьба продолжилась и в избранном съездом Верховном Совете СССР, который наподобие западных парламентов стал работать на постоянной основе. После упорной борьбы из Конституции СССР 1977 г. была исключена статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе, после чего в стране быстро возродилась многопартийность. В марте 1990 г. после еще одного изменения Конституции первым Президентом СССР Съезд народных депутатов СССР избрал Горбачева. Реорганизация верховной советской власти не привела к успокоению политических страстей. Демократическая оппозиция максимально использовала всеобщее недовольство концентрацией огромных ресурсов в руках московского центра, привилегиями номенклатурной касты, ухудшающимся материальным положением.3. На третьем этапе реформ – 1990-1991 гг. – намечалось соединить плюсы социализма с достижениями западной политической демократии и рыночной системой хозяйствования, создав тем самым рыночную модель социализма.В альтернативах перестройки выступали три политических лагеря.1. Консервативный (представляли ортодоксальные коммунисты – Е.К.Лигачев и др.) – его сторонники выступали против дальнейших реформ, за свертывание перестройки.2. Центристский (во главе с М. С. Горбачевым) – отстаивал продолжение реформ в рамках советской системы.3. Либерально-демократический (представляли радикальные демократы – Б.Н.Ельцин) – его представители требовали перестройки радикальными средствами, вплоть до отхода от социалистической модели к буржуазно-либеральной.В КПСС назрели явные проблемы и противоречия (работа с историческим источником: «Заявление народных депутатов СССР – членов межрегиональной группы»). Со временем демократы все больше и больше завоевывали симпатии масс и начали оспаривать у КПСС и Горбачева лидерство в реформаторском процессе.В стране фактически сложилось двоевластие: руководству КПСС и СССР во главе с Горбачевым противостояло руководство России во главе с Ельциным, против сильного общесоюзного центра выступали лидеры национальных окраин, стали требовать большей самостоятельности национальные республики, края и области России. Противостояние властей парализовало всякие реформы. Перестройка превратилась из процесса реформирования страны в борьбу политических и национальных движений против диктата КПСС и империи СССР, в личную борьбу за власть между Горбачевым и Ельциным.Задуманная в целях укрепления социализма перестройка привела к прямо противоположному результату. В ходе экономических реформ был нарушен планово-распределительный механизм социалистической экономики, что привело к спаду производства, скрытой инфляции, жестокому товарному дефициту, снижению жизненного уровня населения.Демократизация подорвала государственно-политическую систему социализма: КПСС потеряла свое монопольное положение единственной и правящей партии, ее авторитет в обществе упал, а реальная власть перешла от партийных органов к директорам предприятий и новым государственным структурам. Ослабление центральной власти привело к расшатыванию многонационального государства – СССР, межнациональным конфликтам.Победа демократических общественных сил, возглавленных Верховным Советом РСФСР и новым Президентом России Б.Н.Ельциным, над путчистами в августе 1991 г. означала перерастание перестройки в национально-демократическую революцию, сокрушившую КПСС, развалившую империю СССР, разрушившую социалистический строй. Идеалами этой революции, вдохновлявшими массы людей, были традиционные ценности западного мира: рыночная экономика, политическая демократия, духовная свобода. V. Закрепление изученного материалаА. Ответьте на вопросы.1.  Один из вариантов периодизации горбачевского правления в СССР предполагает выделение трех этапов:I этап – 1985-1987 гг.; II этап – 1988-1989 гг.; III этап – 1990-1991 гг.Назовите события, которые рассматриваются в этой периодизации как границы между этапами. На каком из этих этапов Горбачев обладал наибольшими возможностями для проведения реформ?2. В чем состоял смысл идей перестройки? Что в них отражало попытки сохранения старой системы, а что являлось принципиально новым?3.  Охарактеризуйте основные этапы перестройки.4.  Какие изменения претерпела политическая система СССР в годы перестройки?5. Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки? Почему ее руководству не удалось консолидировать партию?6.  Подведите итог экономическому развитию СССР к началу 90-х годов. 7.  В чем состояли причины обострения межнациональных отношений в СССР, трений между союзными республиками?8.  В чем заключался противоречивый характер итогов перестройки?Б. Выполните задания:I.  Укажите правильный ответ: Курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе перестройки в СССР предполагал:1) обновление производства на основе достижений НТР;2) усиление централизации управления экономикой;3) сокращение числа сельскохозяйственных предприятий;4) переход на семилетнее планирование.II. Установите соответствие между названиями периодов советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго (см. табл.1).III. Расположите следующие события в хронологическом порядке:а) отмена монопольного права КПСС на власть;б) вывод советских войск из Афганистана;в) учреждение поста Президента СССР;г) карабахская проблема (конфликт между Арменией и Азербайджаном);д) курс на ускорение социально-экономического развития страны.IV. Следующим после Ю.В.Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС стал… (фамилия)В. Заполните таблицу «Альтернативы перестройки» (см. табл. 2). (Обучающиеся делятся на три группы (учитываются оценки процессов перестройки) и, работая в группах, заполняют таблицу.) Г. Организация беседы по проблемному вопросу. В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.К какой точке зрения склоняетесь вы? Свою позицию обоснуйте. VI. Домашнее заданиеПроанализируйте результаты работы с историческими источниками.Составьте синхронистическую таблицу «События в СССР и в мире в период перестройки». VII. Рефлексия.P.S. Документы к занятию, приложения  и список литературы опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/576 ​Оксана ЛЕВЧЕНКО, преподаватель Регионального многопрофильного колледжа Ставрополя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте