В Москве активно развиваются такие новые формы дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания. Группы различаются по 10 видам. В нашем дошкольном учреждении создана группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Игра для ребенка – это основной вид деятельности. В игре развиваются различные стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
В арсенале педагогов нашего детского сада имеются игровые материалы и игрушки, выпускаемые отечественными и зарубежными производителями. В нашей работе мы часто используем игровые средства немецкой компании Dusima.
В играх с детьми с особыми возможностями здоровья для полноценной коррекционно-развивающей работы наиболее эффективно сотрудничество всех специалистов. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми играми, которые используются в работе с детьми учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
Организация коррекционно-развивающего процесса построена на основе дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Что это?
Представляет собой деревянное поле с крышкой из мягкого материала. Предназначено для формирования стереогностического чувства. Способствует развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, ориентирования на плоскости.
Особенности: опознавание предметов осложнено ощупыванием через ткань, натянутую на рамку, что позволяет определить только контур фигуры, а не всю поверхность. Варианты заданий: «Назови фигурку», «Где расположена фигурка?», «Запомни и разложи». Рассчитана на возраст «3+».
Определи на ощупь
В деревянной коробке с выдвижной крышкой находится 4 комплекта сенсорных элементов с разной текстурной поверхностью. Каждый комплект содержит 9 элементов. Формирует тактильное восприятие. Способствует развитию памяти, речи, концентрации внимания, коммуникативных навыков.
Особенности: сенсорные элементы удобны для опознавания поверхностей различными участками тела. Варианты заданий: «Строим в ряд», «Кто это был?», «Собираем вместе одинаковые дорожки». Для возраста «3+».
Пощупай рукой, определи ногой
Это 10 ящиков из фанеры с откидной передней шторкой и 10 съемными дисками. Способствует развитию памяти, речи, концентрации внимания.
Особенности: возможность определять текстуру поверхности как рукой, так и ногой. Варианты заданий: «Найди такой же рукой (ногой)», «Найди свой ящик», «Запомни и найди».
Тактилото
25 деревянных фигурок и 5 карт лото с изображением этих фигурок, хлопчатобумажный мешок. Игра формирует стереогностическое чувство. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, памяти, речи, концентрации внимания, коммуникативному взаимодействию, наблюдательности.
Особенности: используется хорошо известная детям техника – лото, что облегчает ввод этого средства в практику. Варианты заданий: «Лото», «Найди свою фигурку», «Я назову, а ты достанешь», «Найди такую же» (подбирать фигурку на ощупь), игра на расстоянии. Рассчитано на возраст «4+».
Запомни звук
16 полых кубиков с различным наполнителем, при встряхивании кубиков издаются разные звуки. Развивает слуховое восприятие. Способствует пробуждению акустического внимания, развитию фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.
Особенности: возможность сопоставления зрительных и слуховых образов наполнителей кубиков, а также их смены. Варианты заданий: «Найди пару», «Построй в ряд», «Запомни и найди». Возраст «3+».
Методика использования
- Предъявляем 2‑3 пары (определяем по звуку, ищем пары). Кубики выкладываем закрытой стороной вверх, прозрачная сторона служит для определения ошибок. Выбираем два кубика с разным звучанием: «Найди такой же». Эталонный кубик берем из левого ряда, второй, парный, кубик откладываем вправо. «Давай проверять» – переворачиваем каждый кубик и проверяем наполнение кубиков.
- Расширяем ряд предъявляемых кубиков.
- Подбираем близкие по контрасту.
- Выстраиваем ряд (от тихого к громкому). Педагог строит свой ряд, ребенок – свой. Ряд педагога будет контрольным. Сначала проверяем по звуку, потом переворачиваем и проверяем.
- «Что не так?» – поменять кубики местами («Где его место?»).
- Игра на расстоянии. Часть кубиков стоит на одном столе, другая, такая же, стоит на другом столе. Составить пары, найти одинаковые. Расстояние между столами можно увеличивать.
В конце выполнения задания всегда проверяем правильность выполнения задания, переворачивая кубики вверх прозрачным дном.
Отгадай, что как звучит
Игра «Сверкающее домино» выглядит как комплект деревянных домино с цветными искусственными камешками. Она формирует зрительное восприятие. Способствует развитию памяти, речи, концентрации внимания, способности к различению цвета. Рассчитана на возраст «4+». И с этой игрой можно найти пару, сразиться в домино, построить дорожки, есть возможность разнообразить задания и научиться выкладывать детали по образцу, попутно проверяя, чего не стало и что изменилось.
Екатерина ВЕРЕМЕЕВА, учитель-дефектолог школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова
Комментарии