search
main
0

Развиваемся, играя!

Практические рекомендации

В Москве активно развиваются такие новые формы дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания. Группы различаются по 10 видам. В нашем дошкольном учреждении создана группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Игра для ребенка – это основной вид деятельности. В игре развиваются различные стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

В арсенале педагогов нашего детского сада имеются игровые материалы и игрушки, выпускаемые отечественными и зарубежными производителями. В нашей работе мы часто используем игровые средства немецкой компании Dusima.

В играх с детьми с особыми возможностями здоровья для полноценной коррекционно-развивающей работы наиболее эффективно сотрудничество всех специалистов. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми играми, которые используются в работе с детьми учителем-дефектологом и педагогом-психологом.

Организация коррекционно-развивающего процесса построена на основе дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Что это?

Представляет собой деревянное поле с крышкой из мягкого материала. Предназначено для формирования стереогностического чувства. Способствует развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, ориентирования на плоскости.

Особенности: опознавание предметов осложнено ощупыванием через ткань, натянутую на рамку, что позволяет определить только контур фигуры, а не всю поверхность. Варианты заданий: «Назови фигурку», «Где расположена фигурка?», «Запомни и разложи». Рассчитана на возраст «3+».

Определи на ощупь

В деревянной коробке с выдвижной крышкой находится 4 комплекта сенсорных элементов с разной текстурной поверхностью. Каждый комплект содержит 9 элементов. Формирует тактильное восприятие. Способствует развитию памяти, речи, концентрации внимания, коммуникативных навыков.

Особенности: сенсорные элементы удобны для опознавания поверхностей различными участками тела. Варианты заданий: «Строим в ряд», «Кто это был?», «Собираем вместе одинаковые дорожки». Для возраста «3+».

Пощупай рукой, определи ногой

Это 10 ящиков из фанеры с откидной передней шторкой и 10 съемными дисками. Способствует развитию памяти, речи, концентрации внимания.

Особенности: возможность определять текстуру поверхности как рукой, так и ногой. Варианты заданий: «Найди такой же рукой (ногой)», «Найди свой ящик», «Запомни и найди».

Тактилото

25 деревянных фигурок и 5 карт лото с изображением этих фигурок, хлопчатобумажный мешок. Игра формирует стерео­гностическое чувство. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, памяти, речи, концентрации внимания, коммуникативному взаимодействию, наблюдательности.

Особенности: используется хорошо известная детям техника – лото, что облегчает ввод этого средства в практику. Варианты заданий: «Лото», «Найди свою фигурку», «Я назову, а ты достанешь», «Найди такую же» (подбирать фигурку на ощупь), игра на расстоянии. Рассчитано на возраст «4+».

Запомни звук

16 полых кубиков с различным наполнителем, при встряхивании кубиков издаются разные звуки. Развивает слуховое восприятие. Способствует пробуждению акустического внимания, развитию фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.

Особенности: возможность сопоставления зрительных и слуховых образов наполнителей кубиков, а также их смены. Варианты заданий: «Найди пару», «Построй в ряд», «Запомни и найди». Возраст «3+».

Методика использования

  1. Предъявляем 2‑3 пары (определяем по звуку, ищем пары). Кубики выкладываем закрытой стороной вверх, прозрачная сторона служит для определения ошибок. Выбираем два кубика с разным звучанием: «Найди такой же». Эталонный кубик берем из левого ряда, второй, парный, кубик откладываем вправо. «Давай проверять» – переворачиваем каждый кубик и проверяем наполнение кубиков.
  2. Расширяем ряд предъявляемых кубиков.
  3. Подбираем близкие по контрасту.
  4. Выстраиваем ряд (от тихого к громкому). Педагог строит свой ряд, ребенок – свой. Ряд педагога будет контрольным. Сначала проверяем по звуку, потом переворачиваем и проверяем.
  5. «Что не так?» – поменять кубики местами («Где его место?»).
  6. Игра на расстоянии. Часть кубиков стоит на одном столе, другая, такая же, стоит на другом столе. Составить пары, найти одинаковые. Расстояние между столами можно увеличивать.

В конце выполнения задания всегда проверяем правильность выполнения задания, переворачивая кубики вверх прозрачным дном.

Отгадай, что как звучит

Игра «Сверкающее домино» выглядит как комплект деревянных домино с цветными искусственными камешками. Она формирует зрительное восприятие. Способствует развитию памяти, речи, концентрации внимания, способности к различению цвета. Рассчитана на возраст «4+». И с этой игрой можно найти пару, сразиться в домино, построить дорожки, есть возможность разнообразить задания и научиться выкладывать детали по образцу, попутно проверяя, чего не стало и что изменилось.

Екатерина ВЕРЕМЕЕВА, учитель-дефектолог школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте