search
main
0

Развиваем погружая,

или Школа мастеров с ирбитской пропиской

Юлия Николаевна ЛЫЖИНА возглавляет Управление образования города Ирбита, что на востоке Свердловской области, уже пять лет. В ее трудовой биографии есть редкая особенность: педагогический стаж практически равен управленческому. Через год после получения диплома Юлия Лыжина вернулась в родной Ирбит, устроилась в школу преподавателем русского языка и литературы и сразу же стала заместителем директора. Через три года началась ее деятельность в городском управлении образования.

Современный Ирбит – это 20 детских садов, 8 школ, 3 учреждения дополнительного образования: около 3 тысяч детсадовцев, 4785 школьников. А еще это инновационные площадки областного или зонального уровней и очень высокие показатели на олимпиадах. В прошлом учебному году 84 процента тех, кто участвовал в областных олимпиадах, стали их победителями или призерами, а в 2018 году из пяти юных жителей Свердловской области, выигравших всероссийские интеллектуальные соревнования, двое из Ирбита.

Страна наша большая, но заботы руководителей образовательной системы схожи. Цель-то одна: вырастить образованных, успешных детей, адаптированных к реальности. А вот приоритеты и методы могут быть разными.
Юлия Николаевна Лыжина сразу обозначила свою жизненную и профессиональную позицию: все зависит от людей. Какой бы ни была материальная и техническая оснащенность, успех определяют конкретные люди. Начиная с сотрудников управления образования, каждый из которых истинный специалист в своем деле, и заканчивая школьными учителями.

– Современный мир меняется слишком быстро и требует постоянного обновления знаний и у педагогов. Поэтому системе повышения квалификации, учебе для учителей и управленцев в Ирбите уделяется огромное внимание. Вот уже 13 лет здесь действует уникальный в масштабах России проект «Школа мастеров».

Задачи школы – решение актуальных проблем современного образования, распространение инновационного опыта, обновление педагогической мысли и практики. На два-три дня происходит погружение всего педагогического сообщества города в какую-либо профессиональную проблему. Это могут быть вопросы наставничества, работы с одаренными детьми, инклюзивного образования, формирования инженерного мышления. Тема выбирается одна, а методы используются разнообразные. Приглашаем специалистов-теоретиков из разных городов, наши педагоги представляют свой опыт, проводят открытые уроки в рамках конкурсов профессионального мастерства. Именно на зимней школе мастеров проходит финал фестиваля «Симфония урока»: лучшие учителя делятся своими наработками, знакомят с методическими новациями.
«Школа мастеров» – это не только форма профессионального роста, это настоящий профессиональный праздник.
– Юлия Николаевна, как организовано повышение квалификации педагогов?

– Стараемся по максимуму проводить его у себя: не учителей отправлять в областной центр, а договориться с преподавателями вузов поработать в территории. Мы плотно взаимодействуем с Институтом развития образования, Уральским педагогическим университетом (Екатеринбург), Институтом развития образования (Тюмень), Академией повышения квалификации (Москва). Как только началось внедрение стандарта по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, провели учебу для педагогов по направлению «Дефектология». Обучили сотрудников дошкольных учреждений в соответствии с изменившимся стандартом, а также весь управленческий состав. По возможности подключаем к повышению квалификации и коллег из Восточного управленческого округа.

– Пока мы говорим о профессиональном развитии тех, кто давно работает в образовании. Как привлекаете новое поколение, молодежь?
– Прежде всего через заключение целевых договоров на учебу. В течение этого года было заключено 17 таких договоров, эти ребята к нам точно вернутся. Администрация выделяет средства на стипендии целевикам, три раза в год выдается компенсация за проезд к месту учебы и обратно.

– Ирбит – красивый старинный уральский городок. Когда-то был знаменит ярмаркой, с советского времени – мотоциклетным заводом. Привлекателен ли он сегодня?
– Конечно. Краеведению уделяем немалое внимание. В школе №1, которой уже 125 лет, создан музей образования с богатой экспозицией: сохранились учебные пособия со времени ее создания, например физические приборы, привезенные из Германии, Франции. В годы войны в школе располагался госпиталь, экспонаты были закрыты – замурованы – в специальном помещении и таким образом сохранились. Особая атмосфера ощущается уже при входе в школу.

– В Ирбите много инновационных площадок, в том числе есть и в детских садах…
– Да, в 2018 году статус инновационных площадок получили два дошкольных учреждения – №27 и №28 – по теме «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», благодаря чему дети смогут включиться в научно-техническое творчество, понять логику и взаимосвязь происходящих явлений, увидеть и изучить мир как систему, сформировать навыки командной работы и умения выходить из критических ситуаций.

В городе проводится фестиваль с красивым именем «ТЭФИК»: творчество, экология, физическая культура, интеллект, крае­ведение. Участниками конкурсных мероприятий становятся воспитанники всех детских садов, а затем на большей сцене Центра детского творчества проходит церемония награждения победителей и призеров. Очень любят этот фестиваль и дети, и родители, и педагоги дошкольных учреждений.

– Юлия Николаевна, чем сегодня популярно дополнительное образование?
– Тесное взаимодействие между общим и дополнительным образованием – это наша отличительная особенность, которую мы не хотим утратить. Большая часть школьных площадок входит в перечень адресов реализации образовательных программ Центра детского творчества, поэтому педагоги центра проводят занятия непосредственно в школах.

В новом учебном году кружки и секции тоже начали работу, конечно, с соблюдением санитарных условий: скользящий график, ограничение по количеству детей, постоянная обработка помещений.

В школе №10, самой крупной, кстати, по количеству учеников, их 850, открыт центр цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».

Мы гордимся тем, что сохранили загородный лагерь «Салют». Он принимает детей на отдых и оздоровление с мая по сентябрь, сегодня мы планируем перевести его на круглогодичный режим работы, серьезно занимаемся обновлением инфраструктуры лагеря. В следующем году планируем оборудовать современную спортивную площадку.

– Какие проблемы в системе образования Ирбита вы считаете самыми острыми?
– О проблеме нехватки кадров я уже говорила, но мы стараемся уделять постоянное внимание решению данного вопроса. Вторая наша проблема не слишком оригинальна – материально-техническое состояние зданий учреждений. Хочется, чтобы дети учились не просто в удобных и безопасных помещениях, но и в красивых, выразительных с эстетической точки зрения.

Последнее большое строительство у нас состоялось 26 лет назад. Сейчас у нас готов проект на строительство нового детского сада, в перспективе – проект новой школы. Кроме того, мы активно принимали участие в областной программе по увеличению количества учебных мест, а также проводили ремонты крыш, фасадов, помещений образовательных организаций.

Сейчас готовится проект на проведение реставрационных работ в здании самой старой школы №1. Областное правительство поддерживает наши планы.

– Юлия Николаевна, хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали разговор, – к людям. Вы демократ по манере руководства или диктатор?
– В управлении образования создан замечательный коллектив, подобран надежный штат сотрудников. Я им полностью доверяю. Они способны самостоятельно решать поставленные задачи, а в методах и формах я не ограничиваю, специалистам виднее.

Но на первом этапе я глубоко вхожу в тему, проблему, чего бы она ни касалась: новой системы оплаты труда, образовательных стандартов, юридических вопросов. Стараюсь разобраться до деталей и лишь после этого «отдать» специалисту. Теперь его дело искать пути и выдвигать предложения. Затем мозговой штурм, совместное обсуждение. И снова реализация за специалистом, а за руководителем квалифицированный контроль.

Когда я училась в школе, то больше проявляла интерес к математике, но получилось так, что в итоге стала учителем русского языка и литературы. Я считаю, что сочетание гуманитарного образования и аналитических способностей мне очень помогает в жизни и в профессии.

Марина РОМАНОВА, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте