search
main
0

Развиваем ораторское искусство в цифровую эпоху

Советы логопеда

Демосфен, Платон, Аристотель, Перикл, Цицерон, Софокл… Имена, канувшие в Лету. Умение красиво и грамотно говорить, а также убеждать слушателей в своей точке зрения в Древней Греции называли искусством.

Времена меняются, и кажется, что ценность этого искусства подвержена девальвации. Можно нарисовать комикс, написать в WhatsApp, прислать видео или презентацию. Да и сама речь современного человека очень изменилась. Мы избегаем красочных эпитетов и гипербол, редко используем пословицы и поговорки, добавляем сленг молодежи или различных профессиональных кругов и все дальше уходим от грамотной литературной речи. Молодые люди, рожденные в XXI веке, часто экономят на окончаниях, согласованиях и долгих разговорах. Так нужны ли навыки оратора в современном обществе? Нужны, и по-другому быть не может.

Люди, в чью профессиональную деятельность красной строкой включены выступления на публике (депутаты, министры, политики, писатели, руководители любого ранга), без умения выступать ярко и харизматично вряд ли достигнут больших успехов на карьерной лестнице. Без умения логично излагать свои мысли не стать учителем, врачом, финансистом, риелтором, продавцом-консультантом, организатором любого вида деятельности. Умение презентовать себя, правильно выбирая стиль и манеру речи, необходимо при трудоустройстве даже по профессиям, не связанным напрямую с ораторскими умениями.

Так из чего же складывается умение говорить и выступать на публике?

Для успешного выступления необходимы три компонента: артикуляционный, содержательный и психологический.

Артикуляционный компонент строится из подвижности артикуляционных органов, силы выдыхаемой воздушной струи и выразительности голоса. Для того чтобы органы артикуляции были подвижны, рекомендуется регулярно выполнять артикуляционные упражнения: делать губы трубочкой, растягивать их в улыбке, тянуться нижней губой к подбородку, а верхней – к носу, щелкать языком, надувать щеки. Также можно проговорить перед выступлением несколько скороговорок или одну и ту же, постепенно наращивая темп:

– На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

– Тридцать три депутата закон лоббировали-лоббировали, да не вылоббировали.

Сила выдоха позволяет выступающему говорить длинные фразы и делать паузы там, где они необходимы, а не там, где закончится дыхание. А для того чтобы речь была красочной, с нужными смысловыми акцентами, существует интонация. Это действительно универсальный инструмент, так как одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, будет совершенно по-разному воспринята слушателями. Эффективными для развития и силы выдоха, и интонации являются музыкальные распевки. На одном дыхании можно пропеть гамму вверх и вниз на слоги «ма-ма-ми-мо-ма-му-ми-мо-мы». Затем поменять тональность, варьируя громкость и скорость. Или можно нараспев произносить любые слова, делая голосовой акцент на определенных слогах или словах. Можно читать любимые стихи то громко, то тихо, то в одиночестве, то для благодарных слушателей. Любой из данных вариантов подойдет. Такие тренировки отнимают мало времени, 10-15 минут в день, главное – проводить их регулярно, и результат не заставит себя долго ждать.

Гораздо больше времени и усилий потребует работа над содержательным или смысловым компонентом. В первую очередь оратору нужно хорошо знать и понимать тот материал, с которым он выступает. И не менее важную роль здесь играет уровень общего кругозора выступающего. Не всегда получается говорить по планируемому содержанию, может потребоваться экспромт, и тогда оратор опирается на имеющиеся знания в разных областях, авторитетные имена, факты научных исследований. Предугадать все нельзя. Поэтому совет здесь может быть только один: читать как можно больше литературы, хорошей и разной, учиться вести диалог на различные темы, аргументированно высказывать свое мнение, слушать доводы собеседника. Также огромную роль играет умение логично и последовательно донести информацию до слушателей. Этот навык хорошо отрабатывается с учащимися школ при пересказе текстов, написании сочинений и изложений. Но если мы говорим об устной речи, то в помощь оратору можно рекомендовать составление плана выступления. Необходимо мысленно проговорить, с какой информации надо начать выступление, как продолжить и чем завершить, чтобы не потерять ту главную идею, ради которой это выступление и было задумано.

Третий компонент – психологический. Страх выступления перед аудиторией, неуверенность в себе удается преодолеть не всем. Возможно, кому-то потребуется помощь квалифицированного психолога. Но для начала любой оратор может попробовать справиться с данной проблемой самостоятельно. Есть большой страх, а теперь попробуем разложить его на составляющие и поработать с выделенными частями. Страшно, что губы и язык не слушаются, ноги не идут? Перед выступлением делаем 10 глубоких вдохов и медленных выдохов, сжимаем сильно-сильно руки в кулак, затем расслабляем кисти и трясем ими внизу и над головой. Также сжимаем и разжимаем губы, надуваем и сдуваем щеки, хмурим лоб.

Главное, чтобы напряжение мышц сменилось расслаблением. Дальше пьем немного воды, говорим любую скороговорку и выходим выступать. Страшно, что забудете, о чем нужно говорить, какие-то даты? Придумайте ассоциации, которые помогут вспомнить, напишите тезисы выступления – только то, что значимо. Психологически такая «шпаргалка» очень успокаивает. Страшно, что аудитория настроена враждебно или вас не будут внимательно слушать? Вы всегда можете смотреть в зал чуть поверх голов или найти человека, который вам эмоционально приятен, и, выступая, обращать внимание только на его эмоциональный отклик. Такой прием помогает даже опытным ораторам при сложных и неоднозначных докладах.

И еще один совет для молодых людей, не стремящихся выступать на аудитории. Умение красиво и правильно говорить ценилось во все времена. Встречаетесь ли вы с друзьями на улице, общаетесь ли онлайн – учитесь говорить на разные темы. Пересказывайте прочитанные книги, новости, делитесь своими размышлениями на волнующие вас темы, отстаивайте свое мнение. Общение – единственная роскошь, без которой нельзя жить. А инструментом общения является речь человека. И насколько красивое произведение на этом инструменте удастся исполнить, зависит только от самого оратора. Удачи всем на этом нелегком, но очень интересном пути. Дорогу осилит идущий!

Ольга ПРЕСНОВА, методист Городского психолого-педагогического центра, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте