search
main
0

Развитие творческого воображения и эмпатии, арт-терапия: о важности искусства в воспитании детей рассказали в РАО

О роли искусства в современном обществе и его значимости в обучении и воспитании детей рассказала доктор педагогических наук, руководитель Центра совершенствования методик преподавания дисциплин Российской академии образования Екатерина Акишина.

Фото: pixabay.com

Можно ли говорить о том, что искусство является особой формой познания? Для чего человеку необходимо искусство? Надо ли знакомить ребенка с произведениями музыки, живописи, театра и кино? По мнению Екатерины Михайловны, эти вопросы звучат риторически, ведь любой взрослый скажет, что искусство необходимо. Однако от молодежи сегодня все чаще слышно, что искусство не так важно, как пытаются это представить. Что можно ответить?

Екатерина Акишина представляет искусство как воздух: «Мы не думаем каждую секунду о том, что дышим. Нас интересуют другие, более важные, вещи. Но как только мы лишаемся воздуха, то начинаем задыхаться». Она обратила внимание на обычных людей, которые пользуются результатами творчества профессионалов и сделала акцент на педагогических аспектах искусства.

Спикер напомнила, что культуролог и литературовед Юрий Лотман писал: «Необходимость искусства очевидна. Оно дает возможность человеку пройти не пройденной дорогой, пережить не пережитое в реальном мире, дает опыт того, что не случилось. То есть искусство – вторая жизнь».

Мы привыкли, что наука и искусство – два разных мира. Бытует мнение, что люди науки кардинально отличаются от людей искусства. Вся наука стоит на логическом описании мира, но это может быть препятствием к получению новых знаний. Есть типы информации и виды знаний, которые в компьютерную модель не уложатся никогда, бесполезно их туда помещать. Гениальные изобретения делаются на уровне чувственного и образного познания. Немецкий философ Фридрих Шиллинг еще в 18 веке определил искусство как высшую форму познания, придя к выводу, что истина не может быть выражена рациональным понятием. Поэтому не наука, а искусство является высшим проявлением духовной деятельности человека.

Великий композитор Альфред Шнитке утверждал: чтобы в раковине, лежащей на дне океана, образовалась жемчужина, нужна песчинка — что-то «неправильное». Как замечал Альберт Эйнштейн, умеющий мыслить нестандартно, физика раскрывает неизвестное в природе, а музыка – в человеческой душе. Это два метода познания мира. В искусстве все происходит по принципу нарушения правил. В результате ребенок учится мыслить не только правильно, но и оригинально.

Как отмечает Екатерина Михайловна, человек любой профессии сегодня должен быть творческим. Но когда заходит разговор о развитии креативности и творчества, встает вопрос: насколько креативность и творчество – одно и то же? Суть вроде бы одинакова, но чувствуются различные смыслы. Слово «креативность» является неологизмом, оно пришло в нашу речь из английского языка от слова, которое означает творчество как процесс и как свойство личности. Спикер обращает внимание: творчество – это процесс человеческой деятельности, итогом которого становится качественно новая материальная или духовная ценность. Креативность – это творческие способности индивида, характеризующаяся готовностью к созданию принципиально новых идей. Творческие люди – это художники, модельеры, писатели, фотографы. Креативные люди эффективно проявляют себя в таких сферах деятельности, как дизайн, реклама, менеджмент. Креативность – это что-то более материальное, ориентированное на бизнес. Творчество отличается высоким уровнем духового и возвышенного.

Екатерина Акишина. Фото: кадр из видео РАО/ ВК

Развивать творческое начало и креативность необходимо с начала дошкольного возраста через искусство и художественное творчество. Воображение, как говорил Альберт Эйнштейн, важнее знаний, поскольку знания ограничены, а воображение охватывает целый мир. Занимаясь творческим воображением, человек создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других, и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Эти созданные идеи и вещи не имеют аналогов. Творчество и воображение имеют тесную связь, роль воображения в творчестве уникальна.

Еще одним важным аспектом искусства является развитие эмпатии – способности человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя и радости, умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. Искусство тесно связано с нашими эмпатическими способностями. Во всех видах искусства зритель объединяет личный опыт с опытом автора. Общение с произведением искусства должно основываться на диалоге. Михаил Бахтин разграничивал два фундаментальных типа диалога: авторитарный дискурс (с признанием мнения авторитетов) и внутренне убедительный дискурс (собственные ощущения, которые появляются в диалоге с произведениями искусства).

Можно говорить об эмоциональном интеллекте – сумме навыков человека для понимания эмоций, намерений желаний и мотивации других людей и своих собственных. Это также способность управлять своим эмоциями и эмоциями других, чтобы решать практические задачи.

В динамичном мире, полном стрессовых ситуаций, все актуальнее становится использование искусства как арт-терапии. Подростки с трудом выстраивают социальные контакты, что влияет и на учебу, и на формирование сценариев дальнейшей жизни. Арт-терапия позволяет справиться с замкнутостью и депрессивностью. Такой эффект дает любое занятие искусством: музицирование, рисование, посещение театра.

Последнее время появилось огромное количество информации о нейросетях, которые уже пишут контрольные и дипломные работы. Новое всегда завораживает. Сегодня, когда ИИ показывает хорошую обучаемость, мы с интересом наблюдаем за творчеством нейросети.

Актуальной становится дискуссия, как повлияет нейросеть на дальнейшее развитие художественного творчества. Еще в 2018 году мир искусства взорвался новостью: искусственный интеллект теперь умеет рисовать. Созданный им портрет был продан на аукционе за 432,5 тыс. долларов. Само изображение было не слишком ценным с точки зрения живописи, но факт обучаемости ИИ впечатлил. В 2022 году прошла выставка картин, сделанных нейросетью. Они были выполнены по заданному описанию, одна из них – путем считывания мозговых волн, сигналов тела художника.

Фото: pixabay.com

В декабре 2022 года в сообществе цифровых художников прошла акция протестов против распространения изображений, созданных нейросетью. Сегодня огромной проблемой становится качество творческого продукта от нейросети. Она недавно замахнулась на музыкальную классику и завершила Десятую симфонию Бетховена (по оставленным композитором наброскам). Для распознавания авторского стиля нейросеть ознакомили с некоторыми сонатами и концертами композитора. На завершение симфонии у нейросети ушло полгода.

Музыка получилась похожей на авторскую, но в ней нет чувств и эмоций. Искусство – это представление действительности сквозь призму эмоционального состояния. А нейросеть – просто копирка. У нее нет эмоциональных переживаний, осмысления, фантазии, жизненного опыта, переработанного творческим воображением. Нейросеть может придумать лица людей, которых не существует, фантазируя их в жестких рамках данных, которым ее обучили. Роботы не могут придать предметам значение, а произведениям – глобальную культурную ценность.

Возникает вопрос: как в современном мире обучать детей? Мы не можем запретить ИИ, гаджеты и программы. Для воспитания молодежи мы должны понимать, что искусство и творчество спасут человечество. Екатерина Михайловна подчеркнула, что детям важно осваивать художественное творчество.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте