search
main
0

Развитие территориальной системы образования. Что и как нужно делать

Основным посредником между образовательным учреждением общего образования и обучающимся выступают родители. Непосредственно или участвуя в различных объединениях (комитетах, ассоциациях, советах), они согласуют условия взаимодействия обучающихся и педагогических коллективов. Как законные представители учащихся, они вправе предъявлять требования к образовательному учреждению, выполняя тем самым роль заказчиков. Оплачивая дополнительные образовательные услуги, родители становятся плательщиками.

Продолжение.Начало в №№5-7, 9, 11-12, 14

Руководителям образования очень важно определить существующие и возможные позиции различных коммерческих структур, учреждений, общественных и других организаций, поскольку они могут выступать плательщиками, партнерами, поставщиками, посредниками или конкурентами. Заинтересовав во взаимодействии находящееся по соседству предприятие, можно вступить с ним в партнерские отношения. Можно конкурировать с негосударственными организациями образования за платные образовательные услуги, а можно «поделить рынки» или договориться о сотрудничестве. Вообще, чем более «насыщенными» являются взаимоотношения системы образования с субъектами внешней среды, то есть чем больше ролей играют субъекты по отношению к системе образования или входящим в нее учреждениям (естественно, за исключением позиции конкурента), тем на большие ресурсы может рассчитывать руководитель или орган управления.

Прежде всего руководителю необходимо определить заказчиков и потребителей своей организации. Именно их запросы необходимо учитывать в первую очередь при определении целей развития.

2.4.2. Запросы субъектов внешней среды

Определение позиций субъектов внешней среды в отношении образовательных услуг является первым шагом в разработке стратегии. Процесс оформления целей изменения или целей развития территориальной образовательной системы в сущности является процессом согласования видения будущего системы ее руководителями с запросом субъектов внешней среды. В одной ситуации руководителям придется отказаться на время от определенной части своего видения (отложить исполнение части своих желаний на некоторый срок), в другой – потребуется расширить свое видение, в третьей – могут почти отсутствовать точки совпадения видения и потребностей среды.

Принципиальная последовательность этапов формулирования целей развития системы образования будет, однако, одинаковой:

1) определение субъектов внешней среды, имеющих или могущих иметь интерес к результатам деятельности территориальной системы образования;

2) определение позиций субъектов внешней среды по отношению к территориальной системе;

3) определение запроса внешних субъектов (прежде всего заказчиков и потребителей) к системе и ее структурным элементам;

4) формулирование (на базе или с учетом видения) целей как согласованного с внешним запросом предназначения территориальной системы образования.

Классификация субъектов внешней среды, анализ потребностей могут проводиться разными способами. Руководителям и специалистам территориальных органов управления важно понимать логику и технологию подобной работы. Важно четко разграничить позиции внешних субъектов. По итогам изучения реального запроса выделенных субъектов (в форме анкетирования, интервьюирования, индивидуальных собеседований, фокус-групп) необходимо сформулировать (оформить) их потребности в образовательных услугах как можно лаконичнее и конкретней. В формулировку целей необходимо включить не только видение руководителей системы образования, но и описание конечных результатов деятельности системы, в которых заинтересованы внешние субъекты. Подобный подход позволит учесть как представления руководителей о предназначении территориальной системы, так и требования внешней среды. (См. кейс 2).

Лев ФИШМАН, Валерий ДУДНИКОВ

Продолжение следует

Кейс 1. Мнения руководителей и специалистов муниципальных органов образования относительно потребителей и заказчиков образовательных услуг

На многочисленных семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием чаще всего называли следующие субъекты внешней среды своих систем образования в качестве потребителей и заказчиков образовательных услуг.

Потребители:

обучаемые;

взрослые-клиенты;

Заказчики:

родители;

попечительские советы;

муниципалитеты;

средства массовой информации;

работодатели;

религиозные, общественные организации и политические партии;

учреждения профессионального образования;

Министерство образования и науки РФ;

государственный орган управления субъекта РФ.

Кейс 2. Формулирование запросов потребителей и заказчиков образовательных услуг руководителями и специалистами муниципальных органов образования

На многочисленных семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием чаще всего формулировали запросы потребителей и заказчиков подведомственных систем образования примерно следующим образом (приведены субъекты внешней среды, наиболее часто упоминаемые в качестве заказчиков; запросы приведены в отношении подсистемы общего образования):

Государство

Министерство образования и науки РФ и государственный орган управления субъекта РФ:

доступность качественного образования;

эффективность использования ресурсов системы образования;

реализация государственных стандартов;

индивидуализация образования путем профилизации старшей ступени;

сформированность ключевых компетентностей;

компьютерная грамотность.

Общество

Муниципалитет:

ориентированность выпускников на местный рынок труда;

отсутствие проблем от образования;

возможность гордиться за успехи образования;

поддержка на выборах;

бесплатное участие в социальных акциях;

эффективное использование ресурсов.

Родители:

подготовленность к профессиональному образованию (к поступлению в учреждение профессионального образования);

комфортность условий (по возрасту);

понимание, уважение детей;

удовлетворение интересов детей;

возможность гордиться детьми;

«хороший учитель»;

документ об образовании;

сохранение здоровья детей;

отсутствие перегрузок;

возможность не беспокоиться за детей («камера хранения»).

Работодатели:

доступ к ресурсам системы образования;

мотивированность выпускников на работу;

психическое и физическое здоровье выпускников;

умение выпускников самостоятельно решать проблемы;

коммуникабельность выпускников;

умение выпускников учиться.

Учреждения профессионального образования:

абитуриенты (ориентированность выпускников на учреждение);

подготовленность к обучению;

доступ к ресурсам системы образования.

Личность

Учащиеся:

комфортность условий (в соответствии с возрастом);

понимание, уважение;

удовлетворение интересов;

досуг, развлечение;

общение;

признание;

свобода выбора;

отсутствие перегрузок.

Взрослые – клиенты:

образовательные услуги;

доступ к ресурсам учреждений системы образования;

развлекательные услуги;

оздоровительные услуги.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте