Основным посредником между образовательным учреждением общего образования и обучающимся выступают родители. Непосредственно или участвуя в различных объединениях (комитетах, ассоциациях, советах), они согласуют условия взаимодействия обучающихся и педагогических коллективов. Как законные представители учащихся, они вправе предъявлять требования к образовательному учреждению, выполняя тем самым роль заказчиков. Оплачивая дополнительные образовательные услуги, родители становятся плательщиками.
Продолжение.Начало в №№5-7, 9, 11-12, 14
Руководителям образования очень важно определить существующие и возможные позиции различных коммерческих структур, учреждений, общественных и других организаций, поскольку они могут выступать плательщиками, партнерами, поставщиками, посредниками или конкурентами. Заинтересовав во взаимодействии находящееся по соседству предприятие, можно вступить с ним в партнерские отношения. Можно конкурировать с негосударственными организациями образования за платные образовательные услуги, а можно «поделить рынки» или договориться о сотрудничестве. Вообще, чем более «насыщенными» являются взаимоотношения системы образования с субъектами внешней среды, то есть чем больше ролей играют субъекты по отношению к системе образования или входящим в нее учреждениям (естественно, за исключением позиции конкурента), тем на большие ресурсы может рассчитывать руководитель или орган управления.
Прежде всего руководителю необходимо определить заказчиков и потребителей своей организации. Именно их запросы необходимо учитывать в первую очередь при определении целей развития.
2.4.2. Запросы субъектов внешней среды
Определение позиций субъектов внешней среды в отношении образовательных услуг является первым шагом в разработке стратегии. Процесс оформления целей изменения или целей развития территориальной образовательной системы в сущности является процессом согласования видения будущего системы ее руководителями с запросом субъектов внешней среды. В одной ситуации руководителям придется отказаться на время от определенной части своего видения (отложить исполнение части своих желаний на некоторый срок), в другой – потребуется расширить свое видение, в третьей – могут почти отсутствовать точки совпадения видения и потребностей среды.
Принципиальная последовательность этапов формулирования целей развития системы образования будет, однако, одинаковой:
1) определение субъектов внешней среды, имеющих или могущих иметь интерес к результатам деятельности территориальной системы образования;
2) определение позиций субъектов внешней среды по отношению к территориальной системе;
3) определение запроса внешних субъектов (прежде всего заказчиков и потребителей) к системе и ее структурным элементам;
4) формулирование (на базе или с учетом видения) целей как согласованного с внешним запросом предназначения территориальной системы образования.
Классификация субъектов внешней среды, анализ потребностей могут проводиться разными способами. Руководителям и специалистам территориальных органов управления важно понимать логику и технологию подобной работы. Важно четко разграничить позиции внешних субъектов. По итогам изучения реального запроса выделенных субъектов (в форме анкетирования, интервьюирования, индивидуальных собеседований, фокус-групп) необходимо сформулировать (оформить) их потребности в образовательных услугах как можно лаконичнее и конкретней. В формулировку целей необходимо включить не только видение руководителей системы образования, но и описание конечных результатов деятельности системы, в которых заинтересованы внешние субъекты. Подобный подход позволит учесть как представления руководителей о предназначении территориальной системы, так и требования внешней среды. (См. кейс 2).
Лев ФИШМАН, Валерий ДУДНИКОВ
Продолжение следует
Кейс 1. Мнения руководителей и специалистов муниципальных органов образования относительно потребителей и заказчиков образовательных услуг
На многочисленных семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием чаще всего называли следующие субъекты внешней среды своих систем образования в качестве потребителей и заказчиков образовательных услуг.
Потребители:
обучаемые;
взрослые-клиенты;
Заказчики:
родители;
попечительские советы;
муниципалитеты;
средства массовой информации;
работодатели;
религиозные, общественные организации и политические партии;
учреждения профессионального образования;
Министерство образования и науки РФ;
государственный орган управления субъекта РФ.
Кейс 2. Формулирование запросов потребителей и заказчиков образовательных услуг руководителями и специалистами муниципальных органов образования
На многочисленных семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием чаще всего формулировали запросы потребителей и заказчиков подведомственных систем образования примерно следующим образом (приведены субъекты внешней среды, наиболее часто упоминаемые в качестве заказчиков; запросы приведены в отношении подсистемы общего образования):
Государство
Министерство образования и науки РФ и государственный орган управления субъекта РФ:
доступность качественного образования;
эффективность использования ресурсов системы образования;
реализация государственных стандартов;
индивидуализация образования путем профилизации старшей ступени;
сформированность ключевых компетентностей;
компьютерная грамотность.
Общество
Муниципалитет:
ориентированность выпускников на местный рынок труда;
отсутствие проблем от образования;
возможность гордиться за успехи образования;
поддержка на выборах;
бесплатное участие в социальных акциях;
эффективное использование ресурсов.
Родители:
подготовленность к профессиональному образованию (к поступлению в учреждение профессионального образования);
комфортность условий (по возрасту);
понимание, уважение детей;
удовлетворение интересов детей;
возможность гордиться детьми;
«хороший учитель»;
документ об образовании;
сохранение здоровья детей;
отсутствие перегрузок;
возможность не беспокоиться за детей («камера хранения»).
Работодатели:
доступ к ресурсам системы образования;
мотивированность выпускников на работу;
психическое и физическое здоровье выпускников;
умение выпускников самостоятельно решать проблемы;
коммуникабельность выпускников;
умение выпускников учиться.
Учреждения профессионального образования:
абитуриенты (ориентированность выпускников на учреждение);
подготовленность к обучению;
доступ к ресурсам системы образования.
Личность
Учащиеся:
комфортность условий (в соответствии с возрастом);
понимание, уважение;
удовлетворение интересов;
досуг, развлечение;
общение;
признание;
свобода выбора;
отсутствие перегрузок.
Взрослые – клиенты:
образовательные услуги;
доступ к ресурсам учреждений системы образования;
развлекательные услуги;
оздоровительные услуги.
Комментарии