search
main
0

Развитие территориальной системы образования. Что и как нужно делать

3.3. Проблемный анализ. При стратегическом анализе руководителям целесообразно использовать еще и, например, метод проблемного анализа.

Продолжение.Начало в №№5-7,9,11,12,14-16,18

Дело в том, что если стратегические задачи, связанные с поддержанием «сильных сторон» и использованием внешних «возможностей» организации, формулируются руководителями достаточно легко, то задачи, связанные с устранением «слабых сторон» и «угроз», определяются гораздо сложнее и требуют дополнительной проработки, поскольку зачастую нужно установить причины выявленных препятствий.

Подобные примеры рассмотрены выше. Действительно, региональный орган управления образованием может фиксировать «слабость»: во многих муниципалитетах не хватает средств на выплату заработной платы учителям. Ну и что? Какую задачу ставить, если не выяснить, почему не хватает средств?

Есть и еще одна причина того, что знаний слабых сторон и угроз не всегда достаточно для разработки стратегии органа управления большой организации (а территориальная система образования является именно большой организацией). Предположим, вы выявили следующую слабость своей территориальной системы образования: во многих школах учителя не готовы формировать ключевые компетентности. Что означает это для органа управления? Найм учителей на работу, так же как и управление нанятым персоналом, – компетенция директора, а не органов управления. Конечно, если такая ситуация во всех или в большинстве школ территории, то органу управления нужно что-то делать, но что? Ответ на этот вопрос невозможно получить, если не научиться формулировать и разделять проблемы.

В связи с этим при проведении стратегического анализа руководители могут сформулировать проблемы своей организации на основе выявленных «слабостей» и «угроз». Формулировки проблем позволят руководителям более точно указать на несоответствие внутренних и внешних факторов новым целям и тем самым помочь более конкретно сформулировать стратегические задачи.

Управленческая проблема есть указание на препятствие для достижения идеальной (описываемой долгосрочными целями) ситуации, причем проблема всегда субъектна, то есть в формулировке должен указываться субъект, в компетенции которого эту проблему решить.

Составление структуры проблем («дерева» проблем) позволяет руководителям территориальной системы образования определить сложность движения к намеченным целям, а с другой стороны, дает основание для формулировки стратегических задач как «мостика» между целями и сегодняшним состоянием системы. Построение «дерева» проблем осуществляется последовательно в несколько этапов:

разделение проблем на внешние и внутренние,

структурирование внутренних проблем (для чего существуют различные технологии),

разделение внешних проблем на частично решаемые и нерешаемые.

3.3.1. Формулирование проблем

Следует детальнее обсудить само понятие управленческой проблемы. Прежде всего заметим, что не любая трудность является проблемой с управленческой точки зрения. Под проблемой понимается указание на препятствие для достижения цели (целей). Кроме того, что формулировка проблемы должна содержать указание на субъект ее решения, она также должна давать четкое представление о ситуации, когда проблема будет решена.

«Недостаточно денег» – не является управленческой проблемой, поскольку:

1) из формулировки непонятно, для чего (достижения какой цели) не хватает финансовых средств;

2) не назван субъект, который должен проблему решать;

3) не понятна идеальная ситуация, то есть ситуация, когда проблема будет решена: что означает «хватает денег»? Ведь известно, что не хватает денег всем и всегда.

Другое дело – проблема: «Руководитель образовательного учреждения не привлекает дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для реализации интересов обучаемых, и возможности выбора ими образовательных программ». Из формулировки ясно видно: какую цель (цели) руководитель хочет достичь, почему эту цель невозможно реализовать, кто должен решать проблему. Тот факт, что «руководитель образовательного учреждения не привлекает дополнительные финансовые ресурсы», является препятствием для достижения сразу нескольких целей, среди которых – удовлетворение запросов субъектов внешней среды.

Другой распространенной ошибкой является подмена управленческой проблемы констатацией каких-либо фактов, например, фактов недостижения тех или иных целей. Типичным примером может служить формулировка следующей «проблемы»: «в образовательном учреждении здоровье детей ухудшается». Мы имеем дело с констатацией факта невыполнения одного из запросов субъектов внешней среды – родители имеют запрос, который был сформулирован следующим образом: «сохранение здоровья детей». Но мы лишь констатируем, что этот запрос не реализуется, а не отвечаем на вопрос: почему не реализуется?

Существует множество причин-препятствий для достижения этого результата, одна из которых могла бы быть сформулирована в виде следующей проблемы: «Педагоги школы психологически не готовы к использованию здоровьесберегающих технологий, что ведет к ухудшению здоровья учащихся».

Еще пример неправильной формулировки проблемы: «Не хватает высококвалифицированных педагогов». Проблема сформулирована некорректно, поскольку нет субъекта решения. Не хватает педагогов, имеющих квалификацию для достижения каких целей? Кроме того, следует иметь в виду, «высококвалифицированным» педагогам надо платить столько, чтобы не ушли…

Другое дело, если проблема сформулирована, например, так: «Руководитель ОУ не обеспечивает образовательный процесс кадрами, способными реализовывать профильное обучение в старших классах».

В заключение этого раздела приведем крылатую фразу специалистов по управленческому консультированию: не бывает нерешаемых проблем, бывают плохо сформулированные проблемы.

3.3.2. Разделение проблем

Основным, что отделяет внешние проблемы от внутренних, можно считать границу компетенции органа управления территориальной системы образования. Те проблемы, которые орган управления может решить самостоятельно, являются его внутренними проблемами. К внешним относятся проблемы, которые орган управления не имеет возможности решать или может найти решение, согласуя его с кем-либо из субъектов внешней среды.

Однако при формулировании внутренних проблем территориальной системы образования важно различать проблемы входящих в систему образования учреждений (внутренние проблемы образовательных учреждений) и проблемы территориальной системы образования, решаемые органом управления, то есть те проблемы, которые можно назвать системными. Понятно, что и здесь основным критерием их разделения является граница компетенций, только теперь – компетенций руководителя образовательного учреждения и компетенций территориального органа управления образованием.

Внешние проблемы образовательных учреждений можно разделить на те проблемы, решение которых находится в компетенции органа управления, и проблемы, которые территориальный орган управления сам решить не полномочен (см. схему на рис. 1).

В реальности в большинстве регионов России ситуация несколько сложнее. Дело в том, что большинство образовательных учреждений – муниципальные, а потому есть внутренние проблемы учреждений, есть проблемы муниципальной системы образования, подлежащие решению ее органом управления, есть проблемы региональной системы образования, подлежащие решению уже ее органом управления. Наконец, есть внешние проблемы. Для образовательных учреждений внешними являются все проблемы, решение которых находится за границами компетенции их руководителей. Для муниципальных систем образования внешние – это те проблемы, которые не может самостоятельно решить муниципальный орган управления. Наконец, внешними для региональной системы образования можно считать все проблемы, которые неподвластны региональному органу управления.

Другое дело, что не все внешние проблемы нижестоящего уровня управления обязательно являются внутренними проблемами вышестоящих органов управления образованием.

3.4. Проблемы различных субъектов управления территориальной системы образования

Внутренние проблемы, которые призван решать, например, муниципальный орган управления образованием, разделяются на две группы. Одна из них возникает как совокупность проблем органа управления в связи с проблемами, не решаемыми всеми образовательными учреждениями муниципальной системы образования или их значительным числом. Вторая группа проблем представляет собой проблемы муниципальной системы образования, изначально подлежащие решению именно органом управления, то есть те проблемы, которые можно назвать системными.

3.4.1. Проблемы образовательных учреждений

Чтобы можно было сформулировать первую группу проблем органов управления образованием, необходимо прежде всего сформулировать проблемы самих образовательных учреждений.

Кейс №1. Формулировки внутренних проблем муниципальных образовательных учреждений

На многочисленных семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием формулировали очень похожие проблемы муниципальных образовательных учреждений. Ниже мы приводим наиболее часто упоминаемые из них. В тех случаях, когда препятствие, на которое указывала та или иная проблема, оказывалось значимым для реализации многих запросов из предварительно разработанного списка, перечислялись не все эти запросы, а указывалось «новые результаты».

1. Руководители образовательных учреждений не имеют профессиональной подготовки, необходимой для достижения новых результатов.

2. Руководители образовательных учреждений не обеспечивают кадрами внедрение профильного обучения.

3. Администрации школ организуют образовательный процесс с перегрузкой учащихся, что приводит к ухудшению их здоровья.

4. Педагоги технологически не готовы к достижению новых результатов.

5. Психологическая неготовность определенной части руководителей школ к изменениям не позволяет достигать новых результатов.

6. Руководители образовательных учреждений не обеспечивают материально-техническую базу, позволяющую достичь новых результатов.

7. Несамостоятельность руководителей в решении хозяйственных вопросов препятствует эффективному использованию ресурсов для достижения новых результатов.

8. Руководители образовательных учреждений не обеспечивают финансами профильное обучение.

9. Администрация ОУ не ориентирует повышение квалификации своих педагогов на достижение ими новых результатов.

10. Администрация ОУ не обеспечивает финансовыми средствами безопасность жизни и сохранение здоровья детей.

11. Педагоги психологически не готовы к изменениям, что не позволяет достигать новых результатов.

12. Руководители школ не ориентируют работу психолога на достижение новых результатов.

13. Руководители школ не умеют ставить перед педагогами конкретные задачи, связанные с достижением ими новых результатов.

14. Осуществляемый руководителями школ контроль не ориентирует педагогов на достижение новых результатов.

15. Администрация ОУ не распределяет эффективно информационные ресурсы для обеспечения свободного доступа к ним детей и взрослых клиентов.

Необходимо отметить, что во всех кейсах учебных материалов авторами сделана минимальная редакторская правка проблем, сформулированных руководителями и сотрудниками муниципальных и региональных органов управления образованием. Более того, эти проблемы приведены «в разбивку» – примерно в том же порядке, в каком они и формулировались на семинарах.

Лев ФИШМАН, Валерий ДУДНИКОВ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте