В кейсе №1 вы можете увидеть примеры перевода вашими коллегами сформулированных ими проблем муниципальных органов управления образованием (кейсы №2 и №3 предыдущего учебного элемента) в стратегические задачи этих органов.
Продолжение. Начало в №№5-7, 9, 11-12, 14-16, 18-20, 21, 23-24
Кейс №1. Формулирование стратегических задач территориального органа управления образованием
На семинарах, проведенных авторами в различных регионах России, руководители и специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием обычно легко переводили сформулированные внутренние проблемы в стратегические задачи муниципальных органов управления образованием. Некоторые семинары проводились с работниками территориальных подразделений региональных органов управления образованием, которым подведомственны и учреждения НПО.
Стратегические задачи территориального органа управления
из анализа причин проблем образовательных учреждений
1. Ориентировать работу с педагогическими кадрами образовательных учреждений на достижение новых результатов.
2. Ориентировать кадровую политику в отношении руководителей образовательных учреждений на обеспечение достижения новых результатов.
3. Обеспечить переход образовательных учреждений на законную хозяйственную самостоятельность с целью увеличения поступления в систему ресурсов, необходимых для достижения новых результатов.
4. Эффективно распределять ресурсы в сети образовательных учреждений с целью обеспечения достижения новых результатов.
из анализа проблем системы образования, которые призван решать орган управления
5. Изменять структуру сети с целью рационального использования ресурсов для обеспечения доступности и повышения качества образования.
6. Изменять механизм финансирования ОУ с целью снятия ограничений у руководителей в маневрировании ресурсами для достижения новых результатов.
7. Рационально размещать детей в учреждениях образовательной сети для обеспечения комфортных и безопасных условий образовательного процесса.
8. Ориентировать организацию повышения квалификации кадров в территории на обеспечение их подготовки к удовлетворению разнообразных запросов субъектов внешней среды.
9. Изменять структуру сети для рациональной и экономичной организации профильного обучения.
10. Задействовать механизм изучения образовательных потребностей детей и взрослых клиентов с целью эффективного информирования ОУ об изменяющихся запросах.
11. Использовать критерии оценки деятельности руководителей ОУ, мотивирующие их на удовлетворение изменяющегося запроса к образованию.
12. Модернизировать требования, предъявляемые к ОУ, с целью ориентации их руководителей на изменение образовательной деятельности.
13. Использовать механизмы концентрации эксклюзивных и дорогостоящих ресурсов для повышения эффективности деятельности сети.
14. Применять механизмы управления образованием, способствующие развитию конкуренции образовательных учреждений, с целью повышения их заинтересованности в удовлетворении разнообразных интересов детей.
15. Изменять структуру образовательной сети для обеспечения условий обучения, соответствующих потребностям детей разного возраста.
16. Органу управления организовывать участие детей в социальных мероприятиях с целью формирования у них ключевых компетенций (умение решать проблемы, умение работать в команде).
17. Аппарату управления обеспечивать интеграцию общего и дополнительного образования, необходимую для удовлетворения интересов детей.
18. Органу управления согласовывать требования к учреждениям общего и начального профессионального образования при переходе учащихся.
19. Использовать механизмы привлечения внебюджетных средств в сети учреждений с целью расширения возможностей учреждений общего, дополнительного и начального профессионального образования в обеспечении доступности и повышении качества образования.
20. В территориальной сети применять механизмы ориентации деятельности образовательных учреждений на удовлетворение социального запроса.
21. Аппарату управления ориентировать работу психологов на достижение ОУ новых результатов.
22. Органу управления упорядочить количество и характер запрашиваемой у ОУ отчетной информации с целью рационализации их деятельности по достижению новых результатов.
23. Изменять осуществляемый органом управления контроль для ориентации руководителей учреждений общего и дополнительного образования на задачу формирования ключевых компетентностей учащихся.
24. Органу управления организовать информирование педагогического сообщества о целях модернизации образования для обеспечения осознания руководителями и педагогами необходимости достижения новых результатов.
25. Формировать конкретный запрос к учреждениям дополнительного профессионального образования на повышение квалификации кадров с целью обеспечения подготовки педагогов и руководителей к изменению деятельности образовательных учреждений.
26. Обеспечивать технологическую подготовку специалистов аппарата управления для эффективной реализации изменений в сети образовательных учреждений.
27. Изменять структуру аппарата с целью обеспечения эффективной реализации задач по модернизации образования.
28. Изменять механизм аттестации учреждений общего, дополнительного и начального профессионального образования для ориентации деятельности их персонала на изменение взаимодействия по обеспечению доступности и повышению качества образования.
29. Изменять подходы к организации дополнительного образования детей для более эффективного удовлетворения разнообразных интересов детей и подростков.
30. Полноценно использовать механизмы согласования потребностей рынка труда с услугами учреждений начального профессионального образования в целях переориентации их деятельности на изменяющуюся структуру востребованных профессий.
31. Органу управления разрабатывать стратегию развития территориальной системы образования, согласованную с государственной политикой, для предоставления возможности руководителям образовательных учреждений разрабатывать собственные планы реализации изменений.
32. Использовать механизмы общественно-государственного управления образованием с целью согласования социального запроса к образованию.
33. Органу управления обеспечивать проведение маркетинговых исследований для переориентации деятельности образовательных учреждений на удовлетворение социального запроса.
34. Децентрализовать организацию питания школьников с целью оптимального использования имеющихся и привлечения дополнительных ресурсов для обеспечения его разнообразия.
35. Использовать возможности влияния родителей на деятельность образовательных учреждений с целью переориентации их деятельности на социальный запрос.
36. Рационализировать использование ресурсов сети образовательных учреждений для обеспечения качественной подготовки учащихся к получению профессионального образования.
Кроме очевидных погрешностей в формулировках, список страдает дефектом, отмечавшимся нами ранее при анализе внутренних проблем. Действительно, задачи, представленные в списке, разного уровня. Некоторые из них – настоящие стратегические задачи, для решения которых требуются значительные усилия и время. Другие скорее следовало бы отнести к задачам по реализации стратегических. Наконец встречаются и конкретные задачи, которые правомерно отнести к действиям. Но все это не страшно, поскольку такие дефекты легко устранить на следующем этапе разработки стратегии – этапе определения стратегических приоритетов. Там все должно встать на место. Хуже на этапах формулирования проблем и постановки задач упустить важные проблемы и не поставить действительно актуальные стратегические задачи.
4.2.2 Стратегические задачи как «сопротивление» внешним угрозам
Внешние проблемы, как мы уже говорили, не могут быть переведены в стратегические задачи путем прямой переформулировки. Ведь они потому являются внешними, что их решение находится вне компетенции данного уровня управления. Поэтому в работе с ними применяется более сложная технология.
Суть этой технологии можно увидеть на примере. Фермер, выращивающий цветы, узнает, что надвигается сильный дождь с градом, который, несомненно, погубит его посевы. Понятно, что фермер не может запретить граду сыпаться с неба – это вне его компетенции. Что остается делать?
Вариант первый: перевести внешнюю проблему во внутреннюю (или в несколько внутренних проблем), которые смогут уменьшить или снять угрозу и поставить соответствующую задачу (задачи), решение которых будет уже в компетенции фермера. Например, фермер видит проблему не в том, что надвигается град, а в том, что он не успел собрать цветы. Тогда он ставит перед собой задачу срочно их собрать (что может потребовать концентрации на этой работе всех возможных ресурсов). Но фермер может сформулировать и другую проблему: дело не в граде, а в том, что его цветник не имеет крыши. Отсюда задача – построить крышу. Да, ее решение может оказаться бесполезным сегодня (фермер, очевидно, просто не успеет). Однако стратегически – это самое правильное решение. Крыша гарантирует защиту от природных катаклизмов. Стратегически верным может оказаться и решение страховать свои посевы от ущерба, который может нанести непогода (и не только град).
Вариант второй: поставить задачу (задачи) влияния на внешнюю угрозу с целью ее уменьшения или полного преодоления. Например, фермер может обратиться в органы власти с тем, чтобы они снарядили самолет, который будет «разгонять тучи», иными словами, сделает так, чтобы град просыпался не на участок фермера, а на соседнюю рощу. Для этого он может объединиться с другими фермерами, подключить общественность, политические партии, задействовать средства массовой информации. Он может (сам или объединившись с другими фермерами) лоббировать принятие необходимого решения законодательным органом субъекта Федерации (обязывающего исполнительную власть разгонять тучи, несущие град на посевы цветов). Он может (совместно с другими фермерами) «скинуться» на «разгон туч».
Из этого шуточного примера можно сделать серьезные выводы: внешние проблемы территориального органа управления образованием переводятся в его внутренние задачи (связанные с другими, внутренними проблемами) и (или) в задачи влияния на источник проблемы (см. рисунок 4.1).
Лев ФИШМАН, Валерий ДУДНИКОВ
__________________
Сокращенное изложение учебно-консультационного пособия «Управление развитием территориальной системы образования», подготовленного Николаем Петровым, Львом Фишманом, Валерием Дудниковым и Викторией Прудниковой (М., Логос, 2005).
Комментарии