Чем руководствуется учитель, выбирая учебник, по которому будет преподавать? Конечно, многим. Это и содержание, и способ подачи нового материала, и характер практических заданий, и удобство методического аппарата, и даже оформление книги. Найти идеальный учебник, удовлетворяющий всем требованиям взыскательного учителя, очень трудно. Но хорошие книги есть. Хочется поделиться впечатлениями о работе по новому учебнику В.В. БАБАЙЦЕВОЙ для классов филологического профиля. Учебник «Русский язык. 10-11 классы» вышел в издательстве «Дрофа» в 2004 году, а этим летом закончили школу первые одиннадцатиклассники, занимавшиеся по нему полный курс. Результаты порадовали, и думается, что большую роль в успехах выпускников сыграл названный учебник. Сразу отметим, что учебник имеет гриф Министерства образования и науки Российской Федерации и полностью соответствует Стандарту образования по русскому языку профильного уровня.
СтатфактПри сдаче ЕГЭ по русскому языку 90% ребят, занимающихся по этому учебнику, получили пятерки. Примечательно, что и абитуриенты, сдававшие русский язык в вузы, тоже успешно справились с экзаменами.
Содержание учеников для углубленного или расширенного изучения любого предмета вызывает наибольшую тревогу. Бесспорно, что их научный уровень должен быть высоким, но при этом доступным и оправданным, ведь за партами школьники, а не студенты. Кто работал по книгам В.В.Бабайцевой, знает, что ее учебники разделены на две части: теоретическую и практическую. Теоретические сведения излагаются в системе, что позволяет легче ориентироваться в материале, быстрее найти нужные сведения. Не стала исключением и новая книга. Теория включает в себя несколько разделов: «Общие сведения о языке», «Русский язык – один из богатейших языков мира» (сюда вошли сведения о тексте, типах и стилях речи, синонимике русского языка и другие), «Принципы русского правописания». Отдельные параграфы посвящены новейшим вопросам лингвистики, редко освещающимся в школьном курсе: русистика на современном этапе (о перспективных направлениях лингвистической науки), особенности текстов-рассуждений в художественной речи (о медитативных текстах), роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка, история публицистического стиля, источники расширения словарного состава современного русского языка (среди них – религиозная лексика, жаргонизмы, просторечие и т.д.), авторская пунктуация и т.п. Теоретический материал написан доступным языком, с большим количеством примеров и вызывает неизменный интерес старшеклассников.
Не обходятся стороной и спорные вопросы: является =ть суффиксом или окончанием? Выделяются ли наряду с подчинительными и сочинительные словосочетания? При сопоставлении разных точек зрения учащиеся не только сами приходят к какому-либо мнению, но и учатся понимать, в чем причины разногласий ученых, проникают в сущность языковых явлений.
Большое внимание в учебнике уделяется грамматическим разборам. Это не случайно. Разбор любой языковой единицы предполагает анализ всех ее признаков, что в свою очередь способствует развитию абстрактного мышления. Интересно то, что именно с разборов начинается практическая часть учебника. Почему? В чем трудность первых уроков в 10 классе? Перед нами новые ученики, выбравшие профильный класс. Они учились по разным программам, у разных учителей. Приходится искать такую форму организации повторения, при которой за короткое время можно повторить весь курс основной (неполной) школы и создать единую базу для дальнейшей работы. И здесь обращение к разборам незаменимо. Мы не только повторяем все разделы лингвистики, но и уточняем, что именно и насколько хорошо знают наши ученики. При затруднении можно обратиться к приложению, где даны планы и образцы разборов.
Проблемой остается то, что школьный курс избегает трудных случаев. Слова для разбора подбираются всегда «разбираемые», знаки препинания в предложениях ставятся в соответствии с правилами и т.п. А ведь всем известно, что живой язык всегда богаче, большинство явлений с трудом укладывается в традиционные классификации. Если взять фрагмент текста современной (или классической) прозы, то сразу возникают проблемы и с определением частей речи, и с подчеркиванием членов предложений. А если попробовать передать на письме фрагмент устной речи? Отрадно, что в учебнике В.В.Бабайцевой предлагаются для анализа чаще нестандартные, необычные случаи, а не хрестоматийные примеры. Например, в одном из заданий предлагается прокомментировать постановку знаков препинания в предложении Слово серебро – молчание золото. Рассуждая, учащиеся пришли к выводу, что такой вариант подчеркивает противительные отношения между частями предложения, тогда как тире между подлежащим и сказуемым препятствовало бы пониманию смысла, т.е. семантический принцип пунктуации превалирует над структурным. Такие примеры можно продолжать и продолжать. Да, иногда бывает трудно с ходу дать ответ, и учителю приходится обращаться к словарям, справочникам, грамматикам. Но насколько интереснее учиться! На деле, а не на словах постигать тайны русского языка!
Кстати, об интересе к предмету. Как часто за стремлением к академичности мы забываем, что перед нами дети, пусть взрослые, но все еще дети, и они не потеряли стремления учиться играя. С удовольствием старшеклассники выполняют задания типа «Составьте как можно больше слов из букв, входящих в слово…», «Заполните лесенку словами…», «Найдите четвертое «лишнее». Такие задания способствуют развитию орфографической зоркости, так как слова, предлагаемые в них, относятся к орфографически сложным, например винегрет, прогрессивный, безмолвствовать, предпринимательство и др.
Неизменный интерес вызывает подстрочный материал, в котором приводятся афоризмы известных людей, сведения из истории слов и фразеологизмов, даются значения популярных латинских выражений. Данный материал можно использовать и для развития речи: предложить написать небольшой текст по афоризму или использовать фразеологизм в качестве заглавия.
Разнообразен текстовый материал. В заданиях использованы фрагменты и художественных и публицистических текстов, и классической и современной литературы, и прозы и поэзии. Многие тексты становятся отправной точкой для самостоятельных размышлений в виде небольших сочинений (в учебнике реализуется принцип: развитие речи – на каждом уроке). Привести все темы мини-сочинений невозможно, но достаточно назвать такие, как «Три главных слова в моей жизни», «Что я знаю о своих предках?», «Какому литературному герою я поставил бы памятник?», «Какое обращение могло бы стать общепринятым?», чтобы убедиться в необходимости свободных тем в старших классах (а не только использования уроков русского языка для написания сочинений по литературе).
Любого учителя беспокоит вопрос орфографической и пунктуационной грамотности своих учеников. Беспокоит он и автора учебника. Если в практической части предлагается уже традиционный «блоковый» подход к повторению основных правил, то в теоретической части учебника описаны принципы русской орфографии и пунктуации. Этот материал позволяет школьникам на другом уровне осознать природу орфографических и пунктуационных норм, иначе относиться к применению выученных правил на практике.
Рассказывать о том, как мы работали по новому учебнику для профильных филологических классов, можно бесконечно. Возьмем на себя смелость посоветовать: попробуйте! Надеемся, что процесс учебы будет увлекательным, а результат порадует.
Ольга САЛЬНИКОВА, кандидат педагогических наук, учитель русского языка гимназии №7,
Красногорск, Московская область
Комментарии