search
main
0

Развитие планетарного мышления старших дошкольников

Современные дети много путешествуют. Это помогает им не только расширить представление о своей стране, но и ознакомиться с жизнью народов других стран. Для нас важно, чтобы во время этих путешествий наши воспитанники не только осознавали себя гражданами России, но и помнили о том, что они – жители планеты Земля, граждане мира.

Я считаю, что воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли начинается с дошкольного возраста. У ребенка необходимо формировать чувство ответственности за все, что он делает сейчас и что предстоит ему сделать в будущем. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли возникают у него. Наша задача – сделать это общение таким, чтобы ребенок ощущал радость и желание быть вместе с людьми.

Работа по ознакомлению детей с особенностями разных стран, формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране проходит в нашей группе очень разнообразно. При активной поддержке родителей в группе создан «Уголок путешественника», в котором собрана информация о городах и странах, где побывали наши воспитанники, фотоальбомы семейных путешествий, сувениры, открытки. Дети с интересом показывают на карте мира и глобусе страны, где они побывали. Во время рассказа ребенок может выбрать необходимое средство передвижения («транспортную» игрушку: самолет, машину, корабль, поезд), составить маршрут своего путешествия.

Работая с картой и глобусом, дети получают начальные географические знания (материки и страны, реки и моря, острова и океаны, горы и леса). С большим интересом дети слушают рассказы о природе разных климатических поясов Земли. После знакомства с животным и растительным миром той или иной страны я подбираю такие игры, чтобы дошкольники смогли сами разобраться и потом объяснить зависимость роста и развития растений и животных от среды обитания, климатических условий.

Настольно-печатные, дидактические и конструкторские игры помогают детям систематизировать полученную информацию. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность сам выбрать тот вид работы, который ему интересен. Дети всегда могут нарисовать что-то по интересующей их теме, использовать тематические раскраски.

У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн. Говоря о каждом отличительном признаке, я прежде всего предлагаю детям вспомнить о российской символике. В «Уголке путешественника» есть атласы, энциклопедии, в которых ребенок по желанию может найти флаг и герб заинтересовавшей его страны.

При знакомстве с Финляндией дети узнали много нового и интересного: где живет финский Дед Мороз – Йоулупукки, что такое северное сияние, полярный день, полярная ночь, ознакомились с творчеством известной финской писательницы Туве Янсон и полюбили героев ее книг «Муми-тролль и комета», «Волшебная шляпа». При рассматривании иллюстраций они сравнивали Кафедральный собор в Хельсинки и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, растительный и животный мир Финляндии и России, отметили, что растительность отдельных районов Финляндии напоминает Карелию.

Дети рисовали северное сияние и Балтийское море, участвовали в викторинах («Страна 1000 озер», «Этот загадочный край – Лапландия»), в интеллектуальных конкурсах и играх, в постановке спектакля по мотивам финской народной сказки «Лиса-нянька».

«Путешествуя» по Швейцарии, дошкольники узнали о таких профессиях, как банковский работник, часовщик, сыровар, шоколатье. Ребята лепили символ города Берна – медведя, выполняли коллективную работу по аппликации «Снежные вершины Альп». При изучении национальной кухни Швейцарии познакомились с одной из главных «достопримечательностей» – швейцарским шоколадом. Дети слушали швейцарскую народную музыку, познакомились с народным музыкальным инструментом – альпийским рожком. Дошкольники сравнивали сюжеты швейцарских народных сказок с русскими. В группе были организованы выставки совместных работ взрослых и детей по сказкам и литературным произведениям.

После того как дошкольники познакомились со страной, мы организуем тематические досуги, которые проводятся в разной форме. Например, с большим интересом дети принимали участие в досуге «Что мы знаем о Финляндии?» (с использованием мультимедиа в музыкальном зале). В гости к ребятам «приехала» девочка из Финляндии, которая рассказала о своей стране, поиграла с ребятами в подвижную игру «Снежки» под финскую народную музыку. В свою очередь ребята поделились своими знаниями о Финляндии, участвуя в викторине. В конце досуга гостья из северной страны и дети обменялись подарками.

На итоговом досуге «Путешествие в страну сыра и шоколада» ребята совершили «путешествие» в столицу Швейцарии – Берн, «погуляли» по альпийским лугам, а в завершение «посетили кафе», где смогли попробовать одно из самых вкусных швейцарских блюд – шоколадное фондю.

Родители с удовольствием участвуют в этом процессе, проявляют большой интерес и творческий подход к совместной работе, обсуждают с детьми проблемные вопросы, например, «Чем знаменита собака по кличке Барри и почему ей поставили памятник?», помогают в изготовлении национальных костюмов, ищут познавательный материал для создания альбома по изучаемой стране, оказывают помощь в проведении досугов.

Чем разнообразнее формы проведения таких занятий, тем больше интерес у дошкольников к познанию мира и людей, живущих на нашей планете, тем больше мы способствуем формированию у дошкольников толерантного отношения к окружающим людям, любви к своей Родине, своему народу, своему городу.

E.ФИРСОВА, детский сад №1837

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте