Семь педагогических вузов России и благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее” объединились в консорциум для проведения совместных исследований, разработки и внедрения методик, направленных на развитие личностного потенциала в системе образования.
Предлагаем вашему вниманию тексты выступлений участников первого заседания Совета консорциума “Развитие личностного потенциала в образовании”.
Елена Казакова, председатель федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель программы “Цифровая платформа для персонализированного образования” БФ “Вклад в будущее”, председатель Совета консорциума:
– Идея развития личностного потенциала в системе образования для Благотворительного фонда Сбербанка “Вклад в будущее” всегда была ключевой. Собственно говоря, она всегда была ключевой и для российской системы образования. Мы отлично понимали, что образование необходимо строить таким образом, чтобы создавать максимально благоприятные условия для развития каждого ученика. И само собой разумеется, что любой проект (и проект Сбербанка, который здесь сегодня является лидирующим в этом направлении) для нас принципиально важен. Как участник в том числе ряда проектов, реализуемых Сбербанком, я не могу не поделиться одной очень важной идеей, тревогой, сомнением, может быть, и важнейшей задачей, которую мы сегодня видим по отношению к консорциуму.
Для нас очень важно воспитать то поколение учителей, для которых гармонизация двух задач (задача достижения важных для общества образовательных результатов и личного счастья и благополучия в этом процессе ученика, гармонизация достижения и радости, достижения и счастья) является ключевой задачей. Нам действительно очень важно сначала убедить учителя в том, что учиться – это здорово, что это большое счастье, что это большая удача, когда у тебя есть такая возможность, что это высочайшее удовольствие. И что можно достигать существенных результатов в процессе образования, но при этом быть энергичным, веселым, благополучным – так, чтобы утро ученика начиналось с радостью и так же завершался учебный день; так, чтобы вечер любой семьи превращался не в [перечисление] невыполненных домашних заданий, а в удовольствие от обсуждения того, что сделано было сегодня и какие задачи видит ученик завтра.
Вы прекрасно понимаете, почему я говорю эти слова – потому что во многом мы понимаем, что нам надо еще воспитать это поколение. Нам надо его воспитать в педагогических вузах.
А раз мы хотим, чтобы они вышли однажды, 1 сентября, с этим естественным ощущением, что образовательный процесс – это добрый, веселый, энергичный, трудный процесс, процесс, наполненный светом, эмоциями, радостью, успехом, что можно так учить и так учиться, то это означает, что эту идею сегодня для нас очень важно внедрять в свой собственный процесс, потому что нельзя, обучая одним способом ученика, надеяться, что у него появятся другие качества.
Вот эта взаимосвязь процесса образования, воспитывающий характер этого процесса, понимание того, что эмоциональный интеллект, понимание того, что трудолюбие, понимание отношения ко времени – все те качества, которые мы сегодня хотим, чтобы были у нашего ученика – похоже, что мы сегодня хотим, чтобы были у нашего учителя. А тогда это процесс изменений, в том числе и в нашем содержании образования.
Мы очень благодарны вам за то, что вы с предельным вниманием отнеслись и к нашей исследовательской повестке, потому что мы убеждены в том, что любой вуз все-таки начинается тогда, когда педагог, ученый задает себе исследовательские вопросы, когда мы спрашиваем себя, как гармонизовать этот процесс; когда мы спрашиваем, что такое для общества “достижения”? А что такое для ребенка счастье? А что такое для семьи счастье? А чего ожидает любая семья, когда ребенок идет в школу? А как преодолевать трудности? А какие условия школьной образовательной среды способствуют росту качества образования? А как себя ведет, работает, как взаимодействует с учеником современный учитель? Что такое фактор социально-эмоционального интеллекта? Как работает социум и как работают эмоции? А каков он, сегодняшний ребенок? А какова сегодняшняя семья? И как все эти субъекты взаимодействуют в современном образовательном процессе для того, чтобы мы могли развивать личностный потенциал каждого ученика.
Мы прекрасно понимаем, что для нас это является важнейшей государственной задачей – сделать так, чтобы каждый ученик, который приходит в школу в 1 класс, понимал, что школа создана для того, чтобы он нашел место в жизни, чтобы он научился учиться, чтобы он раскрыл все уникальные стороны своей жизни.
Вот это всё является той важнейшей задачей, ради которой мы сегодня формируем этот консорциум.
Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета:
– Действительно, я сейчас подумал, что, может быть, правильно нам было зафиксировать те изменения, которые происходят сейчас в восприятии идеи личностного подхода в связи с гигантским напором со стороны цифровых технологий, интернета, информатизации и т.д. Наверное, мы по-разному видим с учетом разных практик, что такое происходит. Но, мне кажется, одна из важных составляющих нашей работы – это как раз высвечивать разные взгляды на те или иные феномены, которые происходят в педагогической действительности. Помимо всего прочего, что мы с вами в плане личностно-ориентированной педагогики разделяем (ценности, подходы к личностно-ориентированному образованию), мне кажется, что мы также являемся носителями несколько отличных разных технологий на выращивание личности, становление человека, обеспечение развития человеческого потенциала, используя слова Александра Григорьевича [Асмолова]. Не человеческого ресурса, а человеческого потенциала.
Было бы важно эти разные технологические подходы обозначать как усиливающие друг друга, как в чем-то дискутирующие друг с другом, но в любом случае такое обозначение – это, на мой взгляд, ход на развитие обозначаемых нами технологий.
У каждого из нас есть исследовательские программы, которые мы реализуем в рамках различного рода заказов – я имею в виду как государственные заказы, так и те направления работы, которые мы выигрываем на грантовой основе за счет внебюджетного финансирования, какие-то просто инициативные вещи внутри университетов. И вот эта поляна разных подходов к личностно-ориентированному образованию, на мой взгляд, нуждается в таком обозначении – мэпинге, как говорят сейчас.
При этом, уважаемые коллеги, я думаю, что здесь могут быть еще и разные (компоненты) внутри направления, то есть исследовательское направление – это одна составляющая. Образовательные программы – собственно, как мы научились, чему учить; у кого какие новые бакалаврские, магистерские программы, сопряженные с идеей личностно-ориентированного образования, возникли. Я могу по себе сказать: мы начинали работать с программой развития детской одаренности. Прямым образом я не видел, что она как-то на это вырулит. А сейчас, когда прошли защиты, и мы всё более пристально анализируем, что же выбирали магистранты, на каких проблемах они сосредотачивались, то, мне кажется, это как раз попадает в эту лунку – то есть не только исследовательские практики, но и образовательные практики, магистерские программы.
И, наконец, третья инновационная составляющая работы вузов – это наш замечательный фонд “Вклад в будущее”, который нам ее показывает. Это работа со школами, это работа с edutech сейчас, с компаниями, которые работают на рынке цифровых образовательных технологий. Вот, собственно, те проекты реальные, которые перекраивают школьную действительность. И не только школьную, потому что зачастую мы с вами видим, что образовательный потенциал не менее успешно реализуется в рекреационном секторе, при наборе персонала, сейчас при построении образовательных программ – в бизнес-школах, в финансовом секторе. Вот я бы про это точно сделал сообщение на тему: каким образом личностно-ориентированный подход в педагогическом образовании может быть востребован за пределами педагогического образования, на других образовательных полянах, связанных с обучением инженеров, специалистов в области экономики, юриспруденции, права и т.д.
Зачастую оказывается, что перенос педагогических наработок становится не менее востребованным как с точки зрения и развития этих разработок, так и развития внешних практик.
Вот такая поляна разговоров вполне себе созрела, и я очень рад, что мы этот консорциум создали.
Сергей Богданов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена:
– Добрый день, коллеги! Когда думаешь, какое главное чувство испытываешь во время этого замечательного события, то приходит в голову слово “неслучайность”. На самом деле то, что это происходит сейчас, – это очень правильно, потому что конкретное условие реализации образовательных программ в вузе: они сейчас угрожают утратой некоторого личностного компонента, который должен быть – с одной стороны. С другой стороны, создают условия для того, чтобы развивать индивидуальный образовательный маршрут. И действительно, когда подступает ураган, нужно строить ветряную мельницу, а не стену. Поэтому сейчас у нас есть и необходимость, и возможность создать условия для того, чтобы личностная составляющая в образовательном процессе была бы обеспечена на современном технологическом уровне.
И второй момент, который тоже говорит о “неслучайности”. Состав учредителей консорциума, мне кажется, глубоко неслучаен. И я очень хочу работать с вами вместе. Мы уже говорили о некоторых направлениях этой работы. Всё неслучайно и всё правильно, с моей точки зрения.
Михаил Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского:
– Всегда, согласитесь, по меньшей мере любопытно заглянуть в голову другого – соседа, партнера, друга. Заглядывать в голову Сбербанка и фонда “Вклад в будущее”, наверное, дело очень сложное, но тем не менее, о чем сейчас думается: обо всём, что связано с развитием личности, личностного потенциала так или иначе мы говорим лет 15. Я задаю себе вопрос: почему такие уважаемые организации, как Сбербанк и фонд “Вклад в будущее”, берутся за эту тему.
Я позволю себе свой взгляд и свой ответ на вопрос, почему это происходит.
Мне кажется, что впервые про метапредметные личностные результаты мы говорили в 2004 году – говорили об этом во ФГОСах общего образования. Потом это было отражено во ФГОСах высшего образования, высшего педагогического образования. За ФГОСами появились примерные программы. Всё это было совсем в разное время. Свои настройки сделал Рособрнадзор: все контрольные процедура так или иначе на это были направлены. На самом деле случилось очень много чего, не случилось главного, на мой взгляд: не изменились образовательные практики.
Я немного, может, вульгаризирую. Может быть, излишне жестко сейчас обозначаю свою позицию, но по большому счету школьные учителя так или иначе продолжают читать лекции, пересказывать учебники. Благополучно делают это, копируя те образовательные практики, с которыми они сталкивались в системе педагогического образования.
Тем же самым занимается система дополнительного образования. Мы читаем лекции о компетенциях в самом широком смысле. Мы читаем лекции о том, что развитие личностного потенциала в образовании – это важно.
У меня всегда возникает один простой вопрос: скажите, что делать? Что должно измениться в школьной аудитории, что должно измениться в вузовской аудитории? Для меня абсолютно очевидно, что изменения должны пойти именно с системы педагогического образования, и обращение к этой аудитории фонда “Вклад в будущее” мне кажется очень символичным.
Мы должны начать конструировать новые практики, которые я называю новой дидактикой.
Наверное, когда-то мы вместе с вами напишем толстую книжку, я все время об этом говорю на ежемесячных вебинарах “Новая дидактика” (это проект федерального учебно-педагогического объединения высшего образования, образования педагогической науки). Никто из нас не готов сейчас написать другую дидактику – не дидактику Я. Коменского. Но мне кажется, что мы вместе должны по крупицам собирать образцы новых практик, мы должны их осмысливать, осмысливать теоретически, и в конечном итоге, может быть, написать эту самую коллективную монографию под названием “Новая дидактика педагогического образования”, потому что именно она станет основой для изменений в практиках школьного образования.
Когда Игорь Михайлович [Реморенко] говорил об исследовательском аспекте, об образовательном – конечно, там есть много разных наполнений. Но мне представляется, что в исследовательском направлении мы должны говорить именно о наработках новой дидактики. Это дидактика цифровой эпохи, это дидактика глобального технологического обновления. И, больше того, помимо исследовательской составляющей, мы должны очень чутко отслеживать и понимать, что меняется в самом образовательном процессе.
Игорь Михайлович сказал об очень интересной программе, которая появилась в МГПУ. Скажу честно, я с замиранием сердца жду 1 сентября, потому что мы начнем свою принципиально новую образовательную программу. Причем, новую не просто содержательно, а дидактически другую программу, которая называется “Образовательный инжиниринг”.
Много планов. Мы на самом деле знакомы со всеми участниками консорциума. И для меня, еще раз повторяю, обращение фонда “Вклад в будущее” к этой проблематике – это попытка уйти от затянувшихся деклараций изменения реалий. Уговаривать друг друга, насколько важно изменение личностного потенциала, мне кажется, уже время прошло. Сейчас мы вместе должны попытаться ответить на вопрос: как мы это будем делать. Спасибо! Мы открыты для взаимодействия и ждем работы в этом формате.
Салават Сагитов, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы:
– Действительно, несмотря на непростую ситуацию (переход в онлайн), работа продолжается во всех университетах и регионах. Наш регион – Башкортостан – сейчас готовит большую заявку на [проект] мирового уровня. И над сказать, что при том, что наш регион нефтяной, в этом консорциум включили и наш педагогический университет с учетом того, что научно-образовательный центр мирового уровня – это история не до 2024 года. Это, как минимум, на 30-40 лет развития региона. И конечно, здесь очень важно, кого мы будем готовить в школах, кого мы будем готовить для школ.
И мне очень приятно, что в такой серьезной компании, как этот консорциум, мы будем обогащать друг друга всеми наработками, особенно теми, которые есть в наших вузах.
У просветителя М. Акмуллы, именем которого назван наш университет, много хороших изречений, одно из которых гласит: “Если мы переведем часы вперед, будущее не наступит прямо сейчас”.
Будущее не за горами. Мы должны подготовиться к нему, но мы должны быть готовы и к тому, что часы всё быстрее и быстрее идут. И мы должны идти в ногу с ними.
Владислав Засыпкин, ректор Сургутского государственного педагогического университета:
– Уважаемые коллеги, действительно, согласен, что это мероприятие – создание консорциума, в котором мы вместе с вами принимаем участие, – абсолютно не случайно. Кому, как не педагогическим вузам, заниматься теоретическими и практическими вопросами развития личностного потенциала. Наш университет много лет сотрудничает с РАО, и мы под руководством Лазарева Валерия Семеновича развиваем тему, связанную с деятельностным подходом в образовании, личностно-ориентированным подходом. Конечно же, этим темы нам очень близки, знакомы, и этот проект для нас – отчасти логичное продолжение той деятельности, которую ведем на протяжении многих лет.
Абсолютно согласен с тем, что студенты-выпускники педагогического вуза, придя в школы, копируют те педагогические и профессиональные практики, которые они наблюдали на своих занятиях в педагогическом вузе.
Они копируют своих преподавателей. И от того, как будут работать преподаватели в вузе, от того, как они будут работать со студентами, зависит то, что наши выпускники понесут в школу.
И в этом смысле вопрос развития умений добиваться результата, оценивать результат очень важен.
С моей точки зрения еще важен такой аспект профессиональной компетенции, как умение развивать рефлексию или умение анализировать собственную деятельность. Педагог, преподаватель вуза или школы обязан не только уметь рефлексировать свою собственную профессиональную деятельность в рамках предметной деятельности, но еще и в рамках воспитательной деятельности. И этот компонент, связанный с развитием именно воспитательной деятельности в вузе через какие-то дополнительные практики, а может быть, через предмет – также чрезвычайно важен.
Мне думается (я говорил об этом на одной из встреч), что такой тандем преподавателя вуза-предметника с куратором, совместная работа с каждым, фактически индивидуальная работа с каждым студентом позволит привнести в профессиональное обучение еще и компонент воспитательной составляющей, чтобы способствовать развитию личностного потенциала.
Возлагаю большие надежды на то, что результаты совместной деятельности всех участников этого консорциума помогут обновить нашу образовательную систему.
Игорь Петрищев, ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова:
– Это действительно праздник – подписание такого важного для развития образования момента, создание нашего консорциума.
На мой взгляд, мы на своем примере сейчас показываем, что те технологии, которые могут использоваться, должны использоваться в первую очередь теми, кто начинает готовить, готовит и будет готовить будущих учителей и будущих специалистов в сфере образования. И никакая дистанция, никакой разрыв непосредственных связей в этом не помеха.
Хочу согласиться с двумя тезисами, которые прозвучали у коллег. Первый тезис: необходимо в первую очередь начинать с другого отношения к образовательному процессу со стороны вуза и педагога, готовить другого педагога высшего образования, который будет транслировать и новые технологии, и свой опыт, который он приобретает.
И здесь я вслед за Салаватом Толгатовичем [Сагитовым] приведу слова И.Н. Ульянова, именем которого наш вуз назван. Непосредственно инспектируя школы, Илья Николаевич никогда не ругал директора школы либо управленца в сфере образования, если он сам не мог проблему исправить или сказать, каким образом это должно быть исправлено. Наверное, в этом и заключается одна из важных заслуг и И.Н. Ульянова, и нас с вами.
И второй тезис. Я соглашусь с Игорем Михайловичем Реморенко в том, что нам надо наш инновационный опыт (конечно, у каждого он свой) использовать не только в рамках и в сфере образования, но и выходить на другие поляны и другие сферы, чтобы использовать накопленный нами опыт.
Елена Илалтдинова, врио ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина:
– Действительно, это значимое событие для Мининского университета. Это очень хорошее содержание, в котором можно развиваться. Это очень хороший, хочется сказать, коллектив консорциума, в котором хочется развиваться. И за это я благодарю фонд «Вклад в будущее» – за то, что нас всех собрали.
По сущностному содержанию мне бы хотелось на двух тезисах остановиться.
Первое. Мы очень поддерживаем ту деятельность или то направление деятельности, которое обозначил Петр Григорьевич [Положевец, исполнительный директор БФ “Вклад в будущее”] – на удержание методологического фокуса. Мне кажется, что сейчас, когда мы стартуем, очень важно его удержать. Мы все очень разные, но именно по причине того, что мы разные, мы здесь и собрались. И удержать методологический фокус нужно и важно.
Мне бы хотелось, чтобы мы действовали в этом направлении, несмотря на то, что у каждого есть свои достижения и свои направления деятельности.
И второе. Важен и уникален для нашей российской инновационной действительности тот вектор, который взял этот консорциум. Мы заходим на трансформацию практик с направления педагога, а не с направления перестроек процессов и практик в школе. Это более длинный ход. Это может быть непростой ход, но это правильный и верный для разворачивания инновационной деятельности подход.
Мы говорим, что реформирование школы всё время страдает тем, что мы запускаем процессы и деньги, а потом: ой, забыли про педагогическое образование. И начинаем возврат, когда уже реформы на излете.
Если мы удержим методологический фокус, если мы правильно пойдем от тех изменений, которые возможны в педобразовании, то всё свершится, и мы победим. Еще раз поздравляю всех и благодарю за сотрудничество, надеюсь, плодотворное. Мы почти полгода работали, и мы понимаем, что мы можем и справляемся с задачами, которые ставятся.
Петр Положевец, исполнительный директор БФ “Вклад в будущее”:
– Я думаю, что будущее наступило. Просто оно распределено очень неравномерно по миру, даже в масштабах одной конкретной страны. И пандемия это очень явно показала на нашем школьном образовании. Об этом замечательная статья Игоря Михайловича Реморенко и Исака Фрумина – о цифровом неравенстве, которое было продемонстрировано в условиях пандемии.
И мы по большому счету оказались ко многим вызовам, которые здесь уже, рядом, совсем не готовы.
Фонд, который был создан пять лет назад, взял главным своим стержнем уже тогда программу развития личностного потенциала. Мы начинали с социально-эмоционального интеллекта, с социально-эмоционального развития. Потом эта программа расширялась, и она работает успешно. Сегодня в 20 регионах есть по 10 школ в каждом из регионов, по 24 детских садика. Но мы прекрасно поняли, что ничего не поменяется в системе образования, в школьной среде, если не поменяется учитель. С него нужно начинать. Мы благодарны Елене Ивановне [Казаковой], что она взяла эту идею, отработала и обработала ее с коллегами, и я думаю, что это отличная команда. Нам удастся реализовать очень много проектов. Я думаю, это станет одной из площадок, на которой станут обсуждаться образовательные проблемы, образовательные вызовы, образовательные практики и т.д.
Мы можем стать той площадкой, которая будет двигателем педагогического образования вперед. Спасибо вам, что согласились участвовать в нашем проекте. Я думаю, что он будет успешным и поможет отвечать на те вызовы, с которыми мы столкнулись и будем сталкиваться с каждым днем, с каждым годом всё больше и больше. Спасибо и поздравляю всех нас!
Елена Казакова, научный руководитель программы “Цифровая платформа для персонализированного образования” БФ “Вклад в будущее”, председатель Совета консорциума:
– Мой учитель истории очень любил шутить, когда предлагал нам большой какой-нибудь зачет или большую контрольную. Он говорил: “Кончились будни безделья, начался праздник труда”.
Правда, будней безделья у нас с вами не было. Но очень здорово, что в речи почти каждого из нас прозвучало ощущение праздника. Мы начинаем очень большое дело. И это большая радость – в хорошей компании делать хорошую работу.
Я не могу не предложить самой себе право еще на несколько комментариев к тому тексту, который уже прозвучал.
У нас один из базовых принципов новой дидактики – текст должен порождать текст. Только тогда, когда ваш ученик отреагировал на прочитанное или услышанное, он так или иначе присвоил себе это.
Я хочу поблагодарить Игоря Михайловича [Реморенко] за одну очень важную идею. Идей было много. Я имею право, как любой участник разговора, выхватывать какие-то очень важные. То, что каждому из нас еще предстоит выступать и выступать, рассказывать, предлагать. Мы не хотим вносить какое-то знание исключительно извне. Нам очень дороги идеи, которые возникают у нас с вами. Я заранее благодарю Игоря Михайловича за согласие выступить на одном из событий нашего консорциума. Не сомневаюсь, что каждый из вас мог предложить нам такое же рассуждение, размышление по ключевым вопросам, связанным с развитием личностного потенциала.
Большое спасибо! Имя Александра Григорьевича Асмолова как автора понятия “личностный потенциал” сегодня уже прозвучало. И председатель Экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда “Вклад в будущее” Александр Григорьевич Асмолова, конечно, сегодня должен был участвовать в нашем заседании. Так случилось, что у него такой возможности сегодня нет. Но одно из наших ближайших событий, конечно, будет связано с его выступлением, его пониманием наших целей и задач. И мы убеждены, что мы сумеем организовать таким образом нашу деятельность.
Салават Толгатович, вы говорили про очень важный нюанс. Вы говорили, что [есть проект] мирового уровня и в его структуру включен педагогический вуз.
Вы знаете, когда в 2016 году впервые был опубликован, а вернее, готовился проект стратегии научно-технологического развития страны, мы вели битву за следующий аспект – гуманитарная составляющая стратегии. Мы говорили о том, что эти слова должны быть прописаны очень четко, потому что, если мы не сделаем эту стратегию достоянием людей, если они не превратятся в идею, сверхидею, желания, устремления конкретных людей, эта стратегия останется документом.
Сегодня мы еще больше обостряем эту историю. Если это не станет настольной книгой для педагогического образования, если главным, ведущим элементом гуманитарной составляющей (любой: цифровизации, технологизации) не станет педагогическое образование (и здесь я полностью согласна с Еленой Юрьевной [Илалтдиновой]), мы обречены на очень краткосрочные результаты, на быстрое забвение. Мы все прекрасно знаем, что инновации в российском образовании проходят волнами: инновация пришла, тут же ушла, иногда не оставляя за собой практически никакого следа.
И только то вложение, которое мы вносим сегодня в педагогическое образование, работает устойчиво на десятилетия вперед, создает фундамент прочности.
Я не могу не откликнуться и на идею про учебник. Я не знаю, как получится у нас учебник. Но новую дидактику ужасно хочется… Славу Коменского все равно хочется разделить вместе с ним и написать что-нибудь толковое, что тоже несколько веков переживет. Это понятно совершенно. Но то, что мы с вами нацеливаемся на монографию, серьезную научную монографию, которую бы, честно говоря, хотелось написать на русском и английском языках, и которую также, как ключевые монографии современности, читал бы мир, понимая, как живет и работает российская педагогика и над чем она размышляет, – мы абсолютно точно убеждены.
Есть еще одна очень важная идея. Вы все ее сегодня поддерживали. И если мы с вами посмотрим последнее выступление наших коллег по инновационным процессам, то мы сегодня понимаем, что в фокусе внимания две идеи: регионализация плюс сетевое строительство. Регионы, которые упрочивают свои собственные связи со своим социумом, своей промышленностью, вкладываются вот в эту стабилизацию состояния, плюс мощнейший потенциал сетевого взаимодействия. Только в сети мы можем быстро, эффективно и равно качественно создавать свои проекты и программы.
Я не могу пройти мимо слова “куратор”, которое сегодня возникло, снова возвращаясь в контекст педагогического образования. Очень многие идеи, связанные с личностным ростом, личностным потенциалом, требуют какого-то особого носителя этого функционала, носителя этого содержания работы. Ведь если в школе у нас образование зачастую распадается на предметы, то, прощу прощения, у нас в вузах оно распадается на дисциплины: “Я свою дисциплину прочитал, а там хоть трава не расти. У меня зачеты сдали”. А какой он вырос, что он хочет, куда он стремится, как он готов действовать – этот вопрос становится очень большой проблемой.
И если у нас с вами в педагогическом вузе что-то за рамками ФГОСа и универсальных компетенций, общепрофессиональных компетенций, что выполняет функцию консолидации, создает для нас единое пространство, в котором вырастает ребенок – наш с вами ребенок (я имею в виду студентов), наверное, может быть и технология, которая связана в том числе с введением какого-то нового функционала. Да, наверное, это возвратная инновация, но может быть, к этим нашим открытиям прошлого нам тоже стоит вернуться, потому что в современных условиях, о которых начинал говорить Игорь Михайлович (это условия цифровизации), мы многое о себе узнали, многое про себя поняли, многое увидели, потому что в цифре мгновенно отразились и наши достоинства, и наши недостатки. И отразились очень ярко и сильно.
Но с другой стороны, давайте будем прекрасно понимать – но цифра и предоставила нам уникальные возможности: уникальную возможность быстро и эффективно сотрудничать, уникальную возможность мгновенно распространять информацию, уникальную возможность находиться “здесь и сейчас” и “там и тогда”. Вот эта важнейшая динамика, которую за последние 3-4 месяца мы обрели. Она, наверное, останется с нами теперь навсегда. И, может быть, наши старинные мечтания, связанные с развитием личности в образовании, с обеспечением индивидуальной траектории при совместной учебной деятельности, цифра сможет нам помочь реализовать.
Я хочу очень поблагодарить команду – команду “Вклада в будущее”, которая ввела нас к сегодняшнему событию. Елена Юрьевна несколько раз сказала, что мы уже несколько месяцев работаем. Да, мы много раз встречались уже на семинарах, мы готовили проекты документов, мы всю последнюю неделю с разными коллегами согласовывали возможные направления нашей исследовательские программы.
Я хочу сказать, что за этим стоят очень светлые, очень увлеченные, создавшие совершенно замечательные программы фонда “Вклад в будущее” (программы, связанные с развитием личностного потенциала в целом, социально-эмоциональным интеллектом, программы, связанные с цифровизацией, новой и финансовой грамотностью и т.д.), и главное, точно увлеченные детством и счастливым детством люди, которые готовили нашу сегодняшнюю встречу и которые будут нам помогать и дальше последовательно осуществлять всё то, что мы придумали.
Очень хочется работать не много, а столько, сколько нужно для того, чтобы наши дети, наши студенты, наши учителя ощущали, что они выбрали лучшую на свете стезю – учиться, а потом учить. И что это большая удача судьбы, когда у тебя есть учитель; что это огромное счастье, когда тебе есть, чему, есть, у кого и есть, вместе с кем учиться. Впрочем, работать тоже.
Подробнее о создании консорциума “Развитие личностного потенциала в образовании” читайте в №30 “Учительской газеты” от 28 июля 2020 г.
Фото из архива БФ “Вклад в будущее”
Комментарии