С соответствии с указом Президента Российской Федерации 2014 год был объявлен Годом культуры и ознаменован многими яркими культурными событиями. Безусловно, одним из таких событий было присуждение президентского гранта исполняющему обязанности директора МИРО, доктору исторических наук, профессору Марии ЛАЗУТОВОЙ.
– Мария Николаевна, вы всегда занимались исключительно проблемами образования, и вдруг такой престижный грант федерального уровня «для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»! С чем это связано? – Прежде всего должна сказать, что присуждение гранта расцениваю как признание значимости всего того, что делает Москва, Департамент образования, МИРО в области интеграции культуры и образования. По сути, так и должно быть, ведь эти две сферы трудно представить врозь: только по-настоящему образованный человек может стать культурным, а человек культурный – это прежде всего человек образованный. Не случайно так много проектов, которые два столичных департамента реализовали в 2014 году и будут реализовывать в дальнейшем.- А что для вас культура в современном понимании этого феномена и где она по большому счету пересекается с образованием?- Существует множество понятий и определений культуры. Но в современном постиндустриальном обществе, в экономике, основанной на знаниях, в условиях построения непрерывной модели образования для меня важен социально интегрированный подход к культурному генотипу общества. Да, мы стремительно быстро осваиваем и прививаем модели лучших мировых культурных практик, в том числе социально-бытовых. Но важно и сохранить, сберечь феномен «духовной культуры» российского человека. Все системы координат культуры и образования пересекаются в русском языке. Это основа нашей, если хотите, национальной идентичности, самосохранения и саморазвития, поэтому русский язык и литература остаются фундаментальным основанием развития образования и культуры. Отрадно, что публичное обсуждение острых вопросов в обществе, критика перекосов и недочетов в системе образования позволили нам всем сообща многое поправить. Именно в Год культуры в школьную программу вернулось сочинение как естественная и закономерная форма подведения итогов обучения русскому языку и литературе. (Надо сказать, что МИРО тоже внес свой вклад – в июне 2014 года мы провели городской конкурс сочинений учащихся 10-х классов, выявили победителей, лауреатов, оценили работы свыше 300 участников.) Главный итог интеграции культуры и образования я вижу в том, что развитие культуры и образования возможно только в диалоге.- Каков, по вашему мнению, должен быть итог работы, связанной с грантом? – Суть работы научного коллектива Московского института развития образования – выполнение исследовательского проекта, а точнее – разработка модели художественного воспитания обучающихся в образовательных комплексах нашего мегаполиса. Сегодня чрезвычайно обострились проблемы дополнительного образования – не случайно в своем майском указе Президент РФ Владимир Путин поставил задачу: «Увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». Остры и проблемы развития художественного образования и эстетического воспитания в процессе модернизации образования, интеграции сфер столичного образования и культуры. Сегодня МИРО, который по многим проблемам развития образования в Москве выступает и экспертом, и организатором, объединяя вокруг себя работников образования, стал координирующей силой в проведении анализа развития художественного воспитания в образовательных комплексах.- Если предметом анализа стало изучение процесса интеграции образования и культуры, то какие предварительные выводы удалось сделать уже сейчас?- Москва – крупнейший культурный центр мира, осуществлять художественное образование вне культурного наследия и социокультурной инфраструктуры города невозможно. Это, в частности, позиция московского мэра, ведь столица всегда традиционно сохраняла и приумножала культурное наследие, здесь сосредоточены самые лучшие творческие силы во всех видах искусства и всегда были особые условия для приобщения к нему. За последние три года московское правительство в корне изменило культурное пространство Москвы, поставив новую задачу – сделать культуру и искусство максимально открытыми и доступными для москвичей. Сегодня мы все видим, что культурное пространство столицы действительно стало открытым, доступным, интегрированным с образованием, приложены колоссальные усилия и предприняты беспрецедентные меры, для того чтобы культурное пространство стало ориентированным на человека, причем в разных форматах: как на московскую семью, так и на самые разные возрастные категории москвичей. В октябре 2014 г. участники Первого Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее», в ходе разноформатных обсуждений признали и высоко оценили то, что Москва с новыми и отреставрированными парками музеями, культурными центрами и библиотеками, театрами, галереями в полной мере отвечает образу города культуры. Как точно отметил Сергей Собянин: «Мы свидетели и такого уникального явления, когда культура, как в старые времена говорили, выходит на улицы, в общественные пространства города: в обновленные парки, обновленные скверы, пешеходные улицы, проходят массовые фестивали, которые имеют мировое значение по своему масштабу и уровню». В Москве создан огромный культурный кластер – около двух тысяч организаций и учреждений культуры, ежегодно московские театры и музеи посещают 13 млн человек. В этой статистике и наши школьники. Надо сказать, что сегодня у столичного культурного кластера в приоритете дети, он в полной мере отвечает воспитательным задачам развития образовательного досуга. Этот же вопрос не сходит с повестки дня Департамента образования. Ответ на вопрос, где и как наши дети будут проводить каникулы, не менее важен, чем результаты ЕГЭ, и отвечают на него сразу два департамента – культуры и образования. Потенциал свободного времени каждого ребенка важно направить на развитие детей. Образовательный досуг формирует культурные потребности. Выстраивая модель качественного и доступного образования, в том числе в сфере развития способностей и потребностей в сфере искусства, мы приблизимся к такому качеству жизни, когда музеи, библиотеки, театры, концерты, выставочные залы и галереи, городские парки станут неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, организации его развивающего досуга и станут основой формирования человека культуры.- В какой мере, на ваш взгляд, стираются грани между образованием и культурой? И вообще, возможно ли это?- Важно сказать о том, что сферы культуры и образования всегда сосуществовали в параллельных плоскостях, как будто выполняли разные функции. Сегодня стираются грани между ведомствами, ведь их усилия направлены на сохранение потенциала страны – юное поколение. В интеграции культуры и образования важен государственный подход. Для сегодняшней Москвы интеграция образования и культуры стала повседневной реальностью: Департамент культуры и Департамент образования совместно реализуют приоритетный проект по приобщению московских школьников к искусству. Сотрудничество образовательных организаций Москвы с театрами и музеями выстроено в рамках интеграции не просто двух сфер, а двух департаментов. Благодаря такой слаженной совместной работе все музеи Москвы соотносят планы своей работы с общеобразовательной программой, более того, совсем недавно стартовал уникальный проект «Урок в музее». Если до 2014 года каждый московский школьник просто два раза в год посещал музеи (и столько же московские театры), то нынче у него есть возможность постигать различные предметы (литературу, физику, МХК, историю) в музеях. Для дошкольников действуют уже несколько лет отдельные проекты и программы введения в мир искусства – знакомство с классической музыкой, театром, живописью, где дети становятся активными участниками. Программа московского правительства направлена на создание условий доступности и качества самых разных услуг, она выражена кратко – «Город, удобный для жизни». В этом интеграционном аспекте наш коллектив анализирует, какие модели, программы, практики художественного образования наиболее эффективно реализуют в цепочке непрерывного образования от дошкольного отделения до старшей школы или колледжа в условиях образовательных комплексов.- Что для вас было принципиально важным в работе над проектом?- Первое – опора на педагогические основы эстетического воспитания и российские традиции художественного образования. Мы обобщили научно-педагогическое наследие по этой проблематике. Но надо сказать, что наш проект практико-ориентированный, мы не претендуем на теоретическую избыточность и не стремимся дублировать другие научные центры. Анализ разработок педагогической науки мы интегрируем с социологическими исследованиями в области культуры и культурных потребностей москвичей, осуществленных в рамках проекта «Стратегия развития Москвы до 2025 г.». Для нас были интересны результаты социологического исследования культурного комплекса Москвы и культурных потребностей москвичей, выполненные Государственным институтом искусствознания и Институтом экономики РАН. Интеграция педагогического и культурологического подходов позволяет смотреть на проблематику, с одной стороны, масштабно, с другой – ситуативно точно.Второе – это сравнительный международный опыт в области художественного образования. Наши специалисты по сравнительному международному образованию, владеющие иностранными языками, осуществили сопоставительный анализ практик художественного образования в разных странах, в том числе опыт ЮНЕСКО. Поскольку мне самой эта проблематика хорошо известна (приходилось заниматься этой проблематикой в рамках многолетней государственной службы в Министерстве по делам СНГ и связям с соотечественниками и в аппарате Государственной Думы), то в рамках проекта наш коллектив изучил, проанализировал стратегии и опыт развития художественного образования в странах СНГ. Сопоставительный международный анализ позволяет увидеть международные тенденции, оценить, как наш опыт коррелируется с международным. В условиях глобального мира и информатизации нельзя быть оторванными от мировых практик.Третье – это изучение новых образовательных практик художественного воспитания в системе московского образования, в сегодняшнем, ситуативном моменте развития. Многопрофильные и многофункциональные образовательные организации, которые проходят процесс становления, сегодня формируют систему своего дошкольного образования, потому что стремятся предоставить своим ученикам и воспитанникам широкие возможности для полноценного развития. Так что мы стараемся делать выводы на основе анализа действующих программ, моделей, опыта в ситуации развития образовательных организаций. Например, наша рабочая группа пришла к выводу о том, что ресурсы образовательного комплекса при эффективном управлении обеспечивают необходимые условия для развития эстетического воспитания, когда используют потенциал управления, кадров, социального партнерства, интеграции программ общего и дополнительного образования. Изучая традиции и совсем новые практики, мы стараемся работать гибко, оперативно. В рамках этого исследовательского проекта на базе нашего института создан постоянно действующий научно-методический семинар «Современные подходы к развитию художественного образования», где идет открытое обсуждение этой проблематики. Наш опыт может быть интересен и полезен многим, мы открыты к сотрудничеству, ведь мы живем и работаем в то самое время, когда формируется совершенно новый уклад культуросообразного образования.- В настоящее время идет публичное обсуждение проекта основ государственной культурной политики. МИРО принимает участие в обсуждении этого проекта?- Конечно, более того, наши научные сотрудники подготовили предложения по внесению изменений и дополнений в этот проект. Надо подчеркнуть, что сегодня государство будет осуществлять государственную культурную политику не только в ведомственном подчинении сферы культуры. В государственной культурной политике проблемы образования и воспитания стали ключевыми. В этом – государственность подхода. Я поддерживаю позицию Президента РФ В.Путина, который выделил гуманитарную составляющую процесса обучения как основу приобщения к культуре. Задача поставлена на государственном уровне – условия культурной инфраструктуры в полной мере направить на всестороннюю образованность, причем начиная с раннего дошкольного возраста, в доступной игровой форме. Подчеркну, в этой государственной позиции есть глубокий нравственный смысл: воспитание хорошего вкуса у детей позволит сформировать «грамотных, нуждающихся в качественном художественном продукте граждан», создаст духовный иммунитет на низкопробные образцы масскульта. В полной мере понимаю и принимаю то, что реализация государственной культурной политики возлагается на всех, кто причастен к накоплению и развитию человеческого капитала страны. Система образования тут занимает ключевое место, ведь формирование культуры происходит в образовательном процессе.
Комментарии