search
main
0

Развитие экономики напрямую связано с развитием профессионального образования

Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы:

– Мы имеем сегодня сложную ситуацию, связанную с развивающейся экономикой. Само развитие реального сектора экономики диктует необходимость формирования целостной системы организации трудовых отношений, наращивания потенциала трудовых ресурсов.

В предыдущие годы, когда основной упор был сделан на реальный сектор экономики, проблемы трудовых кадров решались с таким же вниманием, как проблемы тех, кто стремился получить высшее образование. Новое время серьезно изменило всю ситуацию. Да, мы в свое время приняли меры и возразили против намерений тогдашнего Правительства РФ и реформаторов, которые хотели развалить высшую школу и перевести ее работу на коммерческие условия. Сегодня мы можем сказать, что потенциал высшей школы в нашем городе и в нашем государстве сохранен, развивается. Россия нынче снова стала страной-лидером по количеству студентов, приходящихся на 10 тысяч населения. Процессы в высшей школе сложные, но они контролируются государством.

Что касается трудовых ресурсов, профессионально-технического образования, то здесь мы получили полностью развалившуюся систему. Во-первых, абсолютно непонятно, почему сейчас в стране исключен такой профессиональный уровень, как техник на производстве. Мы не готовим техников, мы играем в бакалавриат, но что такое бакалавр как продукт двух-, трехлетнего обучения в высшей школе, абсолютно непонятно. Со всеми этими преобразованиями мы потеряли очень важное звено в составе квалифицированного рабочего класса – техника. Что такое бакалавр, до сих никому, даже Министерству образования и науки РФ, непонятно. Если мы хотим, как попугаи, повторить то, что делают на Западе, то нужно повнимательнее и поглубже посмотреть, что такое на Западе подготовка бакалавра и чем отличается эта подготовка и степень бакалавра у нас от того, что делается по подготовке на Западе. На Западе бакалавр имеет законченное высшее образование, а у нас – недоучка, недовыпеченный инженер. Это совершенно разные вещи!

Сегодня главный вопрос в Москве (и не в Москве тоже) – квалифицированные рабочие кадры. Дело дошло до того, что, поддерживая высокий уровень производства на авиационных предприятиях, мы вынуждены самолетами возить квалифицированных рабочих из других стран, в частности, из Украины, Белоруссии, Молдавии. Например, мы построили в Ярцеве Смоленской области новый металлургический завод. Правительство Москвы, переводя «Серп и молот» со своей территории, разместило на бывшем моторном заводе ЗИЛа современное отечественное металлургическое производство с мощностью, которая будет доведена до 1 миллиона тонн. Это очень хорошее производство, но рабочие кадры для этого производства мы все же вынуждены приглашать из Украины и Молдавии, чтобы обеспечить технологию этого производства (не могу сказать, что она простейшая, но не могу сказать, что она сверхсложная).

Для нас проблема профтехобразования – условие развития реального сектора экономики – условие прогресса, без которого мы в последующем не сможем и решать социальные вопросы, и выполнять социальные программы. Если реальный сектор экономики, на котором держится наш бюджет, не получит рабочие кадры, мы не сможем решать самые разнообразные проблемы в жизни города. То есть ситуация тревожная, и если мы не решим проблемы профтехобразования, подготовки рабочих кадров, то может остановиться экономическое развитие города. (Это не страшилка, а реальная оценка хозяйственников, которые говорят об очень тяжелом и совершенно непропорциональном балансе нашего развития и кадрового обеспечения.)

Для того чтобы понять, в каком положении мы находимся, проведу некоторые сравнения. Например, в Москве в два раза меньше колледжей, чем высших учебных заведений, а по моим оценкам, на одного инженера-разработчика должны приходиться два конструктора, три технолога и 10 квалифицированных рабочих. Только при таком соотношении вся пирамида работы по созданию новой техники, по производству складывается оптимально. У нас же получается перевернутая пирамида. Это вовсе не означает, что нам нужно остановиться в подготовке кадров высшей квалификации, тем более что есть такие специальности, которые не требуют большого количества вспомогательного персонала.

Я думаю, нам нужно поосновательнее и пожестче поработать над нормативным обеспечением, выйти и на уровень Российской Федерации, потому что закон, который сегодня действует и говорит, что проблематика подготовки рабочих кадров и деятельности профтехобразования – проблематика бизнеса, это полная чепуха. Когда мы говорим о крупных предприятиях, там еще можно говорить о колледжах, об учреждениях профессионального образования, о каких-то школах. Но когда мы говорим о 265 тысячах предпринимательских структур малого и среднего бизнеса, которые сегодня тоже движутся в сторону реального сектора экономики, то какие тут могут быть профшколы в структуре, насчитывающей 50 – 60 человек? Ясно, что закон нужно менять, больше того, закон Москвы 2005 года тоже нужно менять под наше новое видение того, что должно представлять собой профессионально-техническое образование.

Мы говорим о многоаспектности профтехобразования. Конечно, 76 колледжей для Москвы – нищета. Нам нужно иметь в каждой отрасли городского хозяйства (а у нас их довольно много, и довольно крупных) свои программы, включенные в общую городскую систему профтехобразования. Почему этим занимаются только стройкомплекс и Ресин? Этим должны заниматься наши энергетики, наши торговые структуры, транспорт и так далее.

Конечно, если мы говорим о метапрограмме, метапроблеме, то нужно оснащать профобразование ресурсами, и мы найдем для этого средства через оптимизацию городского бюджета. Но посмотрите, о чем мы в основном говорим? О реконструкции 50 зданий колледжей, реконструкции 45 столовых, реконструкции 12 спортивных залов. Лишь в двух колледжах мы занимаемся реконструкцией учебной базы. Так нельзя! Большие деньги, которые выделяются на все это, должны быть использованы в высшей степени целесообразно. Не хочу отвергать необходимость реконструкции столовых, спортзалов, но, думаю, тут должны быть пропорциональность и баланс. Основное – учебная база, новейшее оборудование, компьютеризация. Мы видели в недавно открытом ресурсном центре, как готовят сварщика при помощи компьютера. Конечно, мастер стоит рядом с учеником, но компьютер (кстати, отечественный!) говорит, где он сделал ошибку, правильно ли он держит электрод, получается ли у него равномерный сварной шов. В результате ученик начинает работать совершенно по-другому. Поэтому то, что примерно 10 миллиардов пойдет на приобретение оборудования, – это нормально.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте