search
main
0

Развитие человека – наш абсолютный национальный приоритет. Петр СУМИН, губернатор Челябинской области

В 2007 году валовой региональный продукт в Челябинской области увеличился на 11,5% и впервые достиг 536 миллиардов рублей, индекс промышленного производства составил 112,5%. В консолидированный бюджет области поступило доходов на общую сумму 87,1 миллиарда рублей, дополнительные доходы составили 25 миллиардов рублей. Как и в прошлом году, мы приняли решение вместе с Законодательным собранием области направить эти средства на социальную сферу, в том числе на образование. Ведь развитие человека и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет.

«Человеческий капитал» стоит дороже всего

Дополнительные средства появились в результате активно продолжающейся модернизации предприятий, обновления основных фондов, внедрения наукоемких технологий и инноваций. И в этом тоже есть вклад нашего образования и науки. Консолидируясь с производством, бизнесом, они являются фундаментом инновационных преобразований региональной экономки, их двигателем. Именно ими создан уже целый ряд бизнес-инкубаторов, технопарков, центров подготовки кадров для инновационной сферы деятельности, реализуется свыше трех десятков проектов, влияющих на структуру инновационных преобразований.

Одной из важных своих задач мы считаем поддержку талантливых учителей, ученых, учащейся и студенческой молодежи. Мы сохранили и развили систему грантов, в том числе в рамках национального проекта, творческих и научных конкурсов. В этом году по их результатам поддержку получили более 7 тысяч учителей и преподавателей образовательных учреждений, 7400 одаренных детей и талантливых студентов.

Мы очень признательны всем неравнодушным педагогам за их неизмеримо подвижнический и творческий труд, преданность образованию, науке, своему профессиональному сообществу! Именно они формируют тот научный, образовательный и творческий человеческий потенциал, который не только обеспечивает стабильное социально-экономическое развитие Челябинской области, но и делает ее все более привлекательной для инвесторов различного уровня.

Нужно научить школьников применять те знания, которые им дают

Национальный проект «Образование» не только выступил катализатором развития, но и оказал ощутимое влияние на становление инновационной экономики, став важным фактором модернизации образования в Челябинской области. Общий объем государственной поддержки составил за эти годы 3,5 миллиарда рублей. Они были направлены на приобретение лабораторного оборудования (иногда уникального и дорогостоящего), программное и методическое обеспечение, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников образования.

Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития ИКТ. Завершено подключение всех, в том числе и сельских, общеобразовательных учреждений к Интернету. Сейчас наша задача – наполнить Сеть пакетом электронных образовательных ресурсов и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками.

Поставка автобусов в сельские школы позволила улучшить условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы 21 тысячи учащихся, большая часть из которых – старшеклассники. Таким образом нам удалось обеспечить им не только доступное качественное образование, но и равные возможности для поступления в учебные заведения профессионального образования. Общественную поддержку получили и многие социальные проекты школ, реализующие одну из важнейших функций образования – воспитание.

Но есть и проблемы. Ярослав Кузьминов, ректор ГУ – ВШЭ, говорит в связи с этим: «Мы упали в таком объективном показателе, как PISA. Это международное измерение качества общего образования, то есть школ. Наши школьники владеют фундаментальными знаниями, но применять и интерпретировать их не умеют. Самое серьезное падение идет в основной школе

(с 5-го по 9-й класс). Наши средние школы не дают устойчивого знания иностранного языка (80%). Наши школьники, наконец, не получают тех социальных навыков, которые нужны в современном обществе».

И хотя мы имеем значительные результаты по итогам ЕГЭ в сравнении с другими субъектами Федерации, успокаиваться на этом нельзя. Ведь остается еще большое число тех, кто не поступает ни в техникум, ни в профучилища, пополняя ряды необучающихся.

Как области получить квалифицированных рабочих, а бизнесу – отдачу

Новое, особое положение заняла в обществе профессиональная школа. Нам удалось привлечь к ней внимание общественности, бизнеса, промышленных предприятий, руководителей отраслевых союзов предпринимателей, объявив 2007 год Годом профессионального образования.

Акцент был сделан прежде всего на систему начального и среднего профобразования. Показательно, что объемы софинансирования со стороны работодателей и областного бюджета не только оказались выше, но и превысили федеральное финансирование. В итоге мы открыли 25 ресурсных центров, в том числе 4 – сельскохозяйственного профиля, по основным направлениям подготовки рабочих, которых остро не хватает экономике Челябинской области. Хотелось бы искренне поблагодарить руководителей отраслевых союзов промышленников и предпринимателей Виктора Рашникова, Валерия Панова, Александра Федорова, Виктора Кормана и других наших единомышленников за социально ответственную позицию в решении проблемы подготовки кадров.

Была проведена целенаправленная деятельность по оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования. Она дала возможность объединить и укрепить материальную базу, создать современное по своему содержанию и методам обучения поле совместной деятельности для ученика, мастера производственного обучения и работника предприятия, обеспечить консолидацию средств и ресурсов как для обучения молодежи, так и взрослого населения.

Следующим шагом на этом пути должно быть создание отраслевых центров сертификации, развития новых организационно-правовых форм – автономных учреждений, целевых фондов из отчислений предприятий, способствующих расширению участия работодателей в образовательной деятельности.

Статистика свидетельствует, что в области существует значительный дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Особенно это проявляется в недостаточном количестве рабочих кадров высшей квалификации. 80% вакансий в экономике приходится на долю рабочих и специалистов. В то же время трудоустройство подготавливаемых системой начального и среднего профессионального образования специалистов по полученным профессиям не превышает (по различным источникам) 30-50% (в Челябинской области – 69,3%). Это может говорить, во-первых, о низком уровне качества подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях; во-вторых, о низкой эффективности планирования необходимого количества и структурного состава специалистов и, в-третьих, об отсутствии реалистичных заказов со стороны бизнеса на количество и качество подготовки кадров.

К сожалению, бизнес не может внятно сформулировать, какими характеристиками должны обладать специалисты, но в то же время требует от системы профессионального образования, чтобы выпускники сразу, без адаптационного периода, без стажировки могли включиться в производство и качественно выполнять специфические профессиональные обязанности.

Для развития социального партнерства, активного участия работодателей в формировании областного заказа на подготовку кадров необходимо законодательно закрепить заинтересованное участие и ответственность работодателей. Расширение сотрудничества между учреждениями начального и среднего профессионального образования и промышленными предприятиями и организациями сегодня сдерживается отсутствием льготного налогообложения для работодателей, отсутствием механизма софинансирования федеральных образовательных учреждений из областного бюджета.

Риск для бизнес-сообщества понятен, он заключается еще и в том, что в учреждениях в соответствии со стандартами определен срок обучения, как правило, 3-4 года, в результате чего предприятие или организация не может быстро получить отдачу от вложенных средств.

В связи с этим встает вопрос о перепрофилизации учреждений профессионального образования, она, безусловно, нужна, но ее необходимо проводить без разрушения сложившейся системы профессионального образования, ее инфраструктуры. В конечном счете перераспределение полномочий федерального центра и субъектов Федерации должно привести к созданию региональных моделей профессионального образования, обладающих самостоятельным статусом и несущих всю полноту ответственности за содержание и качество образования на основе государственных стандартов.

У уральских вузов появился «супермозг»

Необходимым условием формирования инновационной экономики является и модернизация высшего профессионального образования. Вузы Челябинской области уже сегодня достойно представлены в системе высшего профессионального образования страны и мира. Здесь реализуется целый комплекс международных программ с ведущими университетами мира, известными научными школами, фирмами, корпорациями, фондами. Среди них «Эмерсон», «Кнауф», «Фесто», «Темпус Тасис» и другие.

Наш Южно-Уральский государственный университет вместе с еще 40 вузами России активно включился в национальный проект «Образование». В число приоритетных направлений инновационной программы, реализуемой ЮУрГУ в рамках проекта, входят работы в области нанотехнологий, энергосберегающих технологий в промышленности и жилищном хозяйстве, в области фундаментальных научных исследований, параллельных и распределенных вычислительных технологий.

Создаются научные лаборатории нанополимеров, наноструктурных металлов, лаборатория по энергоаудиту. ЮУрГУ знает, что такое передовые технологии, не понаслышке: для вуза приобретен и введен в эксплуатацию новый суперкомпьютер «Скиф-Урал» (75 миллионов рублей) огромной вычислительной мощности: 15,6 триллиона операций в секунду. Он ориентирован на решение широкого спектра научных и инженерных задач, а также на обучение студентов передовым вычислительным технологиям и способен удовлетворить потребности всего Уральского региона в научно-инженерных расчетах. Словом, вуз не случайно претендует на статус федерального, и мы, безусловно, поддерживаем это стремление.

Сегодня образование становится предметом всеобщего внимания и ответственности, которую разделяют учителя и преподаватели, ученые и организаторы образования. А вместе с ними – руководители предприятий, главы городов, районов и регионов, представители бизнеса и общественных организаций, члены правительства и депутаты, родители и средства массовой информации. Давайте помнить об этом.

Петр СУМИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте