Теоретические основы и практика проведения в России политико-экономических преобразований в 90-е годы ХХ века все еще вызывают в обществе неоднозначное отношение. Противоположные оценки реформ встречаются и в учебной литературе. Происходит мифологизация прошлого, в том числе и относительно недавнего прошлого: например, говорят, каким замечательным был СССР, который развалили злые люди; или, что реформаторы – это агенты влияния Запада и т.д. Но если жить только мифами, то исчезает чувство реальности, возможность принимать правильные решения. Поэтому отделение мифов от реальности – одна из задач современного педагога-обществоведа.
В курсе обществознания для 11 класса данный урок включен в раздел «Экономика». Этот раздел позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития России, для ориентации в которой очень важен критический анализ событий 1990-х годов. Урок проводится за счет отведенного в программе резерва учебного времени и работает на формирование у школьников социально-экономической, коммуникативной, информационной компетенций, на формирование умений извлекать пользу из опыта, решать проблемы, видеть и понимать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, находить новые решения.
При подготовке к уроку ученикам было предложено повторить темы «Модели экономических систем», «Роль государства в экономике» (учебник «Введение в обществознание. 8-9 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2007); тему «Роль экономики в жизни общества», раздел «Экономика и политика» (учебник «Обществознание», 10 класс. Базовый уровень. Под ред.Л.Н.Боголюбова М., 2010). Учитель использовал при подготовке к уроку монографии Е.Т.Гайдара, Л.И.Лопатникова, Д.Я.Травина; интернет-ресурсы.
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием и сущностью экономических реформ в России в начале 1990-х годов.
Задачи:
– формирование объективного представления о событиях, происходящих в 90-е годы XX века;
– подведение итогов реформ 90-х годов;
– извлечение уроков из реформ 90-х годов.
Планируемые результаты:
Знания: – социально-экономических процессов и явлений в переходный период, их
отображения в современной российской действительности;
– понимание рыночной сущности проводимых реформ.
Умения: – получать и критически осмысливать экономическую информацию,
– анализировать, систематизировать полученные данные;
Навыки: – работы в команде;
– совместного принятия решений.
Технологии обучения: активные, интерактивные
Методы обучения:
– дискуссионный;
– самостоятельной работы с источником;
– проблемных заданий;
– использования информационно-коммуникативных технологий.
Формы организации учебной деятельности:
– фронтальная,
– групповая,
– индивидуальная.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
– новейшая история России 1985–1999 гг. (тема: «Становление нового Российского государства в 1991–1999 гг.»);
– обществознание (темы: «Типы экономических систем», «Роль государства в экономике», «Рыночная экономика»).
Основные понятия: рыночная экономика, экономисты-рыночники, правительство реформ, шоковая терапия, свободные цены, конвертируемый рубль, ваучеризация, гиперинфляция
Ключевые идеи для усвоения:
– рыночные реформы стали неизбежными из-за кризиса социалистической системы, поставившего страну перед угрозой гибели;
– проведенные реформы носят революционный характер, т.к. ведут к коренным изменениям во всех сферах общественной жизни;
Оснащение: мультимедиа.
Ход урока
1. Актуализация знаний 5 мин.
Вопросы к учащимся:
– Что такое экономическая система (модель экономики)?
Сравните основные черты командной и рыночной моделей экономики.
Двое учащихся с помощью класса заполняют на доске таблицу: «Сравнительный анализ экономических систем».
Примерный результат заполнения:
Командная (плановая) экономика
Государственная собственность на все или почти все материальные ресурсы, предприятия
Централизованное планирование. Государственные органы управляют экономикой через разработку и реализацию планов
Прямое распределение экономических ресурсов, финансов, продукции
Экономический порядок обеспечивается путем введения жестких административных и уголовно-правовых норм.
Принуждение к труду
Фиксированные цены и унифицированная зарплата
Различные формы собственности, включая частную.
Свобода предпринимательства. Ограниченная роль государства
Предприниматели самостоятельно решают вопросы снабжения, производства и сбыта продукции
Личный интерес как главный мотив экономического поведения
Цены и зарплата определяются на основе рыночной конкуренции
– Изменилась ли экономическая модель нашей страны в результате политики М.С.Горбачева во второй половине 80-х гг.?
– Зная основные черты командной и рыночной экономики, скажите, какие экономические реформы необходимо было осуществить в России, чтобы перейти от плановой экономической системы к рыночной?
2. Изучение нового материала 17 мин.
Первый этап экономических реформ: становление рыночной модели экономического развития страны
· Презентация «Россия в начале 90-х: переход к рыночной экономике». (См. вложенный файл).
Работа с текстами по материалам диспута в МГУ 16.12.2010 г. \”Итоги и уроки реформ 1990-х годов\”.
(Работа с текстом и обсуждение в парах; половина учащихся получает Текст №1(см. Приложение 1), другая половина – Текст№2 (см. Приложение 2).
Задание: прочитать текст и ответить на вопросы:
– Как участник диспута в целом оценивает проведенные реформы – положительно или отрицательно?
– Какие ошибки, по его мнению, были допущены в ходе реформ?
– Что можно считать позитивными результатами реформ?
– Какие уроки можно извлечь из экономических реформ?
3. Рефлексия 20 мин.
Мини-дебаты. Тема: «Реформы начала 90-х годов были успешными».
Две команды по 5 человек (развернуть парты, команды напротив друг друга).
Жюри 3 человека.
Рефери (учитель или хорошо подготовленный ученик).
Остальные ученики – зрители.
Первый этап: после двухминутной подготовки каждая команда в течение одной минуты выступает со своими аргументами:
1-я команда – 3 аргумента «за»,
2-я команда – 3 аргумента «против».
Второй этап: обсуждение (2 минуты) и высказывание контраргументов (по одной минуте каждая команда).
Третий этап: вопросы зрителей (два вопроса каждой команде по очереди; на каждый вопрос подготовка вместе с ответом в течение минуты). Если команда, которой адресован вопрос, затрудняется с ответом, то на заданный вопрос может ответить команда соперников.
Четвертый этап: каждая команда в течение одной минуты высказывает решающий аргумент.
Жюри оценивает выступления команд после каждого этапа по трехбалльной системе: показывает карточки с баллами (карточки нужно приготовить к уроку заранее).
Примеры ответов учащихся:
Первый этап
1-я команда: аргументы «за»
2-я команда: аргументы «против»
1) Приватизация превратила многих людей в собственников
1) Снижение уровня жизни населения, пенсионеры, работники бюджетной сферы оказались на грани выживания
2) Была ликвидирована экономика дефицита, рынок насыщен товарами
2) От приватизации выиграли лишь немногие «олигархи»
3) Либерализация цен и свобода торговли стимулировали конкуренцию и деловую активность людей
3) Кризис денежной системы, рост бартера и неплатежей
Второй этап
Контраргументы 2-й команды
Контраргументы 1-й команды
1) Расслоение общества на богатых и бедных, недовольство большинства результатами приватизации
1) Государство установило контроль за ценами на хлеб, молоко и другие социально-значимые товары
2) Резкий рост цен, гиперинфляция, многие не могли покупать товары по высоким ценам
2) Но многие люди стали обладателями акций предприятий, учились ориентироваться и действовать в новых экономических условиях
3) Высокий уровень безработицы, растерянность многих людей в новых экономических условиях
3) Это неизбежные издержки реформ, постепенно все наладится
Третий этап: вопросы зрителей
Вопрос: Может ли рынок сам решить абсолютно все проблемы?
Ответ: конечно нет. Роль государства в условиях рыночной экономики в том, что оно берет на себя решение тех задач, которые рынок решить не в состоянии: социальная политика, регулирование рынка рабочей силы, антимонопольные меры и т.д.
Вопрос: Всегда ли частная собственность лучше государственной?
Ответ: нет, не всегда. Частный предприниматель, прежде всего, думает о прибыли; он может закрыть или перепрофилировать предприятие, не считаясь с интересами работников или общества в целом.
Вопрос: Можно ли пренебрегать издержками реформ, поддерживать их жесткий курс, не смотря ни на что?
Ответ: альтернативы реформам не было, но надо находить возможности смягчения жесткого воздействия реформ на самые незащищенные слои населения
Вопрос: Может ли государство решить за нас все проблемы?
Ответ: если надеяться только на государство, то ни о какой экономической свободе не может быть и речи; это путь к равенству в бедности для народа и к сращиванию власти и собственности
Четвертый этап: решающий аргумент
1-я команда: без срочных рыночных реформ Россию ждала катастрофа
2-я команда: шоковая терапия ведет к социальным потрясениям, надо проводить реформы постепенно
4. Подведение итогов урока 3 мин.
– Каковы основные итоги реформ 1990-х годов?
– Какие уроки можно извлечь из этих событий?
Итак, в начале 90-х сквозь завесу нищеты, безумной инфляции и злости, вызванной потерей сбережений, уже проступали контуры будущего – наполненных магазинов, залитых огнями улиц, оснащенных компьютерами офисов.
К началу 1993 года Россия вступила во второй этап экономических реформ.
Домашнее задание
Выберите одно из предложенных высказываний и напишите эссе:
– Экономика может стать инструментом как процветания, так и разрушения страны.
(С. Рамишвили)
– Разница между капитализмом и социализмом чисто арифметическая: капитализм построен на умножении, а социализм на делении. (А.Циткин)
– Для того чтобы экономика страны глотнула свежего воздуха необходима генеральная уборка власти. (Неизвестный автор)
Использованные источники:
1. Конституции РФ
2. Указы Президента Б.Н.Ельцина:
– «О мерах по либерализации цен» (4.12.1991г.).
– «О едином экономическом пространстве РСФСР» (12.12.1991г.).
– «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (27.12.1991г.).
– «О свободе торговли» (29.01.1992г.).
3. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации для педагогов по изучению курса новейшей истории России в аспекте проведения политико-экономических преобразований в России в начале 1990-х годов. С-Пб, «Норма», 2010
4. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации для педагогов по изучению новейшей истории России (1985-1999). С-Пб, «Норма», 2010
5. Гайдар Е.Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. С-Пб, «Норма», 2010
6. Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. С-Пб, «Норма», 2010
7. Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России 1985-1999. Книга первая. С-Пб, «Норма», 2010
8. Итоги и уроки реформ 1990-х годов. Дискуссия в МГУ 16.12.2010.
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=36058/
9. Съезд народных депутатов России http://ru.wikipedia.org/
Текст №1. Ошибки и уроки
В. М. Полтерович, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН:
Мы пережили социально-экономическую катастрофу и построили весьма неэффективный капитализм – с ресурсоизбыточной экономикой, высоким уровнем неравенства, слабой защитой прав собственности, без особых перспектив на успех догоняющего развития». Некоторые ошибки реформ 1990-х:
– предполагалось, что политика сдерживания денежной массы после проведённой либерализации цен позволит избежать гиперинфляции. Но индекс потребительских цен за 1992 год вырос в 26 раз. К тому, что не были учтены инфляционные ожидания, добавилась и нестандартная реакция на сжатие денежной массы – рост бартера и неплатежей,
– ошибкой была убеждённость реформаторов в том, что «частная собственность всегда или почти всегда лучше государственной». Мы сумели убедиться и в обратном – когда новые владельцы перепрофилировали либо закрывали предприятия, составлявшие конкуренцию западным производителям, или когда купленные усадьбы и музеи переделывались под нужды компаний вместо обещанной реставрации и сохранения культурного наследия,
– ошибка считать, что «планировать не нужно – рынок всё решит сам»,
– мы слышали много раз от разного ранга руководителей: «надо продолжать реформы независимо от издержек». За этим лозунгом стояло пренебрежение к издержкам реформ, оказавшимся очень большими,
– одновременная либерализация внутренних цен и внешней торговли привела к огромным возможностям извлечения прибыли и рентных доходов, которыми тут же воспользовались в ущерб развитию производства,
– те, кто проводил реформы, не думали о том, чтобы компенсировать населению и фирмам их потери. Отсюда и события 1993 года,
– ошибкой была уверенность в том, что «шоковая терапия – лучшая из стратегий», правы оказались сторонники постепенного перехода.
Главные итоги – это уроки, которые мы извлекли. Теперь мы лучше знаем, что не надо делать и как искать решения – это основной результат реформ. Но сбылись худшие прогнозы: в итоге мы получили экономику, совмещающую недостатки социализма и капитализма.
По материалам диспута в МГУ 16.12.2010 г.
«Итоги и уроки реформ 1990-х годов».
Текст №2. Ошибки и уроки
Е.Г. Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, доктор экономических наук, бывший министр экономики (1994–1996):
Проведение рыночных реформ – это не экономическая, а политико-экономическая задача. Поэтому надо учитывать те обстоятельства, которые предшествовали реформам. Именно тогда стране угрожала катастрофа, и времени на глубокую проработку реформ экономистами не оставалось. Уже в начале сентября 1990 года средств на закупку зерна не было. Экономика накачивалась пустыми деньгами.
Дискуссии о том, что и как делать, в то время, конечно, были. Григорий Явлинский и его соратники говорили в 1992 году о необходимости смягчения денежной политики. И это вскоре было сделано главой Центробанка Виктором Геращенко, который провёл взаимозачёт обязательств. Но затем последовала гиперинфляция.
Дискутировали и о плане проведения реформ, в том числе об умеренном, эволюционном варианте. Ещё осенью 1989 года я был сторонником такого подхода, но в январе–феврале 1990-го пришёл к выводу, что правительство не сможет осуществить умеренный вариант. Управляемость (с точки зрения планового механизма) была потеряна, деньги не работали, потому что товаров не было.
Главной была задача – заставить работать закон спроса и предложения, а потом ввести достаточно жёсткие бюджетные ограничения для сдерживания роста цен. Предполагалось, что тогда заработает рубль и можно будет завозить из-за границы те товары, которые не производятся в России. Вся проблема заключалась в том, что нельзя было сначала освободить внутренние цены, а потом уже «открыть экономику», поскольку не было товарного наполнения рынка.
Неправильно считать, будто все беды в России произошли из-за того, что рыночные реформы были реализованы с крупными ошибками, поскольку нельзя не учитывать советского наследия.
Что всё-таки удалось сделать? К позитивным результатам реформ можно отнести либерализацию цен, открытие экономики, финансовую стабилизацию и приватизацию.
\”Итоги и уроки реформ 1990-х годов\”.
Ольга Пашиева, учитель обществознания и права средней школы №18 города Полевской Свердловской области, победитель конкурса «История 90-х» в номинации «Сценарий урока истории, обществознания, граждановедения»
Во вложенном файле – презентация к уроку.
Комментарии