Решение о месте, где пройдут торжества, посвященные Дням славянской письменности, принимаются коллегиально на Всероссийском оргкомитете. Тот факт, что празднования решили провести в этом году в Коломне, не случаен. Ведь наследие фессалоникийских братьев было продолжено именно здесь. Митрополит Московский и Коломенский Филарет, который в течение сорока шести лет был архипастырем этого древнего города, возглавил перевод Библии на современный русский язык, еще более приблизив человека к священной силе слова.
Место рождения: Фессалоники
Братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной семьи. Жили они в городе Солуни, столице Фессалоникской империи. Мефодий был старшим из семи сыновей и пошел по стопам отца – стал воеводой в славянском княжестве Славинии, бывшем под греческой державой. Младший Константин постигал науки и языки, был прозван философом и принял постриг, а с ним и имя Кирилл. Прослужив десять лет, Мефодий решил последовать примеру брата. Когда к византийскому императору Михаилу пришли послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке, император послал туда именно их. Там они, ведя активную евангельскую проповедь, составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги Священного Писания и книги, без которых не могло совершаться богослужение.
Труд Кирилла и Мефодия послужил фундаментом, на котором сегодня зиждется грандиозное здание славянской культуры, занявшее почетное место в мировой. Их деяния имели великое значение и для России. Именно на ее просторах дело христианского просвещения, которому братья посвятили всю жизнь, осуществилось в наиболее законченном и совершенном виде. Здесь их духовное наследие было воспринято во всей полноте, глубоко усваивалось на протяжении столетий и принесло плоды сторицею. Они заложили незыблемое основание только еще зарождавшейся тогда и обретавшей свою письменность культуры славянского мира. Создание Кириллом азбуки и главным образом перевод священных книг на старославянский, ставший с тех пор книжным, привели к возникновению в Восточной Европе многовековой культурной и духовной традиции. Новая письменность продолжает оставаться неотъемлемой частью жизни большинства славянских народов, благодаря ей они могут выражать в согласии со складом своего характера идеи, мысли и чувства.
Российское государство с самого момента своего приобщения к православной вере восприняло ту культурную традицию, носителями которой были фессалоникийские братья. За более чем десятивековое существование страны наследие Кирилла и Мефодия не только прочно вошло в сознание русского народа, но никогда не прекращало творчески развиваться. Это нашло выражение в духовной культуре народа, повлияло на формирование и развитие самого русского языка. «Едва ли какой другой народ славянский воспринял Кирилло-Мефодиевское наследие в такой степени, как русские с принятием христианства от греков при посредстве всего богатства начальной славянской письменности и ее продолженного расцвета в Болгарии… – замечал выдающийся исследователь наследия Кирилла и Мефодия академик Петр Лавров. – Письменности суждено было сыграть объединяющую почти все славянство роль. Мы, русские, особенно прочно обогатились элементами церковнославянского языка, потому что, приняв его как книжный язык, неразрывно его сплотили с родным в своем литературном языке, и нет другого славянского языка, в котором бы в настоящее время оставалось столько элементов старославянских, как в нашем».
Форпост культуры
Василий Дроздов родился 26 декабря 1782 года в семье коломенского священнослужителя. Закончил семинарию Троице-Сергиевой лавры. Десять лет был профессором и ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1808 году Василий Михайлович принял монашеский постриг с именем Филарет. Епископ, а затем архиепископ, в 1826 году Филарет был возведен в сан митрополита императором Николаем II. Таланты богослова, писателя, поэта, ученого и администратора сочетались в нем с подвижнической жизнью, дарами прозорливости и чудотворения. Перевод книг Священного Писания стал делом всей его жизни. В 1994 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил митрополита Филарета к лику святых.
Коломна – город начала российской государственности. На протяжении пяти веков он являлся важнейшим стратегическим пунктом на южных рубежах Московского княжества. Первое упоминание о Коломне находится в летописи 1177 года. Находясь у самого слияния Москвы-реки с Окой, она крепким узлом связывала между собой нижнее и верхнее течения этих важных речных путей центра Руси, что было залогом большого военно-стратегического значения.
Испокон веков Коломна – место сбора русской силы перед решающими битвами. Здесь Дмитрий Донской собирал в 1380 году дружины на пути к Куликову полю. Здесь Иван III отражал натиск крымских татар, которые в XIII – первой четверти XIV веков неоднократно разоряли город, а Иван Грозный формировал полки перед походом на Казань. В начале XVI века Коломна включается в оборонительную систему южных границ Московского государства. Это повлекло за собой сооружение в 1525-1531 годах мощного каменного кремля. На его территории сегодня находятся ансамбль Соборной площади с Успенским собором, Тихвинская церковь с шатровой колокольней, комплекс Ново-Голутвина монастыря и архиерейский дом, ансамбль Брусенского монастыря с Успенской церковью и Крестовоздвиженским собором, Воскресенская церковь и церковь Николы Гостиного. В городе находится также Старо-Голутвин монастырь, основанный Сергием Радонежским. В нем теперь Коломенская духовная семинария.
В Коломне 26 храмов, 420 памятников истории и культуры. 25 из них имеют федеральное значение. За девять веков город прошел путь от славянского городища, церковной столицы края, шумного торгово-ремесленного града до современного культурного центра столичной области.
В течение года в образовательных учреждениях олимпиады сменяли одна другую, проходили «круглые столы», литературно-исторические чтения, открытые уроки, конкурсы рисунков, многочисленные фестивали. В Коломенском районе прошли традиционные Кирилло-Мефодиевские, а в городе – Филаретовские чтения.
Солнце русской поэзии
Не успели миновать торжества, связанные с Днями славянской письменности и культуры, как на пороге новая дата – день рождения великого русского поэта. В творчестве Александра Сергеевича нет прямого упоминания подмосковного города, помнящего и владение литовского князя Свидригайлы Ольгердовича, получившего право на правление в обмен за союзничество, и восстание под предводительством Ивана Болотникова, когда Коломна стала одним из главных пунктов повстанческого движения, и заточение в башне своего кремля Марины Мнишек. Но исторические коллизии все же связывают их воедино. Так же, как и личность Московского и Коломенского митрополита.
Митрополит Филарет был человеком разносторонних дарований, остался он в народной памяти и как стихотворец. Еще
18-летним семинаристом он обратил на себя внимание тем, что написал на древнегреческом языке четверостишие, посвященное митрополиту Платону. После окончания семинарии одним из предметов, которые он преподавал, была поэзия. Он выступал с докладами в «Обществе любителей русской словесности». А за литературное мастерство, с которым были построены его проповеди, Филарета называли «московским Златоустом». Его перу принадлежат множество сочинений, и не случайно Александр II поручил именно ему составление Манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
Неординарность личности Филарета отмечали многие знавшие его современники. Она проявлялась во многих его свойствах, в том числе в умении признавать свои ошибки. Весьма характерен в этом отношении часто вспоминаемый случай, произошедший во время заседания Московского комитета попечительства о тюрьмах. Известный всей России тюремный врач Федор Гааз заговорил о том, что среди арестантов много тех, кто осужден безвинно. Филарет, председательствовавший на заседании, строго одернул доктора: «Невинно осужденных не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина…» Доктор Гааз вскричал: «Владыко, что Вы говорите! Вы о Христе забыли!» Возникла пауза, и взгляды присутствующих устремились на Филарета. Помолчав еще некоторое время, митрополит тихо сказал: «Нет, Федор Петрович, не так. Я не забыл Христа… Но когда я сейчас произнес поспешные слова… то Христос обо мне забыл». После этого он встал, благословил присутствующих и вышел.
Еще одним свидетельством неординарности Филарета стал его поэтический диалог с Пушкиным. Известно, что поэта время от времени посещали настроения, сходные с настроениями Екклезиаста. Иногда это случалось в определенные, значимые моменты жизни, такие, как, например, дни рождения. Так, в день, когда поэту исполнилось 29 лет, он написал стихотворение:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал?
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою.
Однозвучный жизни шум.
Это стихотворение Пушкина было опубликовано в 1830-м в альманахе «Северные цветы». Там, очевидно, его и увидел митрополит. Филарет тут же дал на него свой ответ, выполненный тоже в стихотворной форме:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Прочитав поэтическое послание Филарета, Пушкин ответил на него стихотворением «Стансы», которое можно рассматривать как попытку поэта защитить внутри себя то, что он считал самым ценным и дорогим, – глубоко христианское жизнепонимание. По «Стансам» видно, что Пушкин страстно желал, чтобы те мимолетные всплески вольтерьянского празднословия и скепсиса, которые его иногда посещали, не принимались за его истинную сущность. Таким образом, поэтическое послание Филарета Пушкину можно расценивать не столько как оппонирование, сколько видеть в нем протянутую руку духовной поддержки. Пастырь не ошибся. Христианская душа поэта встрепенулась, и прозвучали слова смирения и любви, идущие из самого сердца.
Комментарии