search
main
0

Разве глухота помеха? При желании можно научиться петь и говорить по-английски

Школа-интернат №65 словно спряталась в зеленой гуще деревьев между Нижегородским строительным техникумом и лицеем №28. В это здание, где находятся и учебные классы, и жилые комнаты для воспитанников, школа-интернат переехала 15 лет назад. А прежняя прописка была в Автозаводском районе. Именно с этой особенностью – близостью с крупнейшим предприятием отечественной автомобильной промышленности – и связана одна из новаций учебного процесса, которых, к слову сказать, в школе-интернате немало.

Если говорить официальным языком, 65-я – это специальное образовательное учреждение второго вида для слабослышащих и позднооглохших детей. И до недавнего времени здесь получали, как и в других учреждениях подобного типа, лишь основное общее образование. Однако вместо девяти лет, как в обычной школе, учебную программу проходили за 11 лет. Два года назад здесь ввели третью ступень обучения, и теперь из четырех школ такого вида, находящихся в Нижегородском регионе, в 65-ю приходят ребята в 12-й класс, чтобы получить аттестат зрелости.

Вот только закавыка была в том, что после окончания школы выпускникам уже по 19-20 лет, а за плечами нет никакой профессии. На работу их не принимают, потому что обучать таких молодых людей хлопотно – на предприятиях нет специалистов, работающих с глухими. И ребенок остается не у дел и надеется только на помощь органов соцзащиты и родителей. А надо помнить, что в этом возрасте молодой человек сам хочет создать свою семью. А жить чем? В школе-интернате над этим серьезно задумались.

Первым делом поставили задачу, которой, по сути, и нет в Положении о школе, – давать своим воспитанникам не только образовательный стандарт, но и профессию. Директор 65-й Александр Веселкин обратился в Департамент управления и обучения персонала ОАО «ГАЗ», и с 1995 года школа-интернат стала постоянно заключать договора на обучение детей в Учебном центре ГАЗа. «Там великолепная база, ведь это был учебный центр всей автомобильной отрасли Советского Союза, отличные условия для теоретической и практической подготовки, хорошие мастера производственного обучения, – говорит Александр Веселкин. – Ежегодно по две-три группы наших старшеклассников обучаются в центре по двухгодичной программе – специальностям «токарь-универсал», «фрезеровщик» и «швея». Но важно не только получить профессию, но и устроиться на работу. Единственное предприятие в Нижнем Новгороде, которое шло нам навстречу и трудоустраивало наших выпускников, – автомобильный завод, за что мы им очень благодарны. Сейчас на автозаводе трудятся свыше восьмисот человек с нарушениями слуха, и зарплата у них по меркам нашего региона немаленькая. И наши ребятишки-выпускники, что там работают, очень довольны. Они участвуют в общественной жизни и самого завода, и Автозаводского района. Многие получили жилье в общежитиях, а некоторые даже и квартиры».

Уже никого не удивляет, что вместе с аттестатом зрелости выпускники школы-интерната получают и документы, свидетельствующие о третьем, четвертом разряде по выбранной специальности. И в новом учебном году рабочим профессиям будут обучаться пять групп старшеклассников. В группах от пяти до десяти человек, что напоминает, по большому счету, индивидуальное обучение. Здесь и классы-то маленькой наполняемости – шесть-восемь человек. Такова специфика подобных учебных заведений.

«Конечно, есть дети, которые идут не на завод, а поступают в вузы и в средние специальные учебные заведения. Поэтому мы вводим инновации в учебный процесс. Во-первых, необходимость компьютерной грамотности. Начиная с шестого класса идет информатика, правда, факультативно. Дело в том, что по учебному плану она у нас только в старшем звене средней школы, но я считаю, что это крайне недостаточно». Слова директора подтверждают и сами дети – своими успехами, и их учитель информатики Лилия Доронина. В этой школе она работает уже 12 лет и кроме уроков физики и информатики ведет занятия в компьютерном кружке. В компьютерном классе я как раз застала девятиклассников. «Эти ребята занимаются в кружке только второй год, – говорит Лилия Николаевна. – У таких детей очень хорошее восприятие, и за год, пока они были в восьмом классе, мы успели пройти разные программы, как текстовые, так и графические. Освоили РР-презентации и издательскую Publisher». Многие ребята повышают свой уровень и на дополнительных курсах пользователей ПК в Нижегородском госуниверситете им. Н.И.Лобачевского. Конечно, курсы платные, но родители не жалеют денег на образование своих детей. Тем более что для большинства из тех, кто поступает в МВТУ имени Баумана, эти навыки ой как нужны. В Бауманке на факультете дистанционного обучения среди студентов – 180 неслышащих, в том числе и нижегородцы. Так что введение информатики пошло на пользу. Самое главное, считают педагоги школы-интерната, чтобы дети знали, что все зависит от них, и не надеялись ни на папу, ни на маму, ни на государство. Тем более что эти дети поступают в высшие и средние учебные заведения исключительно благодаря своим знаниям и упорному труду, а не за счет каких-то льгот – инвалидам третьей группы, каковыми считаются эти ребята, они попросту не предусмотрены.

Кроме информатики в 65-й введен в учебную программу и иностранный язык. Дети занимаются английским начиная с пятого класса. Да, совсем как в обычной массовой школе, и директор Веселкин не видит в этом ничего особенного. «Тем более что к нам часто приезжают гости из англоязычных стран, и наши дети свободно с ними общаются. Интересен взгляд иностранцев на проблему адаптации инвалидов в обществе. В Америке, например, таких школ, как наша, практически нет. У них интегрированное обучение – дети с нарушениями слуха учатся в обычных массовых школах.

Сейчас в нашей школе почти сто процентов детей слухопротезировано – в последние два-три года мы получили много слуховых аппаратов. Это в основном зарубежные приборы. Они позволяют прекрасно слышать и воспринимать мир. Поэтому выбор – учиться в нашей специализированной школе или в обычной массовой – делают сами родители. Как правило, в специализированных для ребенка-инвалида более комфортные условия. Что значит для него пойти в обычную школу, где в классе 25-30 человек?.. А здесь обучение практически индивидуальное. Кроме образовательного стандарта есть, конечно, и специализированные занятия: развитие слухового восприятия, обучение произношению и другое. Безусловно, в массовой школе нет таких предметов, да и специалистов таких нет, а у нас из 35 учителей 18 имеют специальное дефектологическое образование».

Что касается педагогического коллектива, то он в школе-интернате стабильный, сплоченный. О высоком профессионализме говорит тот факт, что 14 учителей имеют высшую, а остальные – первую квалификационную категорию. Две бывшие ученицы пришли сюда работать после окончания вуза. Выпускница 1990-х Наталья Витковская начинала работать старшей вожатой, а сейчас учит ребят рисованию и черчению. К слову сказать, немало бывших учениц 65-й продолжают дело своих педагогов в других школах.

Примеру старших выпускниц хочет последовать и Алеся Балышева. Сегодня она учится в 12-м классе третьей ступени и мечтает стать учителем литературы. Почему литературы? Потому что любит читать, а ее любимый поэт – Лермонтов. На школьном конкурсе чтецов Алеся заняла первое место. Для нас, слышащих, воспринимать такое более чем странно, когда узнаешь, что Алеся из семьи глухих и не слышит вообще. И еще больше удивляешься, когда преподаватели говорят, что эта девочка талантлива и в изучении иностранного языка. Учитель английского Любовь Веселкина вместе со своими ученицами – Алесей и Таней Станченковой не побоялись сделать первый шаг на пути преодоления недуга. В прошлом учебном году они стали участниками городской олимпиады по иностранному языку, которую ежегодно проводит наш лингвистический университет. Нет, чуда не случилось, и девочки не завоевали призовых мест, но показали очень неплохой уровень – они набрали 8 баллов. И можно представить себе удивление преподавателей НГЛУ, когда те узнали, что девочки не только не учатся в гимназиях или школах с лингвистическим уклоном, но даже и не слышат.

На английском в 65-й не только говорят, но и поют. Да-да, еще раз всех удивила в этом году Таня Станченкова. В Самаре на Международном конкурсе она спела песню на английском языке. Воспитанники школы-интерната практически всегда в числе победителей на региональных и всероссийских конкурсах по жестовому пению. Не стал исключением и этот год – из Самары привезли три диплома. Таня не была одинока в столь оригинальной пропаганде изучения иностранного языка – некоторые из ее подруг-одношкольниц тоже запели на английском. Это ли не признание того, что педагогический коллектив нижегородской школы-интерната пошел по правильному пути, ломая старые устои?

Здесь обычной программы средней школы и «углубленки», как говорят, в принципе быть не может, если в классе всего по шесть-восемь учеников. И все же педагоги работают индивидуально, развивая способности детей. Кроме основных предметов есть специализированные факультативы, и сами преподаватели создают программы и сертифицируют их для дополнительного образования своих воспитанников. И не боятся в 65-й экспериментировать, пробовать новое и… признавать свои неудачи, лишь бы комфортно было в школе, прежде всего ребенку.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте