За последние несколько лет система финансирования столичных образовательных учреждений совершила значительный прорыв. Сегодня благодаря правильному распределению ресурсов московские школы – это не просто учебные заведения, а целые ресурсные центры, инновационные площадки, предоставляющие лучшие условия как для учеников, так и для преподавателей. Однако новые подходы к развитию образования на период до 2025 года, которые требуют немалой материальной поддержки, заставляют учителей и руководителей искать новые способы улучшения финансово-хозяйственных механизмов.
По мнению директора Московской международной школы Елены Шкуренко, разработка грамотной финансовой системы невозможна без привлечения профессионалов – высококвалифицированных финансистов и бухгалтеров, а также специалистов, разработавших в 2011 году новую на тот момент систему оплаты труда. По мнению педагогической общественности, нормативное финансирование должно сохраниться, но направлено оно будет на заработную плату, налоги, обслуживание, приобретение основных материальных средств. А коммунальные расходы в свою очередь будут зависеть от площади и состояния зданий.Проведение ремонтных работ планируется осуществлять с учетом возможностей и потребностей школ. Так, например, согласно проекту «Стратегия-2025» финансовые затраты на модернизацию одного здания можно оценить в 220-250 млн рублей.Основополагающим принципом финансирования образовательных организаций остается формула, которая ориентирована на личность ученика и как следствие направлена на результат.Вероятнее всего, финансирование, предусмотренное для 10-11-х классов, будет также распространяться на 8-9-е классы, так как именно эти ступени будут задавать темп развития и направления дошкольному, начальному и основному образованию, а также станут крепким фундаментом профессионального и высшего профессионального образования. Ведь подготовленные и мотивированные на учебу студенты смогут в значительной степени повлиять на модернизацию вузов и колледжей.В связи с этим появится учитель школы старшеклассников – наиболее высококвалифицированный профессиональный педагог для 8-11-х классов, при отборе которого будут учитываться результаты независимого тестирования, участие в городских проектах, а также результаты бывших учеников и иные достижения. Это позволит повысить коэффициент стоимости ученико-часа.Более того, у самых успешных учеников старшей школы появится возможность получения сертификатов, которыми можно оплачивать учебу в организациях дополнительного образования, а также кружки, студии или курсы в других учебных заведениях.На протяжении многих лет классный руководитель играл значимую роль в формировании ценностных ориентиров ученика, его личностных качеств, отношения к семье, городу, стране, людям, самому себе. Однако новый формат организации обучения ставит перед руководителем класса новые требования, которые обязывают его заниматься электронным дневником, системой «МЭШ» и другими рабочими моментами. В результате на воспитательную деятельность времени практически не остается. По этой причине, чтобы облегчить жизнь педагогов, директор школы №1310 Андрей Вдовин отменил систему классного руководства на уровне средней школы, а вместо этого ввел тьюторов, которые отвечают за воспитательную работу. Важно то, что заработная плата тьютора прямо пропорциональна успеху его детей, что мотивирует специалистов на еще более ответственное отношение к своей работе. Со следующего года система классного руководства останется только на этапе начальной школы. Такой подход позволит оптимизировать работу со школьниками и добиться лучших результатов как в образовательной, так и в воспитательной сфере.Рост заработной платы позволит повысить престиж педагогических специальностей. Средняя зарплата московских учителей к 2025 году должна составить не менее 130 тысяч рублей. При этом минимальный уровень оплаты труда преподавателя будет равен 95-97 тыс. рублей. Вследствие этого профессия учителя станет авторитетной и элитарной, что приведет к увеличению требований к данной специальности. Ведь новый учитель столичной школы – это профессионал, ориентированный на успех и результат, непрерывное развитие, повышение квалификаций и компетенций даже в смежных областях знаний.Применение единой системы оплаты труда на территории всего межрайонного совета директоров позволит обеспечить справедливый подход к формированию базового фонда и распределению стимулирующих выплат.Грантовая поддержка талантливых и выдающихся преподавателей будет функционировать по-прежнему. При этом расширится список проектов и направлений, предоставляющих возможность получения гранта.Стоит отметить, что помимо перечисленных не меньшая часть финансирования придется на дополнительные затраты. Таким образом, ежегодная финансовая потребность на период до 2025 года для реализации Стратегии развития образования на период до 2025 года составит до 15-17 млрд рублей.Финансово-хозяйственные механизмы являются основой для построения улучшенной и модернизированной системы московского образования. Ведь только благодаря сухим цифрам и скрупулезным расчетам возможно воплотить в жизнь самые смелые идеи и наработки. В конечном счете верхушку айсберга также можно увидеть лишь благодаря его подводному основанию.Игорь АЛЕКСАНДРОВ,межрайонный совет директоров №13
Комментарии